Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:10, реферат
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического
управления производством, которая включает совокупность принципов, методов,
форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и
практические образцы эффективного руководства, под которым понимается
искусство управления.
1.ВВЕДЕНИЕ 2
2.РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В МЕНЕДЖМЕНТЕ 3
3.КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 8
4.СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА 11
5.ОТЛИЧИЕ ЛИДЕРА ОТ МЕНЕДЖЕРА 12
6.СТИЛИ РУКОВОДСТВА 14
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ 2
2.РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ФАКТОРА В МЕНЕДЖМЕНТЕ 3
3.КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
8
4.СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА
11
5.ОТЛИЧИЕ ЛИДЕРА
ОТ МЕНЕДЖЕРА 12
6.СТИЛИ РУКОВОДСТВА
14
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического
управления производством, которая включает совокупность принципов, методов,
форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и
практические образцы эффективного руководства, под которым понимается
искусство управления.
Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации)
немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное
функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная
команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
До последнего времени само понятие "управление персоналом" в
нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления
каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и
социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по
управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в
организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и
увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации
и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются
отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни
координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами
организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники
безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые
выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в
организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий
организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В
силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и
обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-
психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных
взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и
социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы
кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на
вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;
маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная
и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой
мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология,
эргономика и эстетика труда.
Если в условиях командно-административной системы эти задачи
рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись
на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаем, что исследование роли
человеческого фактора в управлении, анализ кадровой политики, а также
стиля, методов управления и роли лидерства на конкретном предприятии
является достаточно
актуальным и требует своего рассмотрения.
2.РОЛЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого
общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые
общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма
ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с
вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. В Библии
содержится немало примеров управления людьми – достаточно вспомнить Моисея,
решавшего (с Божьей помощью) вопросы организации, распределения и
стимулирования труда при переходе израильтян из Египта в Страну
Обетованную.
В средние века большинство организаций использовало труд небольшого
числа людей (пожалуй, единственным исключением являлась армия), в течение
многих лет и даже столетий выполнявших одни и те же операции. Управление
персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя
организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении
своих сотрудников на основе здравого смысла и опыта. При всей внешней
незамысловатости этой деятельности эпоха средневековья дает интересные
примеры планирования и развития профессиональной карьеры
(западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и
критериями продвижения в ее рамках), стимулирования труда (первые планы
участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (цеховые
школы, система ученичества).
Промышленная революция XIX века изменила характер экономических
организаций – на смену мастерским пришли фабрики, использующие совместную
работу значительного числа людей. Изменился и характер труда – на смену
квалифицированному труду ремесленника пришел механический и
бессодержательный труд пролетария. Рост масштабов экономических организаций
и усиление недовольства условиями труда большинства их работников
постепенно заставляли руководителей этих организаций нанимать специалистов,
занимающихся исключительно отношениями с рабочими. В Англии их называли
Секретарями благополучия, в США и во Франции - Общественными секретарями.
Они устраивали школы и больницы для рабочих, контролировали условия труда.
Существенные изменения в
в промышленно развитых странах в 20-30-е годы XX века. Три важнейших
фактора предопределили эти изменения - появление и распространение
«научной организации труда», развитие профсоюзного движения и активное
вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.
Теория «научной организации труда» или точнее «научного управления»,
основы которой были заложены в начале XX века в работах Фредерика Тейлора
(США), а впоследствии
развиты многими учеными,
в управлении организацией в целом и человеческими ресурсами в частности.
Теория «научного управления» утверждала, что существуют оптимальные и
универсальные для всех предприятий методы управления и организации труда,
позволяющие значительно повысить его производительность. Разработать эти
методы предлагалось на основе использования достижений науки (математики,
физики, психологии), проведения экспериментов. По мере распространения идей
«научного управления» на многих предприятиях появились представители новой
профессии – инженеры, занимающиеся изучением и оптимизацией рабочих
методов.
Развитие машинного
промышленных предприятий и сделавшего их труд механическим и однообразным,
способствовало бурному росту профессиональных союзов во всех индустриальных
странах. К началу 30-х годов XX века заключение коллективных договоров
между профсоюзами и работодателями превратилось в общепринятую практику во
всех промышленно развитых странах. Значительно усложнившиеся отношения с
объединенными в профсоюзы работниками, потребовали от многих организаций
создания специальных должностей директоров или администраторов, в функции
которых входило ведение переговоров с профсоюзами, разбор их претензий,
представительство интересов организации в случае судебного процесса.
Резкое социальное расслоение
общества в индустриально
в первые десятилетия XX века сопровождалось усилением влияния
социалистических и коммунистических партий, а также радикальных профсоюзов,
что заставило правительства этих стран активно включиться в регулирование
отношений между рабочими и работодателями. Вмешательство государства
привело к созданию национальных систем социального страхования, компенсации
по безработице, установлению минимальной заработной платы, ограничению и
сокращению продолжительности рабочего дня. В результате этого организации
начали создавать специальные отделы, занимающиеся соблюдением контроля за
трудовым законодательством, осуществляющие взаимодействие с
государственными органами. Они, как правило, назывались отделами кадров.
В 50-70-е годы по индустриально развитым прокатилась очередная
законодательная волна, значительно усложнившая государственное
регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех