Менеджер и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Стандартное определения понятия «менеджер» сводится к тому, что человек является менеджером, если он отвечает за других людей и за их работу. Однако такое представление о менеджере кажется чересчур ограниченным. Основная ответственность менеджера направлена вверх, то есть на предприятие, составную часть которого он представляет. Кроме того, отношения менеджера с руководством предприятия и с коллегами-менеджерами не менее важны в его деятельности, чем отношения с подчиненными, работой которых он руководит и за которых он несет ответственность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Профессия менеджер………………………………………………………..5

1.2 Деятельность менеджера…………………………………………………..5

1.3 Задачи менеджера………………………………………………………….8

1.4 Функции менеджера……………………………………………………….9

1.5 Основные качества менеджера……………………..……………………10

2. Требования к менеджеру…………………………………………………..16

3. Власть и личное влияние менеджера……………………………………..24

3.1 Авторитет менеджера……………………………………….……………29

Заключение……………………………………………………………………31

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджер и его функции.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    2. способность разбираться в современной  информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

    3. ораторские способности и умение  выражать мысли;

    4. владение искусством управления  людьми, подбора и подготовки  кадров, регулирование отношений  среди подчиненных;

    5. способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

    6. способность к самооценке собственной  деятельности, умение делать правильные  выводы и повышать квалификацию;

    7. умение оценивать не только  знания, но и проявлять знания на практике.

    Среди государственных служащих США все  менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с1-го по 8-й – низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й – руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й – руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами); с 16-го по 18-й – высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).

    Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показывает, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:

  1. здравый смысл;
  2. знание дела;
  3. уверенность в своих силах;
  4. высокий общий уровень развития;
  5. способность доводить начатое дело до конца.

    Определенный  интерес в этой связи представляет концепция ограничений. Идея состоит  в том, что все менеджеры имеют  возможности развивать и повышать эффектность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

    В этой связи выделяют следующие 11 потенциальных  ограничений в деятельности руководителя.

    1. Неумение управлять собой. Каждый  менеджер должен научиться управлять  собой и общаться с самим  собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать время, энергию и навыки) ограничены неспособность управлять собой.

    2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Поэтому менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограниченны размытостью личных ценностей.

    3. Не ямные личные цели. Есть  менеджеров, которым не хватает  ясности в своих личных целях,  но ест и такие, кто проявляет в свей жизни необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? Дело в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.

    Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей.

    4. Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется  не только постоянной учебой, но и умение внедрить в практику  полученные знания.

    Для менеджера важно получить признание, а для другого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера – это главное ограничение. Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не развивают имеющиеся (скрытые) способности.

    5. Неумение решать проблемы (принимать  решения). Особый талант менеджера  – это способность быстро и  правильно принимать решения.  Решение проблем никогда не  бывает простым делом, но соответствующие  навыки могут быть в значительной  степени развиты.

    Менеджер, страдающий таким ограничением, как  недостаточность навыка решения  проблемы, постоянно позволяет оставлять  нерешенные проблемы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже  не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.

    6. Отсутствие творчества в работе. Можно привести великое множество  примеров, когда тот или иной  менеджер проявляет творческий (нестандартный)  подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо  современным менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к рыночной экономики.

    Творчество  в управлении всегда ценилось очень  высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей  деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, современно корректировать свой действия в зависимости от сложившейся ситуации.

    Для достижения стратегических целей организации  они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода.

    7. Неумение влиять на людей. Ключевую  роль в вопросах влиятельности  играет личный фактор. На многих  людей производит впечатление  властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.).

    Руководители, имеющие склонности к высокой  влиятельности, одеваются соответствующим  образом, имеют убедительный внешний  вид, ясно излагают свои мысли, уверены  в себе, дают четкие указания.

    Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто  обвиняют других в том, что последние  к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают  их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив, не имеет взаимопонимания с окружающими, с неразвитым умением выражать себя, ограничен неумением влиять на окружающих.

    8. Непонимание специфики управленческого  труда. Основная мысль этого  ограничения сводится к тому, чтобы менеджер добивался результата  не личным трудом, а через труд  других лиц. До тех пор пока руководители не оценят эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Поэтому менеджеры, недостаточно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

    9. Низкие организаторские способности  (неспособность руководить). Речь  идет о способности менеджера  «заряжать» энергией членов коллектива, умении оптимально организовать  трудовой процесс. Аритмия трудового  процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

    10. Неумение обучать. Каждый руководитель  должен заботится о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности. Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

    11. Неумение формировать коллектив.  Среди устойчивых групп людей,  объединенных по признаку определенной  совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива:

  • общность интересов всех его членов;
  • единая общественно полезная и личностно значимая цель;
  • совместная деятельность по достижению этой цели;
  • определенная организационная структура коллектива;
  • наличие отношений руководства и подчинения;
  • формальные и неформальные отношения.

    Формирование  коллектива – процесс сложный  и противоречивый. Это прежде всего  связанно с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности, или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в ввиду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа. 

    На  первом этапе, когда коллектив только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и определить наиболее авторитетных и влиятельных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в коллективе. На этом этапе руководитель выступает как «внешняя сила» по отношения к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.

    На  втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов коллектива. Происходит дружеское сближение  людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура коллектива, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образованна и группа дезорганизаторов.

    Руководителю  необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники.

    Характерная особенность данного этапа состоит  в том, что руководитель может  управлять коллективом и может  предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров.

    На  третьем этапе сознательность и  активность работников достигают приблизительно одинаково высокого уровня, подчиненные  хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива. Характерная черта данного этапа – достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.

        Вполне очевидно, что коллектив  в своем развитии одни этапы  может проходить быстрее, другие  медленнее. Бывают случаи, когда  он «застревает» на одном из  этапов и даже распадается.  Распадение коллектива происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям.

    Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

    Таким образом рыночная экономика требует  от менеджера:

  • способности управлять собой;
  • разумных личных ценностей;
  • постоянного личного роста (развития);
  • навыков решать проблемы;
  • изобретательности и способности к инновациям;
  • способности влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способности обучать подчиненных;
  • способности формировать и развивать трудовой коллектив.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Власть и личное влияние менеджера 

Информация о работе Менеджер и его функции