Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Собственность выступает мощным системообразующим фактором воздействия на все виды экономических отношений и неизбежно ведет к изменению организационных основ общества. Таким образом, собственность оказалась основой производства, а значит экономического развития общества в целом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Собственность как категория экономической науки 4
1.1. Понятие собственности: сущность, объекты и субъекты 4
1.2.Типы и формы собственности. 8
1.3.Частная собственность. 10
Глава 2. Становление и развитие малого бизнеса в РБ. 15
2.1.Понятие малого бизнеса 15
2.2. Малый бизнес в Беларуси 17
2.3.Доля малого бизнеса в ВВП Беларуси. 19
2.4. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.5. Пути решения проблем в развитии малого бизнеса в Беларуси и за ее пределами 22
Заключение 26
Список использованных источников. 28
Приложение 1 30

Работа содержит 1 файл

малый бизнес реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Частная собственность  к тому же помогает рассредоточению  власти и расширяет сферу деятельности, основанной на добровольном сотрудничестве. Власть, которой наделены частные собственники, строго ограничена. Владельцы частных фирм не в состоянии принудить вас покупать у них товары или работать на них. Они не могут обложить налогом ваш доход или ваше имущество. Они могут получить какую-то часть вашего дохода, только дав вам взамен то, что вы считаете более ценным.

Власть даже самого богатого собственника (или самой большой  фирмы) ограничена конкуренцией со стороны  всех желающих поставлять аналогичные  продукты или услуги.

В противоположность этому, как свидетельствует опыт Восточной Европы и бывшего Советского Союза, при переходе от частной собственности к государственной небольшая горстка лидеров наделяется огромной политической и экономической властью. Одно из главных преимуществ частной собственности заключается в ее способности ограничивать чрезмерную концентрацию экономической власти в руках немногих. Право на обладание собственностью, переданное множеству людей, - это враг тирании и злоупотребления властью.

Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью).  
 Это всего лишь один из видов собственности, один из видов экономических, социальных и юридических отношений, который ни в коем случае не нужно идеализировать и преувеличивать его значимость для современной экономики.

Рассмотрим, какие  же преимущества и недостатки имеет данный вид собственности.  
 Частная собственность предполагает :

  • право исключительного пользования имуществом;
  • право на передачу имущества;
  • защиту со стороны закона.

Частной собственностью могут быть и материальные активы: здания, машины, земля, природные ресурсы, и труд, и идеи. Право частного владения позволяет людям самим решать, как им использовать свою собственность. Но то же право обязывает их отвечать за свои действия. То есть частная собственность обременяет своего владельца, возлагает на него так называемое «бремя собственности».[7, c 42]

 

Глава 2. Становление и развитие малого бизнеса в РБ.

2.1.Понятие малого бизнеса

 

В процессе разработки государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса важным моментом является установление основополагающих критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу. При этом возникает необходимость четко определить границы сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех малых и средних предприятий.[8, c 67]

В настоящее время согласно Закону Республики Беларусь от 16.10.1996 № 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь"  при определении критериев используется понятие "субъекты малого предпринимательства", которое включает две категории: предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица; юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал. 
 Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики. 
 В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной настоящей статьей среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных настоящим Законом, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные[9, c 32]

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.[8,c 69]

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 17% (Беларусь) и до 10,2% (Россия).

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.[9, c 192]

2.2. Малый бизнес в Беларуси

 

В настоящее  время малый бизнес в Беларуси испытывает большие трудности. На него приходится 9 - 10 % годового валового продукта страны. При этом цифра 9 - 10 %, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствуют о том, что малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять запросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение ярко демонстрирует тот факт, что в развитых странах малый бизнес дает не менее половины ВВП (валового внутреннего продукта).

К тому же предпринимательская деятельность в республике сопряжена со многими проблемами, наиболее важными из которых являются: 

  • проблемы регистрации и перерегистрации;
  • несовершенство налоговой политики; 
  • отсутствие правовых гарантий; 
  • расширенная практика лицензирования;
  • препятствия при внешнеэкономической деятельности; 
  • недостаток инвестиций и сложности при получении кредитов;
  • отсутствие информационного обеспечения;
  • трудности со снабжением и сбытом продукции; 
  • недостаток производственных площадей.

В настоящее  время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности.

В Беларуси по итогам 2007 года в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) работало более 17% от занятых в экономике. 

На 1000 белорусов приходится 3,3 малых  предприятий, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30. Беларусь отстает не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей. В России данный показатель составляет 5-6 предприятий, в Латвии -12-14, Литве - 20, Эстонии - 25, Германии - 37, Японии - 50, США - 75 предприятий.[10,c 73]

В Беларуси уровень развития малого предпринимательства существенно ниже не только, чем в развитых, но и чем во всех соседних странах. По данным Минстата на конец 2005 г. количество малых предприятий составляло 33094 (рост по сравнению с 2004 г. – 100,8%) с численностью работающих 404,6 тыс. человек (рост 102%). Численность индивидуальных предпринимателей составляет 177,9 тыс. человек (по сравнению с 2004 г. снижение 3,2%). Таким образом, количество малых предприятий на 1000 жителей составило 3,3, удельный вес работающих в общей численности занятых – около 10,2%, а доля малых предприятий в объеме ВВП чуть превышает 8% (8,1%).

В территориальном разрезе количество малых предприятий характеризуется по итогам 2005 г. такими данными: 50,1% общего числа приходится на г. Минск, 11,5% - Минская область, 8,5% – Гомельская, 8,2% – Витебская, 7,3% - Брестская, 6,6% - Гродненская. В Могилевской области на начало т. г. действовало 2563 предприятия, или 7,8% общего числа. По сравнению с 2000 г. их число увеличилось на 110,4%. Это самый высокий прирост.

Особенностью малого бизнеса Беларуси является и то, что в 2005 г. наибольшее число предприятий работало в торговле и общественном питании – 41,2% от общего числа (в 2000 г. было 42,7%), в сфере промышленного производства – 23,5% (было 20,8%), в строительстве – 12,3% (было 11,5%), на транспорте – 5,5% (было 5,6%), в сельском хозяйстве – 1% (было 1,1%). То есть большинство малых предприятий функционирует в, так называемом, нематериальном производстве.

По состоянию на 1 января 2008 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 49130 предприятий (включая 10235 малых предприятий, не осуществлявших хозяйственную деятельность в 2007 году). По сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 11470 предприятий или на 30,5%.  
 По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 38,6%. В промышленности сосредоточено 22,1%, строительстве – 12%, транспорте – 6,1%, сельском хозяйстве (включая фермерские (крестьянские) хозяйства) – 4,9% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.  
 Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2001 году малых промышленных предприятий насчитывалось 5860, то в 2007 году – 8611 предприятий (рост почти на 47%).  
 Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли, как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.  
 Списочная численность работников в среднем за 2007 год на малых предприятиях составила 447,1 тыс. человек, что на 23,3 тыс. человек, или 5,5% больше, чем за 2006 год. По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (38,3% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (25,8%), в строительстве (15,7%).  
 Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, оно еще не оказывает столь существенного влияния на социально-экономическое развитие общества[10, c 82]

Информация о работе Малый бизнес