Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессии менеджера.
2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.
3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.
4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.
5. Проанализировать уровни и роли управления.
Введение
Глава 1. Менеджер как профессия
1.1 Профессия менеджера
1.2 Роль менеджера в организации
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера
2.2 Уровни и роли управления
Глава 3. Особенности подготовки менеджера как специалиста
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации»
Заключение
Список использованной литературы
· Руководители среднего
звена. Они контролируют работу руководителей
низшего звена и передают обработанную
информацию для руководителей высшего
звена. К данному звену относятся:
заведующие отделом, декан и т.д.
На руководителей среднего звена
ложится большая доля ответственности.
В большой организации
может быть такое количество руководителей
среднего звена, что может возникнуть
необходимость в разделении данной
группы. И если такое разделение
происходит, то возникают два уровня,
первый из которых называется верхним
уровнем среднего звена управления,
второй - низовым уровнем среднего
звена управления.
Трудно сделать
обобщение относительно характера
руководителя среднего звена, так она
значительно варьирует от организации
к организации и даже внутри одной
и той же организации. Руководитель
среднего звена часто возглавляет
крупное подразделение или
В основном, однако,
руководители среднего звена управления
являются буфером между руководителями
высшего и низового звеньев. Они
готовят информацию для решений,
принимаемых руководителями высшего
звена, и передают эти решения, обычно
после трансформации их в технологически
удобной форме, в виде спецификаций и конкретных
заданий низовым линейным руководителям.
Руководители среднего
звена, как социальная группа, испытывали
особенно сильное влияние различных
изменений экономического и технологического
характера на производстве в 80-х
годах. Персональные компьютеры ликвидировали
некоторые их функции и изменили
другие, дав возможность руководителям
высшего звена получать информацию
непосредственно за их рабочим столом
прямо из первоисточника, вместо того,
чтоб подвергать её фильтрации на уровне
руководителей среднего звена. Волна
корпоративных слияний и общее
давление с целью повышения
· Руководители высшего
звена. Самая малочисленная категория.
Они отвечают за разработку и реализацию
стратегии организации, за принятие
особо важных для нее решений.
К руководителям высшего звена
относятся: президент компании, министр,
ректор и т.д. Работа руководителя высшего
звена является весьма ответственной,
так как фронт работы большой,
а темп деятельности напряженный. Их
работа, в основном, заключается
в умственной деятельности. Они постоянно
должны принимать управленческие решения.
Обычно существует
иерархия (пирамида) управления (приложение
1) с дифференциацией по рангу
командной власти, компетенции принятия
решений, авторитету, положению. Форма
пирамиды используется для того, чтобы
показать, что на каждом последующем
уровне управления находится меньше
людей, чем на предыдущем.[5]
Иерархия управления
- инструмент для реализации целей
фирмы и гарантия сохранения системы.
Чем выше иерархический уровень,
тем больше объем и комплексность
выполняемых функций, ответственность,
доля стратегических решений и доступ
к информации. Одновременно растут
и требования к квалификации и
личная свобода в управлении. Чем
ниже уровень, тем больше простота решений,
доля оперативных видов
Общей чертой управленческой
работы является исполнение роли руководителя.
Все менеджеры занимают определенные
руководящие должности в
Американский теоретик
в области менеджмента Генри
Минцберг определил десять ролей, которые
в зависимости от уровней управления
принимают на себя руководители в
разной степени. Он подразделяет их на
три больших класса: межличностные
роли, информационные роли и роли по принятию
решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют
для создания единого целого. Именно из
них, взятых вместе, складываются объем
и содержание работы менеджера, какой
бы характер ни носила организация, в которой
он работает. Межличностные роли охватывают
сферу взаимодействия менеджера с людьми.
Они основаны на его полномочиях в организации
и способствуют тому, что к менеджеру стекается
множественная информация, обладая которой
он, с одной стороны, может выступать в
информационной роли, а с другой - в роли
центра обработки информации. Выполняя
межличностные и информационные роли,
менеджер оказывается достаточно подготовленным
для выполнения роли, связанной с принятием
решений, которая способна оказывать прямое
влияние на ход производственного процесса
и достижение целей организации. [7]
Классификация ролей
руководителя, по Г. Минцбергу (табл.1.),
дает представление о той работе,
которую выполняет менеджер. Эта
классификация дополняется еще
рядом функций, которые в обязательном
порядке выполняет любой
Ролевая структура
характеризует разделение членов коллектива
по творческим, коммуникационным и
поведенческим ролям (табл. 2).
Таблица 1 - Управленческие
роли по Г. Минцбергу.Роль Описание
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характер Церемониалы, действия, связанные с положением.
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовку работников Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Переписка, участие на совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Распространитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует анализа отдельных факторов для формирования политики организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Проведение обзоров, бесед.
Представитель Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям.
Роли по принятию решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов. Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности.
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений. Обсуждение стратегических и текущих вопросов.
Распределитель ресурсов
Ведущий переговоры Ответственный
за представительство организации на
всех значительных и важных переговоров. Ведение
переговоров.
Таблица 2 - Роли в коллективеНазвание роли Содержание роли
1. Творческие роли
Генератор идей выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идеи.
Эксперт обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.
Критик подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.
Организатор организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.
2. Коммуникативные роли
Делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.
Связной связывает на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи в группе.
Координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы сточки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.
3. Поведенческие роли
Оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной».
Конформист следую общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с мнением группы, представляя «молчаливое большинство».
Догматик упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Кляузник собирает и
способствует распространению слухов,
часто непроверенных и ложных. Во всем
видит личную обиду и готов писать жалобы
во все инстанции.
Как видно, многие качества
влияют на эффективность деятельности
менеджера - не только профессиональные,
но и личные психологические
Глава 3. Особенности
подготовки менеджера как специалиста
3.1 Особенности специальности
«Менеджмент организации»
Общая характеристика
специальности 080507 – "Менеджмент организации
"
1. Специальность
утверждена приказом
2. Нормативный
срок освоения образовательно-
3. Квалификационная
характеристика выпускника, область
и объекты профессиональной
4. Область профессиональной
деятельности.
Область профессиональной
деятельности менеджера - обеспечение
эффективного управления организацией,
организация систем управления, совершенствование
управления в соответствии с тенденциями
социально-экономического развития.
5. Объекты профессиональной
деятельности.
Объектами профессиональной
деятельности менеджера являются различные
организации экономической, производственной
и социальной сферы, подразделения
системы управления государственных
предприятий, акционерных обществ
и частных фирм. Она распространяется
также на научно-производственные объединения,
научные, конструкторские и проектные
организации, органы государственного
управления и социальной инфраструктуры
народного хозяйства.
6. Основные виды
профессиональной деятельности.
Менеджер должен
быть готов к следующим видам
деятельности, которые выделяются в
соответствии с его назначением
и местом в системе управления:
управленческая и организационная,
экономическая и планово-
7. Менеджер может
продолжить образование в
Требования к уровню
подготовки абитуриента.
1. Предшествующий
уровень образования