Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – понять, что такое материально-техническая база и, какое место она занимает в инновационном процессе.
Задачи курсовой работы:
1) изучить основные методологические особенности материально-технической базы(МТБ);
2) рассмотреть классификации МТБ;
3) выяснить с помощью, каких форм и методов можно обеспечить МТБ предприятий4
4) составить план обеспечения материально-техническими ресурсами предприятий;
5) рассмотреть на примере мебельной фабрики ООО «Люкс» возможности внедрения инновационных технологий и проанализировать динамику развития компании.
Проанализируем обеспеченность материальными ресурсами предприятия ООО «Люкс», основным видом деятельности, которого является производство мебельных товаров.
Для начала рассмотрим показатели работы компании за предыдущие 2 года.
Исходя из анализа и оценки технико-экономического уровня производства, финансовых показателей за 2009-2010гг., принимаются технико-экономические показатели научно-технической, информационной и производственной деятельности на 2011 год.
Основные экономические показатели работы предприятия представлены в таблице .1.
Таблица 1 - Основные показатели работы предприятия «Люкс»
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Изменение |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
7273,8 |
9727,4 |
+2453,6 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
54766,1 |
76844,8 |
+22078,7 |
Объем выпуска продукции, млн. руб. |
52076 |
65727 |
+13651 |
Материальные затраты, млн. руб. |
43804 |
51743 |
+7939 |
Рентабельность оборота, % |
13,97 |
3,73 |
+17,7 |
Материалоотдача, руб. |
1,189 |
1,27 |
+0,081 |
Как свидетельствуют данные таблицы, прибыль реализованной продукции в 2010 году увеличилась на 2453,6 млн. руб., объем выпуска продукции возрос на 13651 млн. руб. или на 26,2%, материальные затраты увеличились на 7939 млн. руб. или на 18,14%, рентабельность оборота возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7 процентных пункта и составила 3,73%.
В связи с этим можно сделать вывод, что компания не стоит на месте, набирает обороты и идет к своему намеченному плану, завоеванию рынка и увеличению объемов продаж.
4.3 Внедрение материально-технических ресурсов для активизации инновационного процесса
Мебельное производство на сегодняшний момент распространено, массово, что порождает большую конкуренцию. Каждая компания хочет занять большую нишу рынка и поглотить конкурента. Несмотря на то, что компания Люкс существует уже давно, и в своем омском регионе занимает позицию № 1, ей приходится постоянно совершенствовать свой потенциал, технику и сотрудников. Это, прежде всего, связано с:
Наиболее популярными в данный момент становится кухонные гарнитуры из итальянского массива, крашеные кухни с использованием эмали и патины,sibu-панелей, радиусные фасады и фасады с фотопечатью.
Т.к. данные направления появились
не так давно, технология производства
не совсем налажена. Большее затруднение
вызывает то, что компания очень
зависит от поставщиков и от компаний,
которые помогают сделать ту или
иную деталь. Так, например, фасады с
фотопечатью наносятся с
1) Покупка станка и материалов стемалит.
Это позволит ускорить процесс изготовления, увеличить объемы, усовершенствовать технологию, позволит изготавливать заказы по нестандартным размерам, а также возможна частичная продажа частным лицам, которые занимаются продажей мебельных изделий, единичными партиями.
Технология крашенных кухонь очень сложна, т.к. на дерево в несколько слоев накладывается эмаль, при этом каждый слой должен быть идеально высушен, далее накладывается декоративная патина для создания эффекта старения. Изначально как таковой покрасочной камеры не было, была лишь огороженная территория. Этого было недостаточно, т.к. даже мелкие частички пыли все равно попадали на фасады, поэтому очень часто приходилось шкурить и заново перекрашивать- это отнимало много времени, а также требовало дополнительных денежных затрат.
2) Покупка окрасочно-сушильной камеры CORAL, которая позволяет создать вакуум, предохраняющий от пыли; специальная установка, поддерживающая различную температуру, позволяет тщательно просушивать каждый слой, что ускоряет процесс подготовки.
Наполнение кухонь и другой мебели это еще один шаг вперед навстречу научно-техническому прогрессу.
3) Внедрить использование
механизмов открывания, использовать
прочные и качественные
Сейчас компания использует
различные механизмы
В дальнейшей перспективе компании необходимо использовать разработки американских мебельщиков, например, Роберта Рамы, которые создали механизмы, которые максимально модернизируют пространство квартиры и помогают максимально уместить в одно изделие сразу 2 начала, например, кровати и шкаф; стол и кровать и т.д. В России пока не существует аналогов данных механизмов, поэтому у компании есть шанс взять первенство на данном рынке и совершить значительный прыжок в инновационном процессе мебельного производства.
Рассмотрим динамику и структуру материальных затрат на предприятии «Люкс» после внедрения новшеств и технологий (табл. 2). Как свидетельствуют данные таблицы 2, рост объема производства продукции в сопоставимых ценах составил 26,2% или 13651 млн. руб. Материальные затраты в сопоставимых ценах увеличились на 7939 млн. руб. (18,1%) за счет увеличения сырья и материалов, работ производственного характера, выполненных сторонними организациями, увеличения использования теплоэнергии.
