Материально-техническая база в инновационном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – понять, что такое материально-техническая база и, какое место она занимает в инновационном процессе.
Задачи курсовой работы:
1) изучить основные методологические особенности материально-технической базы(МТБ);
2) рассмотреть классификации МТБ;
3) выяснить с помощью, каких форм и методов можно обеспечить МТБ предприятий4
4) составить план обеспечения материально-техническими ресурсами предприятий;
5) рассмотреть на примере мебельной фабрики ООО «Люкс» возможности внедрения инновационных технологий и проанализировать динамику развития компании.

Работа содержит 1 файл

курсовик инновационный менеджмент мто ип.docx

— 69.70 Кб (Скачать)

Проанализируем обеспеченность материальными ресурсами предприятия ООО «Люкс», основным видом деятельности, которого является производство мебельных товаров.

Для начала рассмотрим показатели работы компании за предыдущие 2 года.

Исходя из анализа и  оценки технико-экономического уровня производства, финансовых показателей  за 2009-2010гг., принимаются технико-экономические показатели научно-технической, информационной и производственной деятельности на 2011 год.

Основные экономические  показатели работы предприятия представлены в таблице .1.

 

 

Таблица 1 - Основные показатели работы предприятия «Люкс»

Показатель

2009 год

2010 год

Изменение

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

7273,8

9727,4

+2453,6

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

54766,1

76844,8

+22078,7

Объем выпуска продукции, млн. руб.

52076

65727

+13651

Материальные затраты, млн. руб.

43804

51743

+7939

Рентабельность оборота, %

13,97

3,73

+17,7

Материалоотдача, руб.

1,189

1,27

+0,081


 

Как свидетельствуют данные таблицы, прибыль реализованной продукции в 2010 году увеличилась на 2453,6 млн. руб., объем выпуска продукции возрос на 13651 млн. руб. или на 26,2%, материальные затраты увеличились на 7939 млн. руб. или на 18,14%, рентабельность оборота возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7 процентных пункта и составила 3,73%.

В связи с этим можно  сделать вывод, что компания не стоит  на месте, набирает обороты и идет к своему намеченному плану, завоеванию рынка и увеличению объемов продаж.

 

4.3 Внедрение материально-технических ресурсов для активизации инновационного процесса

Мебельное производство на сегодняшний момент распространено, массово, что порождает большую конкуренцию. Каждая компания хочет занять большую нишу рынка и поглотить конкурента. Несмотря на то, что компания Люкс существует уже давно, и в своем омском регионе занимает позицию № 1, ей приходится постоянно совершенствовать свой потенциал, технику и сотрудников. Это, прежде всего, связано с:

    1. Появлением малых предприятий, которые предлагают продукцию худшего качество, но с низкой ценой, которая доступна среднестатистическому гражданину
    2. Конкуренты копируют серии, конфигурацию, используемые материалы, что делает продукцию Люкс не уникальной
    3. Из-за нехватки сотрудников,  в определенный момент произошел сбой, при котором контроль за использование и распределением ресурсов был потерян, поэтому необходимо внедрить новую схему работы для минимизации издержек и брака.
    4. Желанием выйти за границы РФ и распространять свою продукцию в других государствах.

Наиболее популярными  в данный момент становится кухонные гарнитуры из итальянского массива, крашеные кухни с использованием эмали и патины,sibu-панелей, радиусные фасады и фасады с фотопечатью.

Т.к. данные направления появились  не так давно, технология производства не совсем налажена. Большее затруднение  вызывает то, что компания очень  зависит от поставщиков и от компаний, которые помогают сделать ту или  иную деталь. Так, например, фасады с  фотопечатью наносятся с помощью  специального станка, который наносит изображение на стекло. Данного оборудования на предприятии нет, поэтому она сотрудничает с компанией по производству и обработке стекла. Т.к. заявки стали массовыми, у компании, которой заказывается обработкой стекла, стали возникать затруднения, что приводит к исполнению заказа в большие сроки и не всегда надлежащего качества. В связи с этим, предприятие решило усовершенствовать свою работу и провести некоторые мероприятия, такие как:

1) Покупка станка и материалов стемалит.

