Таким образом возникает
вопрос: сколько же надо инвестиций, чтобы
в стране начался устойчивый экономический
рост? Основываясь на общих для стран с
переходной экономикой закономерностях,
можно сделать некоторые выводы и для
Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность
роста ВВП по инвестициям в упомянутых
странах составляла 0,4-0,7. Это означает,
что в расчете на душу населения инвестиции
в 1000 USD в условиях Беларуси приведут к
росту ВВП на 400-700 USD (по паритетному курсу).
Если учесть, что в настоящее время ВВП
на душу населения, как отмечалось, составляет
7550 USD, то для его увеличения в 1,7 раза (именно
такой темп роста ВВП заложен в проекте
Национальной программы привлечения инвестиций
в экономику республики) потребуется около
10 000 USD в среднедушевом исчислении, или
100 млрд. USD в целом. Это в 2,5 раза больше
того объема инвестиций, который требуется
по прогнозам Министерства экономики.
Таким образом, можно
сделать вывод, что инвестиции в экономику
Беларуси не принесут ожидаемой отдачи,
пока доля малого бизнеса в общей численности
занятых в стране не достигнет порогового
значения 40%. Это, в свою очередь, может
произойти только в результате либерализации
экономики и создания благоприятных условий
для развития предпринимательского сектора.
Следовательно, для Беларуси либерализация
экономики на данном этапе является более
настоятельной необходимостью, чем поиск,
мобилизация и привлечение инвестиций.[12,
c 173]
Рекомендации Регистрация;
- Сократить сроки регистрационных процедур.
- Заменить разрешительный принцип регистрации на заявительный, позволяющий субъекту хозяйствования представлять в регистрирующий орган определенный перечень документов, за соответствие законодательству которых несет ответственность сам заявитель. Усовершенствовать техническую оснащенность регистрирующих органов для оптимизации документооборота процедуры регистрации.
- Ввести принцип «единого окна», при котором, сдав документы на регистрацию, предприниматель получает гарантию того, что все остальные, в том числе пострегистрационные процедуры, будут выполнены без его участия. Определение единого регистрирующего органа позволит унифицировать процедуры регистрации, сократить сроки и затраты предпринимателей, повысит гарантии их защищенности.
-Сократить перечень
оснований для регистрации изменений
в учредительные документы.
Лицензирование:
- Сократить количество лицензируемых видов деятельности, сроки выдачи лицензий и уменьшить их стоимость. Критериями для отнесения видов деятельности к лицензируемым должны быть: деятельность в сфере государственной безопасности, защиты здоровья людей и охраны окружающей среды.
- Ввести заявительный принцип получения лицензий, подразумевающий автоматическое оформление и выдачу лицензии по результатам представления пакета документов, исчерпывающий перечень которых должен быть установлен законодательством.
- Аннулирование лицензий за нарушения должно производиться только в судебном порядке, чтобы исключить возможность субъективного подхода, повысить гарантии защиты прав предпринимателей и уменьшить возможность коррупции.
Сертификация
и гигиеническая регистрация:
- Сократить перечни товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации и гигиенической регистрации, сохранив в них только те виды товаров и услуг, которые могут создать реальную угрозу причинения вреда здоровью, жизни, имуществу или окружающей среде.
- Исключить дублирование перечней товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации и гигиенической регистрации. \
- Упростить процедуры сертификации и гигиенической регистрации, в том числе порядок признания документов о качестве иностранных производителей.
- Передать полномочия по формированию, изменению и дополнению перечней товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации и гигиенической регистрации, Правительству либо осуществлять их утверждение на законодательном уровне с целью исключения возможности реализации ведомственных интересов и ограничения условий для коррупции.
Разрешения,
связанные с использованием помещений:
- Установить, что специальное разрешение на использование помещений, требуется только в тех случаях, когда в них осуществляется деятельность, которая может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде.
- Унифицировать процедуры получения разрешений на использование помещений с целью повышения прозрачности этого процесса.
- Утвердить в законодательном порядке норму о том, что в тех случаях, когда предприниматель предполагает осуществлять в приобретенных помещениях деятельность, ранее в них осуществлявшуюся другими субъектами, не имевшими замечаний надзорных органов по этим помещениям, никаких дополнительных разрешений он получать не должен.[13,c 142]
Заключение
В современной Беларуси
наблюдается довольно контрастная картина
существования форм и видов собственности,
когда наряду с государственной, развиваются
капиталистические формы собственности,
такие как частная и многие другие. Можно
констатировать, что в республике сложился
новый общественно-экономический строй,
который характеризуется: восстановлением
системы частной собственности, установлением
власти капитала и денег, резким ростом
дифференциации доходов населения.
Одной из специфических
черт сложившейся в стране структуры собственности
является то, что она остается связанной
с государством.
