Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:57, реферат
Для улучшения современной социально-экономической ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.
Введение……………………………………………………………..3
Инновация и инновационная политика………………….…..4
Инновационный бизнес в России………………………….…..6
Проблемы малого инновационного бизнеса в России……....8
4. Для развития инновационного бизнеса в России
необходимо………………………………………………………….12
Вывод……………………………………………………………..…15
Используемые источники
Другая ключевая проблема - слабая инновационная направленность малого бизнеса. Государству необходимо создать условия, при которых предприятиям было бы интересно начинать инновационную деятельность, а следственно будет повышаться конкурентность, которая отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей. Предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей.
Основной
причиной того, что на малых предприятиях
в большинстве случаев
Учёные отмечают, что малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку нет больших гарантий получения прибыли. Если исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса не хватает денежных средств на его реализацию. Ученые привыкли больше рассчитывать на поддержку государства в своих изысканиях. Альтернативой является также грантоискательство, когда конкретный фонд спонсирует научный поиск. Со стороны ученых имеется устойчивое недоверие к малому бизнесу по причине возникавшего мошенничества со стороны бизнесменов, когда заключались фиктивные договора.
Совершенно очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения. Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств. В прошлом году потребности малых предприятий в финансовых ресурсах по оценкам составили более 1 триллиона рублей. Казалось бы, правительство, зная эту потребность, должно всячески стимулировать программы кредитования банками малого бизнеса. Однако вместо этого Центробанк России рассылает банкам письмо, где говорится, что кредиты малым предприятиям в большинстве своём являются проблемными и безнадёжными ссудами, под которые сами кредитные организации должны создавать резервы в размере половины либо полной суммы кредита. Стоит ли после этого удивляться, что кредиты малому бизнесу обходятся в полтора раза дороже, чем иным заёмщикам, - под 25-30 процентов годовых.
Отсутствие серьезного внутреннего спроса на проекты предприятий и, как следствие, низкая рентабельность, не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция – ещё одна проблема развития малого бизнеса.
В последние годы серьезно осложнилась ситуация с конкурентоспособностью малого бизнеса. Например, только в нефтегазовой отрасли число малых предприятий сократилось в три раза. Тревожные события происходят в сфере слияний и поглощений: если раньше объектом недружественного захвата чаще всего выступали приглянувшиеся помещения и земельные участки, то сейчас - хорошо поставленный, динамично развивающийся бизнес малых и средних предприятий. Предпринимательское сообщество добивается, чтобы, несмотря на сопротивление лоббистов, готовящийся в Правительстве и Госдуме законопроект "О защите конкуренции" бил сохранён в редакции, которая максимально отстаивает интересы малого бизнеса, давая возможность применять жёсткие санкции против монополистов.
Наряду с диверсификацией отраслевой структуры малого предпринимательства не следует забывать и о региональном, муниципальном аспекте проблемы. Около 40 процентов субъектов малого бизнеса сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и двух столичных областях. В большинстве других регионов отсутствуют инфраструктурные условия для развития предпринимательства. Недавно пришлось столкнуться с фактом, когда 150 малых инновационных фирм из Новосибирского Академгородка не могут разместить на местных предприятиях свои заказы - там нет ни оборудования, ни технологической базы.
Кадровая проблема также является очень актуальной на малых инновационных предприятиях. Именно сейчас в России происходит «смена поколений директорского корпуса» инноватики. Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в данной сфере. Качество образования молодых специалистов не подлежит сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов, которыми обладает лишь «старое» поколение. Серьезной проблемой является «утечка мозгов». Процесс для России не новый. Хотя известно, что в последнее время часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок.
Еще одна проблема ‐ неразвитость системы информационной поддержки малых инновационных предприятий. На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе ‐ льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании. Проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база. Практическая недоступность инвестиционных и информационных ресурсов усугубляет проблемы субъектов малого предпринимательства, способствует свертыванию их деятельности или переходу в теневую экономику.
И,
наконец, вопрос об административных барьерах.
Пытаясь легализовать и узаконить
процесс "участия в прибылях", местные
чиновники под предлогами борьбы с фирмами-однодневками
и даже террористическими угрозами настойчиво
рекомендуют ещё больше забюрократизировать
саму процедуру регистрации малых предприятий.
Несомненно, это приведёт к увеличению
и без того непомерного "коррупционного"
налога на бизнес. Противопоставить ему
можно только повышение роли предпринимательских
союзов и объединений, продолжение административной
реформы и передачу общественным организациям
предпринимателей части вопросов, связанных
с регулированием деятельности субъектов
малого бизнеса. Именно по такому пути
развивается малое предпринимательство
во всём цивилизованном мире.