 Это позволит ускорить  процесс изготовления, увеличить  объемы, усовершенствовать технологию, позволит изготавливать заказы по нестандартным размерам, а также возможна частичная продажа частным лицам, которые занимаются продажей мебельных изделий, единичными партиями.

Технология крашенных кухонь очень сложна, т.к. на дерево в несколько слоев накладывается эмаль, при этом каждый слой должен быть идеально высушен, далее накладывается декоративная патина для создания эффекта старения. Изначально как таковой покрасочной камеры не было, была лишь огороженная территория. Этого было недостаточно, т.к. даже мелкие частички пыли все равно попадали на фасады, поэтому очень часто приходилось шкурить и заново перекрашивать- это отнимало много времени, а также требовало дополнительных денежных затрат.

2) Покупка окрасочно-сушильной камеры CORAL, которая позволяет создать вакуум, предохраняющий от пыли; специальная установка, поддерживающая различную температуру, позволяет тщательно просушивать каждый слой, что ускоряет процесс подготовки.

Наполнение кухонь и другой мебели это еще один шаг вперед навстречу научно-техническому прогрессу.

3) Внедрить использование  механизмов открывания, использовать  прочные и качественные профиля  для радиусных шкафов-купэ.  

Сейчас компания использует различные механизмы открывания, которые поражают и ум и воображение. Например, существенным прорывом стало  использование механизмов push-up, которые помогают одним нажатием пальца (руки, ноги, бедра) открыть дверцу или ящик, особенно такая новинка понравилась женской половине человечества, т.к. существенно упрощает процесс готовки, уборки.

В дальнейшей перспективе  компании необходимо использовать разработки американских мебельщиков, например, Роберта Рамы, которые создали механизмы, которые максимально модернизируют пространство квартиры и помогают максимально уместить в одно изделие сразу 2 начала, например, кровати и шкаф; стол и кровать и т.д. В России пока не существует аналогов данных механизмов, поэтому у компании есть шанс взять первенство на данном рынке и совершить значительный прыжок в инновационном процессе мебельного производства. 

  1. Пройти обучение по направлению «Мебель для ванных комнат»
  2. Набрать высококвалифицированный персонал для работы на новых станках.

 

    1.  Анализ динамики внедрения новшеств и совершенствование процесса производства.

Рассмотрим динамику и  структуру материальных затрат на предприятии «Люкс» после внедрения новшеств и технологий (табл. 2). Как свидетельствуют данные таблицы 2, рост объема производства продукции в сопоставимых ценах составил 26,2% или 13651 млн. руб. Материальные затраты в сопоставимых ценах увеличились на 7939 млн. руб. (18,1%) за счет увеличения сырья и материалов, работ производственного характера, выполненных сторонними организациями, увеличения использования теплоэнергии.

Таблица 2 - Анализ структуры и динамики материальных затрат в сопоставимых ценах за 2009 и 2010 гг., млн. руб.

Показатели

2009год

2010 год

Изменение

сумма

Уд. вес

сумма

Уд. вес

суммы

Суммы в %

Удельного веса

Объем производства продукции

52076

Х

65727

Х

+13651

+26,2

Х

Материальные затраты  всего, в том числе

43804

100

51743

100

+7939

+18,1

---

-сырье\ материалы

39227

89,6

47128

91,1

+7901

+20,1

+1,5

- работы и услуги производственного  характера, выполненные сторонними организациями

287

0,7

469

0,9

+182

+63,4

+0,2

- топливо

62

0,14

45

0,09

-17

-24,7

-0,05

-электроэнергия

1852

4,2

1822

3,5

-30

-1,6

-0,7

- теплоэнергия

2365

5,4

2264

4,4

-101

-4,3

-1

-прочие материаьные затраты

11

0,025

15

0,029

+4

+36,4

+0,004


В структуре материальных затрат наибольший удельный вес занимают сырье и материалы, причем их удельных вес увеличился на 1,5% и составил 91,1%, что обусловлено увеличением  выпуска продукции и увеличением  цен на сырье и материалы. Удельный вес теплоэнергии и электроэнергии в 2009 году составил 4,4% и 3,5% соответственно и снизился по сравнению с 2008 годом на 1% и 0,7% соответственно. Удельный вес работ производственного характера составил 0,9% (увеличился на 0,2%), топлива – 0,09% (снизился на 0,05%) и прочих материальных затрат – 0,029% (возрос на 0,004%). Далее проанализируем материалоемкость продукции. Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 3.

