Матрица SPACE

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:16, реферат

Описание работы

Для определения наиболее выгодного стратегического положения как в целом для фирмы, так и отдельных областей ее деятельности может использоваться матрица стратегического положения и оценки действий (SPAcE = Strategic Position and Action Evaluation). Оказывается, что данный инструмент малознаком российскому обществу. В целях популяризации рассказываю. Общий вид матрицы показан на рисунке ниже.

Работа содержит 1 файл

Доповідь стратегічне управління 21.02.13.docx

— 801.68 Кб (Скачать)

Матрица SPACE

 

Для определения наиболее выгодного стратегического положения  как в целом для фирмы, так  и отдельных областей ее деятельности может использоваться матрица стратегического  положения и оценки действий (SPAcE = Strategic Position and Action Evaluation). Оказывается, что данный инструмент малознаком российскому обществу. В целях популяризации рассказываю. Общий вид матрицы показан на рисунке ниже.

 

Методика построения матрицы  предусматривает четыре координаты оценки (FS, CA, ES, IS). Где  FS (financial strength) — определяет финансовое положение фирмы,  CA (competitive advantage) — ее конкурентные преимущества, ES (environmental stability) -  характеризует степень стабильности внешней среды, а IS (industry strength) — определяет привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли. Координаты  FS и CA оценивают внутреннюю стратегическую позицию (Internal Strategic Position),  а координаты ES и IS оценивают внешнюю стратегическую ситуацию (External Strategic Position). Примеры факторов, составляющие каждое из направлений оценки, приведены в таблице ниже.

Последовательность действий при построении матрицы следующая:

Шаг 1. Подберите совокупность факторов:

● описывающих финансовое положение фирмы (FS);

● определяющих конкурентные преимущества фирмы (CA);

● определяющих степень стабильности внешней среды (ES);

● определяющих привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли (IS).

Перечень факторов должен наилучшим образом описывать  внутреннюю стратегическую позицию  и внешнюю стратегическую ситуацию. Далеко не во всех случаях перечень факторов, приведенный в таблице, будет отвечать этим требованиям. Возможно, понадобиться введение параметров не перечисленных в перечне или исключение приведенных. Подбор факторов осуществляется экспертным путем.

 

Шаг 2. Установите численное  значение для каждого фактора  группы факторов FS (финансовое положение  фирмы) и IS (привлекательность отрасли) в диапазоне от +1(наихудшее значение) до +6 (наилучшее значение). Установите численное значение для каждого  фактора группы факторов ES (степень  стабильности внешней среды) и CA (конкурентные преимущества фирмы) в диапазоне  от -1(наилучшее значение) до -6 (наихудшее  значение).

Выбор численных значений факторов осуществляется экспертным путем.

Шаг 3. Вычислите среднее  значение для каждой группы факторов (FS, CA, IS и ES), путем суммирования численных  значений факторов каждой группы и  деления полученной суммы на число  факторов в группе. В результате мы получаем два положительных числа (для группы факторов FS и IS), и два  отрицательных числа (для группы факторов CA, и ES).

Шаг 4. Нанесите полученные значения на соответствующие оси матрицы. Соединяя средние значения, отображенные на каждой оси, получаем четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.

Шаг 5. Сложите два значения по оси Х (ось CA — IS) и нанесите полученную точку на эту ось. Сложите два  значения по оси Y (ось FS — ES) и нанесите полученную точку на эту ось. Полученные значения представляют координаты новой  точки на плоскости матрицы.

Шаг 6. Нарисуйте прямую линию, соединяющую начало координат с  новой точкой на плоскости матрицы, полученную на предыдущей стадии.  Полученная прямая линия представляет собой  вектор направления стратегии, рекомендуемой  для организации: агрессивные, консервативные, оборонительные или конкурентные стратегии.

 Источник: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison‑Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155.

 

 

Матрица стратегического  положения и оценки действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическое представление различных  стратегических состояний

 

 

 

Если максимально удаленной  от центра координат является сторона  в квадранте FS – IS, то компания находится  в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона  в квадранте IS – ES, то компания находится  в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона  в квадранте CA – FS, то компания находится  в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона  в квадранте CA – ES, то компания находится  в оборонительном стратегическом состоянии.

В зависимости от стратегического  состояния, наиболее целесообразными  являются следующие группы механизмов стратегии:

 

Агрессивное

Это состояние типично в привлекательной  отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает конкурентные преимущества, которые она может сохранить  и приумножить с помощью финансового  потенциала. Угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении  интересов. Механизмы направлены на:

  • Расширение производства и продаж;
  • Ценовую войну с конкурентами;
  • Освоение новых секторов рынка;
  • Продвижение брендов.

Конкурентное

Это состояние характерно для привлекательной  отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы:

  • Поиск финансовых ресурсов;
  • Развитие сбытовых сетей.

Консервативное

Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами  роста. В этом случае усилия концентрируются  на финансовой стабилизации. Важнейшим  фактором является конкурентоспособность  продукта. Основные механизмы:

  • Снижение себестоимости при повышении качества товара;
  • Сокращение производства и выход на более перспективные рынки.

Оборонительное

Такое состояние возникает в ситуации, когда организация работает в  привлекательной отрасли, но ей недостает  конкурентоспособности продукции  и финансовых средств. Ключевой стратегией является:

  • Особое внимание механизмам парирования угроз;
  • Уход с рынка.

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Матрица SPACE