Таблица 2 - Анализ структуры и динамики материальных затрат в сопоставимых ценах за 2009 и 2010 гг., млн. руб.
Показатели |
2009год |
2010 год |
Изменение | ||||
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
суммы |
Суммы в % |
Удельного веса | |
Объем производства продукции |
52076 |
Х |
65727 |
Х |
+13651 |
+26,2 |
Х |
Материальные затраты всего, в том числе |
43804 |
100 |
51743 |
100 |
+7939 |
+18,1 |
--- |
-сырье\ материалы |
39227 |
89,6 |
47128 |
91,1 |
+7901 |
+20,1 |
+1,5 |
- работы и услуги |
287 |
0,7 |
469 |
0,9 |
+182 |
+63,4 |
+0,2 |
- топливо |
62 |
0,14 |
45 |
0,09 |
-17 |
-24,7 |
-0,05 |
-электроэнергия |
1852 |
4,2 |
1822 |
3,5 |
-30 |
-1,6 |
-0,7 |
- теплоэнергия |
2365 |
5,4 |
2264 |
4,4 |
-101 |
-4,3 |
-1 |
-прочие материаьные затраты |
11 |
0,025 |
15 |
0,029 |
+4 |
+36,4 |
+0,004 |
В структуре материальных
затрат наибольший удельный вес занимают
сырье и материалы, причем их удельных
вес увеличился на 1,5% и составил
91,1%, что обусловлено увеличением
выпуска продукции и
Таблица 3 - Данные для анализа материалоемкости продукции
Показатель и формула расчета |
Сумма, млн. руб. |
1. Затраты материалов на производство продукции |
|
а) фактически за 2009 год ∑(VВПi 2008 х УРi 2008 х ЦMi 2008 )+Н 2008 |
43804 |
б) за 2009 год, пересчитанному на выпуск продукции за 2010 год ∑(VВПi 2008 х УРi 2008 х ЦMi 2008 ) х ТП 2009/ТП 2008 + Н 2008 |
55280,6 |
в) по нормам и ценам за 2009 год на выпуск продукции за 2010год ∑(VВПi 2009 х УРi 2008 х ЦMi 2008)+Н 2008 |
58790,8 |
г) за 2010 год в ценах за 2009 год (сопоставимые цены) ∑(VВПi 2008 х УРi 2009 х ЦMi 2008) х ∑(Кi 2009 х ЦМ i 2008) |
51743 |
д) за 2010 год в действующих ценах ∑(VВПi 2009 х УРi 2009 х ЦMi 2009) х ∑(Кi 2009 х ЦМ i 2009) |
59380 |
2. Стоимость товарной продукции |
|
а) за 2009 год ∑(VВПi 2008 х ЦПi 2008) |
52076 |
б) за 2010 год при структуре и ценах за 2009 год ∑(VВПi 2009 х ЦПi 2008) + ∆ТП уд i |
63306,2 |
в) за 2010 год при структуре за 2010 год и ценах за 2009 год ∑(VВПi 2009 х ЦПi 2008) |
65727 |
г) за 0 месяцев 2010 года ∑(VВПi 2010 х ЦПi 2010) |
75257 |
На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня (табл.4).
Таблица 4 - Факторный анализ материалоемкости продукции
Показатель |
Условия расчета |
Уровень материалоемкости, коп. | ||||
Объем производства |
Структура продукции |
Удельный расход сырья |
Цена на материалы |
Отпускная цена на продукцию | ||
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
43804/52076*100= 84,12 |
Усл. 1 |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
55280,6/63306,2*100=87,32 |
Усл. 2 |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2008г. |
9 мес. 2008г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
58790,8/65727*100=89,45 |
Усл. 3 |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2009г |
9 мес. 2009г |
51743/65727*100= 78,72 |
Усл. 4 |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2009г |
59380/65727*100= 90,34 |
9 мес. 2010г. |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
9 мес. 2010г |
59380/75257=78,9 |
Из таблицы видно, что материалоемкость снизилась на 5,22 коп. (78,9-84,12), в том числе за счет изменения:
1) объема выпуска продукции: 87,32-84,12=3,2 коп. (возросла);
2) структуры производства: 89,45-87,32=2,13 коп. (возросла);
3) удельного расхода сырья: 78,72-89,45=-10,73 коп. (снизилась);
4) цен на сырье и материалы: 90,4-78,72=11,62 коп. (возросла);
5) отпускных цен на продукцию: 78,9-90,34=-11,44 коп. (снизилась).
Проведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы.
На предприятии в 2010 году увеличился удельных вес продукции с более низким уровнем материалоемкости и более низким ценам (либо предприятие использует сырье, по качеству ниже, чем в 2009 году и, соответственно, оно ниже по цене). Проводимы на предприятии мероприятия по улучшению эффективности работы позволили снизить материалоемкость на 10,73 коп. или на 13,6%. Наиболее существенное влияние на снижение материалоемкости оказало снижение удельного расхода сырья и снижение отпускных цен. За счет этих факторов уровень материалоемкости снизился на 22,17 коп. Причем темпы роста цен на материальные ресурсы были выше темпов роста цен на продукцию предприятия.
Информация о работе Материально-техническая база в инновационном процессе