Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:16, реферат
Для определения наиболее выгодного стратегического положения как в целом для фирмы, так и отдельных областей ее деятельности может использоваться матрица стратегического положения и оценки действий (SPAcE = Strategic Position and Action Evaluation). Оказывается, что данный инструмент малознаком российскому обществу. В целях популяризации рассказываю. Общий вид матрицы показан на рисунке ниже.
Матрица SPACE
Для определения наиболее
выгодного стратегического
Методика построения матрицы предусматривает четыре координаты оценки (FS, CA, ES, IS). Где FS (financial strength) — определяет финансовое положение фирмы, CA (competitive advantage) — ее конкурентные преимущества, ES (environmental stability) - характеризует степень стабильности внешней среды, а IS (industry strength) — определяет привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли. Координаты FS и CA оценивают внутреннюю стратегическую позицию (Internal Strategic Position), а координаты ES и IS оценивают внешнюю стратегическую ситуацию (External Strategic Position). Примеры факторов, составляющие каждое из направлений оценки, приведены в таблице ниже.
Последовательность действий при построении матрицы следующая:
Шаг 1. Подберите совокупность факторов:
● описывающих финансовое положение фирмы (FS);
● определяющих конкурентные преимущества фирмы (CA);
● определяющих степень стабильности внешней среды (ES);
● определяющих привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли (IS).
Перечень факторов должен наилучшим образом описывать внутреннюю стратегическую позицию и внешнюю стратегическую ситуацию. Далеко не во всех случаях перечень факторов, приведенный в таблице, будет отвечать этим требованиям. Возможно, понадобиться введение параметров не перечисленных в перечне или исключение приведенных. Подбор факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 2. Установите численное значение для каждого фактора группы факторов FS (финансовое положение фирмы) и IS (привлекательность отрасли) в диапазоне от +1(наихудшее значение) до +6 (наилучшее значение). Установите численное значение для каждого фактора группы факторов ES (степень стабильности внешней среды) и CA (конкурентные преимущества фирмы) в диапазоне от -1(наилучшее значение) до -6 (наихудшее значение).
Выбор численных значений факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 3. Вычислите среднее значение для каждой группы факторов (FS, CA, IS и ES), путем суммирования численных значений факторов каждой группы и деления полученной суммы на число факторов в группе. В результате мы получаем два положительных числа (для группы факторов FS и IS), и два отрицательных числа (для группы факторов CA, и ES).
Шаг 4. Нанесите полученные значения на соответствующие оси матрицы. Соединяя средние значения, отображенные на каждой оси, получаем четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.
Шаг 5. Сложите два значения по оси Х (ось CA — IS) и нанесите полученную точку на эту ось. Сложите два значения по оси Y (ось FS — ES) и нанесите полученную точку на эту ось. Полученные значения представляют координаты новой точки на плоскости матрицы.
Шаг 6. Нарисуйте прямую линию, соединяющую начало координат с новой точкой на плоскости матрицы, полученную на предыдущей стадии. Полученная прямая линия представляет собой вектор направления стратегии, рекомендуемой для организации: агрессивные, консервативные, оборонительные или конкурентные стратегии.
Источник: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison‑Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155.
Матрица стратегического положения и оценки действий
Графическое представление различных стратегических состояний
Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS – IS, то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS – ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA – FS, то компания находится в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA – ES, то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.
В зависимости от стратегического состояния, наиболее целесообразными являются следующие группы механизмов стратегии:
Агрессивное |
Это
состояние типично в
|
Конкурентное |
Это
состояние характерно для привлекательной
отрасли. Организация получает конкурентные
преимущества в относительно нестабильной
обстановке. Критическим фактором является
финансовый потенциал. Необходимо парировать
угрозы, связанные с потерей
|
Консервативное |
Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы:
|
Оборонительное |
Такое
состояние возникает в
|
Размещено на Allbest.ru