Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:54, реферат
Широкое использование математических методов является важным направлением совершенствования экономического анализа, повышает эффективность анализа деятельности предприятий и их подразделений. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты коммерческой деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную или традиционными методами.
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
РЕФЕРАТ
на
тему: «Математические методы в менеджменте
и маркетинге»
Выполнил:
Введение
Широкое использование
математических методов является важным
направлением совершенствования
Экономико-математические методы – сложнейшая область знаний, требующих значительных усилий для овладениями ими. Одной из областей применения этих методов является маркетинговая деятельность.
Для решения задач маркетинга используется широкий спектр экономико-математических методов.
Можно
выделить несколько групп экономико-
1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.).
2. Многомерные методы (в первую очередь факторный и кластерный анализы). Они используются для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные. Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.
3. Регрессионные и корреляционные методы. Они используются для установления взаимосвязей между группами переменных, описывающих маркетинговую деятельность.
4. Имитационные методы. Они применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.
5. Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации. Можно выделить два главных направления применения этих методов: для статистических испытаний гипотез о структуре рынка и предположений о состоянии рынка, например исследование степени лояльности к торговой марке, прогнозирование рыночной доли.
6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование). Эти методы применяют тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение – например, вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения.
7. Гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные характеристики (например, динамическое и эвристическое программирование), применяются прежде всего для исследования проблем товародвижения.
Эти
семь групп количественных методов,
безусловно, не исчерпывают всего
их разнообразия.
Факторный анализ
Факторный
анализ - постепенный переход от
исходной факторной системы к
конечной факторной системе, раскрытие
полного набора прямых, количественно
измеряемых факторов, оказывающих влияние
на измерение результативного
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Если в случае прямого детерминированного факторного анализа исходные данные для анализа имеются в форме конкретных чисел, то в случае прямого стохастического факторного анализа заданы выборкой (временной или поперечной).
Детерминированный
факторный анализ представляет собой
методику исследования влияния факторов,
связь которых с результативным
показателем носит
Выделяют 4 вида детерминированных моделей: аддитивные, мультипликативные, кратные, смешанные.
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующую математическую интерпретацию:
Мультипликативная
модель представляет собой произведение
факторов.
Кратные модели представляют
собой отношение факторов и имеют
вид:
где – срок оборачиваемости товаров (в днях);
- средний запас товаров;
nр – однодневный объём реализации.
Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных моделей.
Способы детерминированного факторного анализа:
Стохастический анализ
направлен на изучение косвенных
связей,
т.е. опосредованных факторов (в случае
невозможности определения непрерывной
цепи прямой связи). Из этого вытекает
важный вывод о соотношении детерминированного
и стохастического анализа: так как прямые
связи необходимо изучать в первую очередь,
то стохастический анализ носит вспомогательный
характер. Стохастический анализ выступает
в качестве инструмента углубления детерминированного
анализа факторов, по которым нельзя построить
детерминированную модель.
Методы стохастического факторного анализа.
Корреляционно-регрессионный анализ
Построение корреляционных моделей дает количественную характеристику взаимосвязи и взаимозависимости экономических показателей. С помощью корреляционно-регрессионного анализа можно рассчитать коэффициенты корреляции, которые оценивают силу связи между отдельными признаками, подобрать уравнение регрессии, которое определяет форму этой связи, и установить достоверность существования связи.
Этапы корреляционного анализа:
Практическая реализация корреляционного анализа включает следующие этапы:
а) постановка задачи и выбор признаков;
б) сбор информации и ее первичная обработка (группировки, исключение аномальных наблюдений, проверка нормальности одномерного распределения);
в) предварительная характеристика взаимосвязей (аналитические группировки, графики);
г) устранение взаимозависимости факторов и уточнение набора показателей путем расчета парных коэффициентов корреляции;
д) исследование факторной зависимости и проверка ее значимости;
е)
оценка результатов анализа и
подготовка рекомендаций по их практическому
использованию.
Несколько показателей могут быть связаны функциональной или корреляционной зависимостью. Функциональная зависимость проявляется определенно и точно в каждом отдельном случае, в каждом отдельном наблюдении. Например, закон Ома устанавливает функциональную зависимость между напряжением, приложенным к проводнику, его сопротивлением и силой тока. Этот закон строго соблюдается в каждом отдельном опыте независимо от характеристик проводника, из какого материала он изготовлен, приложенного напряжения. Знание функциональных зависимостей позволяет абсолютно точно предсказывать события.
Корреляционная зависимость проявляется лишь в среднем и только в массе наблюдений. Экономические величины складываются обычно под влиянием множества различных факторов. Закономерности не проявляются в сфере экономики с той точностью и неизменностью, как в мире неживой природы. Поэтому при изучении взаимосвязей экономических показателей чаще всего приходится прибегать к корреляционному анализу.
В простейшем случае корреляционного анализа исследуется связь между двумя показателями, из которых один рассматривается как независимый фактор (х), а второй - как зависимая переменная (у). Наличие самой зависимости между этими показателями устанавливается в результате качественного анализа, позволяющего вскрыть внутреннюю сущность изучаемого явления и порождающих его причин. Сам же корреляционный анализ предназначен для количественного измерения самого качественного анализа. Таким образом, еще до математического расчета считается установленным, что связь между х и у может существовать и характеризуется функцией
Одной из первых задач корреляционного анализа является установление вида этой функции, то есть отыскание такого корреляционного уравнения (уравнения регрессии), которое наилучшим образом соответствует характеру изучаемой связи. Уравнение регрессии - важнейшая составная часть корреляционных моделей, и его правильный подбор и расчет относятся к наиболее ответственным этапам корреляционного моделирования. Простейшим уравнением, которое может характеризовать зависимость между двумя переменными, является уравнение прямой вида:
Информация о работе Математические методы в менеджменте и маркетинге