Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:15, курсовая работа
В экономической литературе существует несколько определений маркетинга, причем в самом общем виде это «сбытовая, рыночная деятельность» или «деятельность в сфере рынка». Именно в таком смысле он развивался в первые десятилетия XX в. В дальнейшем под маркетингом начали понимать совокупность функций торгово-коммерческой деятельности, в том числе изучение рынка, планирование ассортимента товаров, ценовую политику, рекламу и стимулирование сбыта, организацию товародвижения, до- и послепродажное обслуживание.
Рассмотрим пример. Для трехотраслевой экономической системы заданы матрица коэффициентов прямых материальных затрат и вектор конечной продукции
A = , Y =.
Необходимо найти
коэффициенты полных материальных затрат
и вектор валовой продукции, а
также заполнить схему
Определим матрицу коэффициентов полных материальных затрат, используя формулу и методы матричной алгебры:
B = .
2. Найдем величины
валовой продукции трех
X = B= =
.
3. Для определения
элементов первого квадранта
материального межотраслевого
Составляющие
третьего квадранта находятся с
учетом формулы как разность между
объемами валовой продукции и
суммами элементов
Четвертый квадрант
в нашей задаче состоит из одного
показателя и служит, в частности,
для контроля правильности расчета:
сумма элементов второго
Таблица 25.2. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции
Потребляющие отросли | Конечная продукция | Валовая продукция | ||||
Производящие отросли | ||||||
1-я | 2-я | 3-я | ||||
1-я | 232,6 | 51,0 | 291,8 | 200,0 | 775,3 | |
2-я | 151,1 | 255,0 | 0,0 | 100,0 | 510,1 | |
3-я | 232,6 | 51,0 | 145,9 | 300,0 | 729,6 | |
Условно чистая продукция | 155,0 | 153,1 | 291,9 | 600,0 | - | |
Валовая продукция | 775,3 | 510,1 | 729,6 | - | 2015,0 | |
Применение балансовых моделей в задачах маркетинга. Одной из главных функций маркетинга является производственная, которая предполагает в первую очередь организацию материально-технического снабжения на основе анализа хозяйственных связей. Основным видом моделей согласования ресурсов и потребностей в материально-техническом снабжении являются балансовые модели, аналогичные рассмотренной выше модели межотраслевого баланса в стоимостном выражении.
Чаще всего используются межпродуктовые балансы в натуральном выражении, в которых первый раздел отражает источники формирования ресурсов продукции, а второй показывает направления использования ресурсов на текущее производственное потребление и конечное потребление. Эти балансы позволяют определить потребность в продукции каждой отрасли и взаимоувязанные объемы производства продукции, обеспечивают согласование ресурсов с потребностью на всех стадиях переработки продукции с учетом прямых и косвенных связей.
В общем виде модель межпродуктового баланса имеет вид:
; i =,
что по форме
совпадает с моделью
Существует другой метод расчета отраслевых индексов динамики цен, основанный на модели прямого счета. Здесь выполняются равенства:
x*ij = rt; X*j = rj.
Следовательно,
систему уравнений можно
rj; j = 1,2 … n.
А если учесть, что по определению коэффициента прямых материальных затрат Хij = Xj аij, то систему можно представить в следующем виде:
rj, j=1,2 … n.
Разделив левые и правые части уравнений на Xj, получим:
rj =; j = 1,2 … n.
Обозначим через r = вектор-строку индексов динамики отраслевых перспективных цен, через G = - вектор-строку, компонентами которого являются величины gj =. Тогда систему уравнений можно написать в матричном виде:
r = r
где А - матрица коэффициентов прямых материальных затрат.
Решение матричного уравнения таково:
r = -1 =
где В= -1 - матрица коэффициентов полных материальных затрат.
Рассмотрим конкретный пример. Пусть исходные данные будут те же, что и в предыдущем примере. Планируется перейти на новые отраслевые цены таким образом, чтобы условно чистый доход в отраслях в этих ценах составил Z*1 = 179,0; Z*2 = 189,0; Z*3 = 300,0. Используя модель прямого счета, надо определить индексы динамики отраслевых цен в сравнении с базисным годом, обеспечивающие достижение запланированных уровней условно чистого дохода во всех отраслях.
