Малый инновационный бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:57, реферат

Описание работы

Для улучшения современной социально-экономической ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Инновация и инновационная политика………………….…..4

Инновационный бизнес в России………………………….…..6

Проблемы малого инновационного бизнеса в России……....8

4. Для развития инновационного бизнеса в России
необходимо………………………………………………………….12
Вывод……………………………………………………………..…15
Используемые источники

Работа содержит 1 файл

бизнес77.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

  институт 
 

  Факультет Экономики и управления 

  Дисциплина  Бизнес в рыночной среде 
 

  Реферат 

  Тема: «Малый инновационный бизнес в России» 
 
 

              Выполнила студентка  
             
             
             

              Проверил    

              Оценка_____________________

              ___________________________ 
             
             

  "___" октябрь 2011 г.                                 « ___________» 
 
 

  Г. Москва, 2011 г.  
 

План: 

Введение……………………………………………………………..3 

  1. Инновация и инновационная  политика………………….…..4
 
  1. Инновационный бизнес в России………………………….…..6
 
  1. Проблемы  малого инновационного бизнеса в России……....8
 

4. Для развития инновационного  бизнеса в России

необходимо………………………………………………………….12 

Вывод……………………………………………………………..…15 

Используемые  источники……………………………………..…..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Для улучшения современной социально-экономической ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы. Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических исследований. Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоятельными изобретателями или мелкими фирмами. По данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).

       Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса является скорее проблемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Инновация и инновационная  политика
 

       Инновация - это использование  новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью  незамедлительно  после их открытия или изобретения  с целью изменения  или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные].

Отсюда  основными типами инновационной  деятельности являются :

  • производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами;
  • внедрение новых средств производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов;
  • введение новых организационных институционных форм (приватизация, новая система управления и пр.);
  • изменения инфраструктуры.

       Следует особо подчеркнуть две важнейшие  характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера .

       Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.

       Механизм  создания и распространения нововведений, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки  фундаментальных и поисковых  исследований, разнообразные формы  и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований, максимальное стимулирование инновационного предпринимательства и его поддержку. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, неизбежно влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности .

       В современном развитом, экономически независимом государстве научно-техническая  политика приобретает черты стратегии  всеобщего развития, подчиняя себе структурную и инвестиционную политику, с ориентацией экономической политики на формирование инновационной модели развития, когда рост эффективности общественного производства достигается за счет роста знаний . 

       Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной быстро реагировать на неожиданные ситуации, поддерживать в том числе сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Иными словами, есть понимание того, что конкурентоспособность страны - это ее способность генерировать и быстро осваивать инновации.

Для успешного  выстраивания цепочки "идея - разработка - производство - сбыт" в процессе инновационной деятельности важно:

  • обеспечить восприимчивость субъектов к инновациям и инвестициям;
  • "вывести" потенциальных инвесторов на действительно конкурентоспособный инвестиционный проект .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
  1. Инновационный бизнес в России
 

       Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса является скорее проблемой.

       Так, общественная организация «Опора России»  провела совместно со ВЦИОМ исследование условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства. Результаты удивили: из всех малых инновационных  предприятий России не более 15% можно  назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же, доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила.

       Российский  малый бизнес - поистине самый малый  в экономически развитом мире. Это  относится как к количеству малых  предприятий "на душу населения" (900 тысяч на всю страну), так и  к доле малого бизнеса в создании ВВП. Если на Западе небольшие предприятия формируют от 50 до 70 процентов национального богатства, то в России лишь 10-12 процентов.

       Согласно  статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей  структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции составляет лишь 0,7%.

       Малый инновационный бизнес представляет собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий. Со свойственной малому бизнесу гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он, в кооперации с крупными компаниями, позволяет активизировать инновационные процессы.

       Малые инновационные предприятия осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время они способны в значительной степени снижать социальную напряженность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.

       Необходимость создания системы поддержки инновационной  деятельности как на федеральном, так  и на региональном уровнях не вызывает никаких сомнений. Известно, что, как элемент системы государственного управления, политика в области инновационной деятельности должна иметь четко определенные цели, органы управления, информационную систему для реализации функций управления, инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы управления воздействуют на предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Проблемы малого инновационного бизнеса в России 

       Одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в России является, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса. На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, регламентирующая деятельность малого инновационного бизнеса, которая отраженна на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Выглядит перечень законов следующим образом:

       – Гражданский кодекс РСФСР;

       – Гражданский кодекс РФ;

       – Уголовный кодекс РФ;

       – Патентный закон;

       – Закон «Об авторском праве  и смежных правах».

       Перечисленные законы действительно регламентируют область интеллектуальной собственности, однако даже не упоминают ключевого понятия этой сферы — «инновационная деятельность». В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации», вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире. При подписании договоров понятие «инновация» подменяется словосочетанием «производственно-исследовательская работа», что «сразу меняет суть дела». В то же время Минэкономразвития, Минфин и Центробанк дают совершенно разные трактовки самому понятию "малый бизнес".

       Следующая проблема – неустойчивость и незавершенность  законодательной базы в области  налогового регулирования, которое  все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Малый бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение бизнеса, а элементарное выживание. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал составляет в их общем объёме менее 3 процентов, то есть этот показатель в несколько раз меньше доли малого бизнеса в совокупном ВВП России.

       Несмотря  на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую  деятельность остается все еще тяжелым. Существенное негативное влияние на деятельность предприятий оказывают  органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни. Кроме того, отсутствует дифференциация размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних. Вопреки доказавшей свою эффективность практике гибкого налогообложения наукоёмкого бизнеса чиновники продолжают упорствовать на сохранении налоговой уравниловки. При этом они не хотят замечать, что образовалась целая прослойка предприимчивых дельцов, которые за солидные комиссионные освоили новый вид бизнеса - продажу за границу малых инновационных предприятий, обладающих неоспоримым интеллектуальным потенциалом.

Информация о работе Малый инновационный бизнес в России