В заключении уместно
упомянуть социальное влияние произошедших
изменений в экономике. Поскольку проблема
собственности всегда актуальна, особенно
в наши дни и для нашего общества, необходим
анализ не только ее экономических, но
и социальных аспектов. Есть немало людей,
которые, например, считают государственную
собственность наилучшим социально-экономическим
устройством или рассматривают частную
собственность как естественный образ
жизни и способ решения всех проблем Реорганизация
отношений собственности — это сложный
бюрократический процесс, в котором люди
выходят на совершенно новый уровень деловой
жизни, сталкиваются с необходимостью
переговоров и экспертных консультаций,
вовлекаются в круговорот ответственных
документов, связанных с куплей и продажей
акций, имущественными сделками, обязательствами
и гарантиями.
В целом сложившийся
экономический строй Беларуси имеет в
сравнении со странами Запада малоцивилизованный
вид. Государство должно приложить усилия
для быстрой трансформации общественного
устройства и структуры собственности
в том числе в более современные формы.
Положительным моментом
является то, что Республика Беларусь
движется в направлении, правильность
которого подтверждается экономическим
и историческим опытом большинства стран
мира. А отрицательным моментом является,
наверное, то, что движение это не слишком
интенсивное.
Работа по анализу
форм собственности в экономике страны
приводит к следующему выводу: для стабильности
экономики, отношений собственности и
социально-экономического развития Беларуси
требуется настоящее многообразие форм
собственности, характерное для смешанной
экономики, монополия же государственной
или частной формы собственности недопустима.
Список использованных источников.
- Под редакцией Л.Н.Нехорошевой. Экономика предприятия : Учеб. пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений экон. спец. /. - Мн. : Выш. шк., 2003; 2004; 2005. - 383с. - ISBN 985-06-0795-5 : 6900-00; 6372-00; 5460-00;
12890-00; 7100-00.
- Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса : учеб. пособие для студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - Мн. : БГЭУ, 2005. - 231 с. - Допущено М-вом образования РБ. - ISBN 985-484-177-4 : 9781-00.
- Мокров, Г.Г. Принципы рыночной экономики : учеб. пособие / Г. Г. Мокров. - М. : ЮРКНИГА, 2005. - 303 с. - ISBN 5-9589-0101-Х : 23400-00.
- Под редакцией И.А. Костевич. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь, 2007 : стат. сб. / М-во статистики и анализа РБ; редкол.: И.А. Костевич [и др.]. - Минск : Минстат РБ, 2007. - 78 с. : табл. - ISBN 978-985-6858-15-7.
- Под редакцией Л.И.Липень. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь : сб. нормат. правовых актов : по сост. на 20 сент. 2004 г. / сост. Л.И. Липень. - 2-е изд., перераб. - Мн. : Дикта, 2004. - 79 с. - ISBN 985-6758-22-Х.
- Под редакцией В.Н. Шимова. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие / под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн. : БГЭУ, 2005. - 843 с. - ISBN 985-484-144-8 : 12336-00; 12334-00.
- Валенто, И. (декан гуманитарного факультета Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы, канд. юрид. наук, доцент). Уровни и подвиды отношений частной собственности как предмет правового воздействия / И. Валенто// Судовы веснiк. - 2003. - N 4. - С. 47-48. - Библиорг.: 16 назв. - Продолж. следует.
- Веленто, И. Проблемы правового регулирования отношений коллективной частной собственности / И. Веленто// Юстиция Беларуси. - 2003. - N 6. - С. 60-61.
- Лазука, О. Н. Механизмы экономической реализации и управления формами собственности / О. Н. Лазука ; О. Н. Лазуко ; представлено: Н. И. Суханов// Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. - 2005. - Вып. 8. - С. 3-6. - Библиогр.: с. 6 (6 назв.).
- Шахнович, Е. С. (Белорусский государственный экономический ун-т). Собственность: новые подходы в трактовке сущности, субъектов, объектов и форм ее реализации / Е. С. Шахнович ; Е. С. Шахнович// Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. - 2006. - N 8. - С. 12-18. - Библиогр.: с. 18 (5 назв.).
- Хубиев, К. (д-р экон. наук., проф. ; МГУ). Государственная собственность и условия ее эффективности : (методологический аспект) / К. Хубиев// Экономист. - 2003. - N 1. - С. 45-56.€
- Ковалев, А. М. (д-р филос. наук, профессор).Проблемы частной собственности, эксплуатации и отчуждения труда в обществе и их будущее / А. М. Ковалев ; А. М. Ковалев// Социально-гуманитарные знания. - 2006. - N 5. - С. 3-20. - Библиогр. в сносках.
- Пресс-конференция Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко представителям средств массовой информации Украины 23 ноября 2006 г.// Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. - 2006. - N 12. - С. 16-47. - Печатается по стенограмме.
- Канторович, Б. (канд. филос. наук). Наше или мое? / Б. Канторович ; Борис Канторович// Беларуская думка. - 2007. - N 2. - С.62-63.
- www.belstat.gov.by (дата доступа: 14.11.08)
- www.
Приложение 1