Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. Выявить основные черты менеджера в качестве лидера, указать направление их совершенствования.
Задачи исследования:
-изучить теоретические подходы и статистический материал,
-изложить точка зрения автора,
-сделать выводы,
-сформулировать предложения и рекомендации по решению данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ.
Безусловно, люди - самая большая ценность в любой организации, но в то же время, они наименее предсказуемы с точки зрения управления. Это справедливо как в отношении промышленных и торговых компаний, так и любой другой деятельности, независимо от того, связана ли она с получением прибыли или нет, относится ли к производству какого-либо товара или услуги, или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим целостный характер любой деятельности, а также фактором, определяющим ее эффективность.
Актуальность работы обусловлена
тем, что в современных условиях
всё большее значение приобретают
отрасли, связанные с интеллектуальной
и управленческой деятельностью. Эффективный
руководитель должен представлять собой
интерпретацию менеджера и
За последние годы в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.
Объектом изучения в данной работе был взят кирпичный завод ОАО «Крепость».
Предметом исследования является важная роль руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость» Иванова В.И.
Проблема, рассматриваемая в работе, заключается в умении менеджера сочетать в себе управленческие и лидерские качества. Быть менеджером и быть лидером в организации – не одно и то же. У некоторых людей – настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских качеств. Другие обладают явными задатками лидера, но по различным причинам не способны стать успешными менеджерами. Каждый человек, желающий стать лидером и достичь успеха в сфере управленческой деятельности, должен обладать определенными качествами, позволяющими безупречно руководить персоналом, организовывать работу своих сотрудников так, чтобы она была максимально эффективна.
Цель работы состоит в том, чтобы показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. Выявить основные черты менеджера в качестве лидера, указать направление их совершенствования.
Задачи исследования:
-изучить теоретические подходы и статистический материал,
-изложить точка зрения автора,
-сделать выводы,
-сформулировать предложения и рекомендации по решению данной проблемы.
Таким образом, вполне очевидно,
что компании приводятся в движение
не логикой или четкими
ГЛАВА 1: Теория об объекте и предмете исследования
Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным.
Согласно бизнес-словарю,
менеджер (от англ. «manager» - управлять)-
наемный управляющий компанией, фирмой,
банком, структурным подразделением, направлением,
обладающий в пределах своей компетенции,
исполнительной властью. Менеджер выполняет
общие функции управления -планирование,
организацию, мотивацию , контроль и анализ,
координация.
Менеджер (от англ. « to manage » - управлять), по О.С. Виханскому и А. И. Наумову - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.
Организация не может существовать без менеджеров, ибо они:
-Обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
-Проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
-Разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
-Обеспечивают служение организации интересам тех лиц или учреждений, которые ее контролируют;
-Являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;
-Несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
-Официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.
Таким образом, можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.
Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением талантливо и эффективно руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников.
Быть менеджером и быть
лидером в организации – это
не одно и то же. Менеджер в своем
влиянии на работу подчиненных и
построении отношений с ними прежде
всего использует и полагается на
должностную основу власти и источники,
ее питающие. Лидерство как специфический
тип отношений управления основывается
больше на процессе психологического
воздействия. Этот процесс является
гораздо более сложным, требующим
высокого уровня взаимозависимости
его участников. В отличие от собственно
управления лидерство предполагает
наличие в организации
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.
Отличие менеджера от лидера (по О.С. Виханскому, А. И. Наумову)
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
По механизму своего выдвижения
лидер может быть формальным или
неформальным. В первом случае его
назначают сверху или же выдвигают
и избирают и он приобретает, таким
образом, официальный статус руководителя.
Неформальный же лидер может проявиться
и получить признание в коллективе,
организации в силу своих ярко
выраженных индивидуальных, социальных,
политических, психологических и
иных качеств. Своим авторитетом
и влиянием неформальный лидер воздействует
на поведение людей и может
составить оппозицию
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские отношения
отличает то, что последователи признают
лидера составной частью организации
только тогда, когда он доказал свою
компетентность и ценность. Лидер
получает свою власть от последователей,
поскольку они признают его в
качестве лидера. Для поддержания
своей позиции лидер должен предоставлять
им возможность удовлетворять свои
потребности, которые не могут быть
достигнуты по-другому. В ответ они
удовлетворяют лидерскую
Неудачи постигают лидеров
по разным причинам, но успех к лидерам
приходит во многом при наличии у
них достаточно одинаковых способностей
и умений. Изучение опыта работы
многих лидеров-практиков
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Таким образом, очевидно, что
на практике не наблюдается идеального
соблюдения этих двух типов отношений
управления. Исследования показывают,
что значительная группа менеджеров
во многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается
в реальной жизни реже. Словом, не
каждый менеджер является лидером, но
каждый должен к этому стремиться. Лидерство
может способствовать быстрому росту
организации. И эта проблема должна изучаться
не только в Вузах, но и на рабочих местах.
Т.е. можно устраивать занятия с персоналом,
где определять их склонность к лидерству,
уровень их лидерства, а также проводить
различные мероприятия, которые развивали
бы эти качества у работников.
Никогда не следует забывать, что лидерство
- это помощник человека не только в работе,
но и в жизни.
Кирпичный завод «Крепость» начал свою деятельность по производству кирпича в 1938 году, в состав завода в то время входил один основной цех по производству кирпича.
В 60-е годы на заводе была
произведена реконструкция
В 70-80-е годы непрерывно совершенствовалась
технология производства кирпича и
проводилась реконструкция
В 1984 на базе действующего завода начато и в 1986 году закончено строительство нового цеха по производству кирпича.
В 1992 году кирпичный завод «Крепость» преобразован в открытое акционерное общество.
Кроме основных цехов, завод имеет технически оснащенные ремонтные службы: ремонтно-механический цех, электроцех, ремонтно-строительный цех, а также погрузочно-разгрузочный участок, гараж, горный цех, котельную, участок по изготовлению огнеупорных изделий.
На балансе предприятия
находятся объекты
Основным видом деятельности
ОАО «Крепость» является выпуск строительного
кирпича и железобетонных изделий.
В настоящее время завод