Менеджмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В подобной ситуации стремление экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с только формирующимся аппаратом управления деятельностью субъекта.

Содержание

Введение

Основные аспекты и тенденции риска-менеджмента

Классификация риков

Управление рисками

Методы управления рисками

Формирование программы риск-менеджмента компании

Карта рисков-эфективный инструмент управления

Карта рисков

Список литературы

Работа содержит 1 файл

риск менеджмент.doc

— 227.00 Кб (Скачать)
 

    Коммерческий  риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

    Коммерческий  риск включает в себя риски, связанные:

  • с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • с транспортировкой товара (транспортный);
  • с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • с платежеспособностью покупателя;
  • с форс – мажорными обстоятельствами.
 

    Инвестиционные  риски. Группа инвестиционных рисков включает в себя следующие риски.

Инфляционный  риск – риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесцениваются быстрее, чем растут ( с точки зрения покупательной способности).

    Системный риск – риск ухудшения конъюнктуры (падения) какого-либо рынка в целом. Он не связан с конкретным объектом инвестиций и представляет собой общий риск на все вложения на данном рынке (фондовом, валютном, недвижимости и т.д.). Данный риск заключается в том, что инвестор не сможет вернуть вложения, не понеся существенных потерь. Анализ системного риска сводится к оценке того, стоит ли вообще иметь дело с данным видом активов, например акциями, и не лучше ли вложить средства в иные виды имущества, например в недвижимость.

    Селективный риск – это риск потерь или упущенной выгоды из-за неправильного выбора объекта инвестирования на определенном рынке, например неправильного выбора ценной бумаги из имеющихся на фондовом рынке при формировании портфеля ценных бумаг.

    Риск  ликвидности – риск, связанный с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества, например какого-либо товара, недвижимости (земля, строение), ценной бумаги и т.д.

    Риск  ликвидности появляется когда: все участники предпринимают одинаковые действия в одном секторе рынка, возникает новый вид риска – риск ликвидности. Риск в данном случае проявляется в том, что невозможно быстро закрыть позицию, существенно не изменив цену актива.  

    Кредитный (деловой) риск – риск того, что заемщик (должник) окажется не в состоянии выполнить свои обязательства. В качестве примера этого вида риска можно привести отсрочку погашения кредита или замораживание выплат по облигациям.   

УПРАВЛЕНИЕ  РИСКАМИ

  ЧТО ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ  РИСКОМ

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных  и минимизацию отрицательных  последствий наступления рисковых событий.

Процесс управления рисками  проекта обычно включает выполнение следующих процедур:

1. Планирование управления  рисками - выбор подходов и  планирование деятельности по  управлению рисками проекта.

2. Идентификация рисков - определение рисков, способных  повлиять на проект, и документирование  их характеристик.

3. Качественная оценка  рисков - качественный анализ рисков  и условий их возникновения  с целью определения их влияния  на успех проекта.

4. Количественная  оценка - количественный анализ вероятности  возникновения и влияния последствий  рисков на проект.

5. Планирование реагирования  на риски - определение процедур  и методов по ослаблению отрицательных  последствий рисковых событий  и использованию возможных преимуществ.

6. Мониторинг и  контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры  взаимодействуют друг с другом, а  также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней  мере, один раз в каждом проекте.

Система управления риском может обеспечивать выполнение целого ряда управленческих целей организации. Она может выступать в качестве основы всей управленческой деятельности, на ее базе строится управленческая стратегия и система контроля.

Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска.

 

Методы  управления рисками  можно     разделить на четыре группы:

    • методы уклонения от риска;
    • методы локализации риска;
    • методы диссипации риска;
    • методы компенсации риска.

Методы  уклонения от риска  предполагают:

  • исключение рисковых ситуаций из бизнеса;
  • избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами;
  • отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм;
  • отказываются от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации.

    Если  руководство решает использовать в качестве «уклонения» -  страхование то необходима разработка комплексной программы защиты, а не единичные обращения в страховую фирму.

    Если  у предприятия не хватает средств  для комплексной страховой защиты, необходимо выделить те риски, реализация которых связана с наибольшими потерями и застраховать именно их.

Метод локализации риска

Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.

Наиболее опасные  участки производственного процесса локализуются, и над ними устанавливается контроль, снижается уровень финансового риска.

        Подобный метод используют крупные  компании для внедрения инновационных  проектов, освоения новых видов  продукции и т. д. 

В самых простых  случаях для локализации риска  создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.  

Методы  диссипации (рассеивания) риска

Представляют  собой более гибкие инструменты  управления. Один из них связан с  распределением риска между стратегическими  партнерами. В качестве партнеров могут выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь могут создаваться акционерные общества, финансово – промышленные группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.

Объединение предприятий  в одно либо в группу носит название интеграции.  

Выделяют  четыре основных вида интеграции риска:

  • (обратная) интеграция - предполагает объединение с поставщиками;
  •    (прямая) интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;
  • горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;
  • вертикальная интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.

Другая  разновидность методов  диссипации риска  – это диверсификация.

подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.

Диверсификация  закупок – это увеличение количества поставщиков, что позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)

Диверсификация  рынка сбыта (развитие рынка) -  предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.

Диверсификация  видов хозяйственной  деятельности -  подразумевает

расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль.

 Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля

предполагает  реализацию одновременно нескольких проектов, характеризующихся небольшой капиталоемкостью. Это можно назвать диверсификацией инвестиций.

Методы  компенсации риска

Данная группа методов относится к упреждающим  методам управления

(управление  по изменениям).

1. Стратегическое планирование особенно эффективно, если

разработка стратегии  проходит через  все сферы внутри предприятия.

Разработка комплекса  компенсирующих мероприятий, создания и использования резервов.

2. Прогнозирование  внешней экономической  обстановки.

Заключается в  периодической разработке сценариев  развития внешней среды предприятия, в прогнозировании поведения  возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка.

3. Активный целенаправленный маркетинг.

Он подразумевает  использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.

  • Рекламные акции Позиционирование товара Дифференциация продукции Фокусирование на определенные группы потребителей.
 

4. Мониторинг социально – экономической и нормативно – правовой среды  Интенсивное формирование спроса на свою продукцию.

         Используются методы:

  • Сегментация рынка и оценка его емкости;
  • Организация рекламной компании;
  • Анализ поведения конкурентов;
  • Выработка конкурентных стратегий.

5. Создание системы  резервов.

При использовании  этого метода на предприятии создаются  страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, создаются планы  их мобилизации в условиях кризиса. В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным.          

6. Привлечение внешних  ресурсов.

  • В случае когда фирма не в состоянии покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них — перспектива будущей прибыльности.

Для снижения внутренних предпринимательских  рисков предприятие  должно проверять потенциальных партнеров по бизнесу и тщательно подбирать кадры.

Американские  предприниматели  часто практикуют правила пяти «C» – модели для проверки кредитоспособности партнера:

1.личность заемщика (character) – его репутацию, степень ответственности;

2.финансовые возможности (capacity) – способность погасить взятую ссуду за счет текущих поступлений или средств от реализации активов;

3.имущество (capital) – величина и структура акционерного капитала;

4.обеспечение (collateral) – вид и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога; 5. общие условия (conditions) – общее экономическое состояние и другие факторы. 

Информация о работе Менеджмен