4.
Для развития инновационного
бизнеса в России необходимо
Прежде всего, необходимо доработать законодательную базу, регламентирующую деятельность малого инновационного бизнеса, с учетом его специфики, путем формирования отлаженной и сбалансированной правовой системы, включающей:
‐ общее законодательство по инновационной политике – доктрину, содержащую нормы государственного содействия распространению в стране технических знаний и новых технологий;
‐ законы по защите прав интеллектуальной собственности;
‐ контрактное право, регулирующее взаимодействие инновационных партнеров.
Также
необходимо предусмотреть в
Стоит
обратить особое внимание на налоговую
систему в отношении малого бизнеса,
а именно оптимизировать систему
налогообложения малых
Для
устранения кадровой проблемы необходимо
разработать программу
Необходимо создать интересные рыночные условия и конкуренцию для инновационных предприятий со стороны государства. Создание конкуренции возможно лишь при хороших финансовых стимулах. Необходимо создать схему мотивации предприятий за счет, например, снижение таможенных тарифов, введения различных льгот, например, по налогу на прибыль.
Следует также наладить контакт между потенциальными инвесторами и авторами инновационных идей. Эту задачу должны помочь решить уже созданные институты развития — Российская венчурная компания, госкорпорация «Роснано».
Радикальные
перемены нужны и в системе
экспортного контроля. Необходимо пересмотреть
таможенные тарифы и скорость этой
процедуры, так как покупатели новой
продукции требуют быстрых
Пожалуй, одним из главных вопросов в области малого бизнеса является решение проблемы его финансирования. Здесь можно выделить несколько способов решения проблемы.
Кредитование можно рассмотреть как первый способ финансовой поддержки. Банки редко кредитуют малый бизнес, а инновационный бизнес еще реже, так как инноватика — достаточно рискованная сфера. Крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки. Однако, необходимо понимать значимость кредитов для развития малого бизнеса и разработать политику по улучшению условий кредитования малых предпринимателей.
Финансирование за счет грантов является одним из источников для финансирования инновационных проектов на первых стадиях его развития. Сюда относятся гранты от государственных и частных инновационных фондов, международных ассоциаций. Гранты поддерживают и различные международные программы развития, курируемые международными центрами и благотворительными фондами. Часто средства выделяются не из единого источника, а по линии различных учреждений и ведомств в рамках целевой программы.
Другой способ — это «бизнес-ангелы». Бизнес‐ангелы ‐ это физические и юридические лица, инвестирующие собственные средства в инновационные компании самой ранней стадии развития. Это ‐ первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. Объем бизнес‐ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких тысяч до миллиона евро. Такие инвестиции рассчитаны на большой срок окупаемости и не требуют залогового обеспечения.
Бизнес-ангелы обеспечивают не только денежными средствами, но и знаниями, организаторскими способностями, деловыми связями. Бизнес-ангелы предоставляют огромные возможности для развития бизнеса и являются предшественниками венчурных фондов. Бизнес-ангелы являются одним из основных финансовых рычагов для малых инновационных предприятий.
В наше время бизнес‐ангельское инвестирование перестает быть экзотикой и уже признается в качестве одного из основных финансовых двигателей инновационной экономики. Сети бизнес‐ангелов – это получивший в последние годы широкое распространение на Западе механизм диверсификации рисков вложений в «посевные» предприятия.
Венчурные фонды – следующий способ финансовой поддержки малых предприятий. Российские эксперты достаточно скептически оценивают деятельность российских венчурных фондов, так как для российских условий это сфера является достаточно новой.
Венчурное финансирование имеет следующие особенности: платой за венчурное финансирование является не кредитный процент, а доля прибыли (обычно около 50%) в случае успеха нововведений; это совместное предпринимательство фирмы и венчурного фонда; венчурный фонд, помимо финансирования, оказывает фирме экспертно-консультационные, информационные, управленческие, бухгалтерские и др. услуги.
Данный
источник финансирования в России только
зарождается. Для его существования
не создана ни законодательная, ни нормативная
база. Налоговые и другие стимулы
для его развития полностью отсутствуют.
И все же положительные тенденции существуют.
В России все же действуют несколько финансовых
инвестиционных групп, открыто и реально
поддерживающих малый бизнес. Правительством
России создан Венчурный инвестиционный
фонд символического объема (3 млн. долл.),
но это показывает инвесторам намерения
Правительства.