1. Находим матрицу
коэффициентов полных
В =
2. Найдем величины
валовой продукции трех
Находим составляющие вектора-строки G:
G1 = = 0,23; G2 = G3 = = 0,41.
4. В соответствии с формулой искомые индексы динамики отраслевых цен в сравнении с базисным годом будут равны:
r = =.
Таким образом,
чтобы достичь запланированных
уровней условно чистого
Если сопоставить запланированные уровни условно чистого дохода с соответствующими уровнями этой величины в действующих отраслевых ценах, то можно определить, что при определенных выше индексах динамики отраслевых цен величина условно чистого дохода увеличиться в трех отраслях на 15, 23 и 3% соответственно. Это свидетельствует о тесной взаимоувязанности цен в межотраслевом балансе.
1.3 Оптимизационные модели в маркетинге
Оптимизационными задачами, в экономике называются экономико-математические задачи, цель которых состоит в нахождении наилучшего с точки зрения некоторого критерия варианта использования наличных ресурсов. Решаются такие задачи с помощью оптимизационных моделей методами математического программирования.
В отличие от дескриптивных, т.е. описательных моделей, примером которых могут служить рассмотренные выше балансовые модели, оптимизационные модели наряду с уравнениями или неравенствами, описывающими взаимосвязи между переменными, содержат также критерий для выбора, называемый функционалом, или целевой функцией. Таким образом, общая структура этих моделей состоит из целевой функции, принимающей значения в пределах ограниченной условиями задачи области, и из ограничений, характеризующих эти условия. Целевая функция в самом общем виде определяется тремя моментами: управляемыми переменными, неуправляемыми параметрами и видом зависимости между ними. Если обозначить критерий оптимальности через U, управляемые переменные -=, параметры - = заданные пределы изменения управляемых переменных - M, то общий вид оптимизационной модели будет следующим:
U = f()ext;
M
Задачи вида решаются методами математического программирования, которое включает в себя линейное, нелинейное, динамическое, целочисленное программирование и т.д. Выбор методов математического программирования для решения оптимизационных задач определяется видом целевой функции f, видом ограничений, определяющих область М, и специальными ограничениями на управляемые переменные. Решение задачи получения уравнения обычно называется оптимальным решением, или оптимальным планом.
Рассмотрим прежде всего оптимизационные задачи, сводящиеся к задачам линейного программирования. В общем виде такая задача может быть сформулирована, например, следующим образом.
Найти вектор = максимизирующий линейную целевую функцию;
f= , ограничениям а также удовлетворяющий линейным функциональным ограничениям:
i =
Кроме того, искомый вектор должен удовлетворять и прямым ограничениям:
xj
Задача может быть записана в канонической форме, при которой функциональные ограничения имеют вид равенств. Это достигается путем прибавления к левым частям этих ограничений т дополнительных неотрицательных переменных. ЗЛП в канонической форме решается симплексным методом, в то же время для некоторых ЗЛП специального вида разработаны соответствующие методы решения. Некоторые из них не связаны непосредственно с алгоритмом симплексного метода, как, например, метод потенциалов для решения транспортной задачи; другие же в качестве составных элементов используют вычислительные процедуры симплексного метода. В качестве примера последних можно привести метод Гомори для решения задач линейного целочисленного программирования.
Оптимизационные задачи, сводящиеся к задачам линейного программирования, широко используются в процессе экономико-математического моделирования. Однако задачами линейного программирования не исчерпываются все виды оптимизационных экономических задач, так как во многих случаях целевая функция задачи и ограничения на область допустимых решений не удовлетворяют условиям линейности. Тогда применяются специальные методы нелинейного программирования, например метод множителей Лагранжа, динамического и имитационного программирования и др.
Перейдем к рассмотрению конкретных прикладных задач маркетинга, решаемых на основе оптимизационных моделей.
Статическая модель оптимизации прикрепления потребителей к поставщикам. Основной математической моделью оптимального прикрепления потребителей к поставщикам является так называемая транспортная задача линейного программирования, которая в общем виде формулируется следующим образом:
В т пунктах отправления, которые в дальнейшем будем называть поставщиками, сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного продукта, которое обозначим ai.
Данный
продукт потребляется
в n пунктах, которые
будем называть потребителями;
объем потребления обозначим
через bj =.