Таблица 3 - Данные для анализа материалоемкости продукции

Показатель и формула  расчета

Сумма, млн. руб.

1. Затраты материалов  на производство продукции

 

а) фактически за 2009 год

∑(VВПi 2008 х УРi 2008 х ЦMi 2008 )+Н 2008

43804

б) за 2009 год, пересчитанному на выпуск продукции за 2010 год

∑(VВПi 2008 х УРi 2008 х ЦMi 2008 ) х ТП 2009/ТП 2008 + Н 2008

55280,6

в) по нормам и ценам за 2009 год на выпуск продукции за 2010год

∑(VВПi 2009 х УРi 2008 х ЦMi 2008)+Н 2008

58790,8

г) за 2010 год в ценах за 2009 год (сопоставимые цены)

∑(VВПi 2008 х УРi 2009 х ЦMi 2008) х ∑(Кi 2009 х ЦМ i 2008)

51743

д) за 2010 год в действующих ценах

∑(VВПi 2009 х УРi 2009 х ЦMi 2009) х ∑(Кi 2009 х ЦМ i 2009)

59380

2. Стоимость товарной  продукции

 

а) за 2009 год

∑(VВПi 2008 х ЦПi 2008)

52076

б) за 2010 год при структуре и ценах за 2009 год

∑(VВПi 2009 х ЦПi 2008) + ∆ТП уд i

63306,2

в) за 2010 год при структуре за 2010 год и ценах за 2009 год

∑(VВПi 2009 х ЦПi 2008)

65727

г) за 0 месяцев 2010 года

∑(VВПi 2010 х ЦПi 2010)

75257


На основании приведенных  данных о материальных затратах и  стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения  влияния факторов на изменение ее уровня (табл.4).

Таблица 4 - Факторный анализ материалоемкости продукции

Показатель

Условия расчета

Уровень материалоемкости, коп.

Объем производства

Структура продукции

Удельный расход сырья

Цена на материалы

Отпускная цена на продукцию

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

43804/52076*100=

84,12

Усл. 1

9 мес. 2010г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

55280,6/63306,2*100=87,32

Усл. 2

9 мес. 2010г

9 мес. 2008г.

9 мес. 2008г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

58790,8/65727*100=89,45

Усл. 3

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2009г

9 мес. 2009г

51743/65727*100=

78,72

Усл. 4

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2009г

59380/65727*100=

90,34

9 мес. 2010г.

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

9 мес. 2010г

59380/75257=78,9


Из таблицы видно, что  материалоемкость снизилась на 5,22 коп. (78,9-84,12), в том числе за счет изменения:

1) объема выпуска продукции: 87,32-84,12=3,2 коп. (возросла);

2) структуры производства: 89,45-87,32=2,13 коп. (возросла);

3) удельного расхода сырья: 78,72-89,45=-10,73 коп. (снизилась);

4) цен на сырье и материалы: 90,4-78,72=11,62 коп. (возросла);

5) отпускных цен на продукцию: 78,9-90,34=-11,44 коп. (снизилась).

Проведенные расчеты позволяют  сделать следующие выводы.

На предприятии в 2010 году увеличился удельных вес продукции с более низким уровнем материалоемкости и более низким ценам (либо предприятие использует сырье, по качеству ниже, чем в 2009 году и, соответственно, оно ниже по цене). Проводимы на предприятии мероприятия по улучшению эффективности работы позволили снизить материалоемкость на 10,73 коп. или на 13,6%. Наиболее существенное влияние на снижение материалоемкости оказало снижение удельного расхода сырья и снижение отпускных цен. За счет этих факторов уровень материалоемкости снизился на 22,17 коп. Причем темпы роста цен на материальные ресурсы были выше темпов роста цен на продукцию предприятия.

Информация о работе Материально-техническая база в инновационном процессе