Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:32, реферат
Собственность выступает мощным системообразующим фактором воздействия на все виды экономических отношений и неизбежно ведет к изменению организационных основ общества. Таким образом, собственность оказалась основой производства, а значит экономического развития общества в целом.
Введение 2
Глава 1. Собственность как категория экономической науки 4
1.1. Понятие собственности: сущность, объекты и субъекты 4
1.2.Типы и формы собственности. 8
1.3.Частная собственность. 10
Глава 2. Становление и развитие малого бизнеса в РБ. 15
2.1.Понятие малого бизнеса 15
2.2. Малый бизнес в Беларуси 17
2.3.Доля малого бизнеса в ВВП Беларуси. 19
2.4. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.5. Пути решения проблем в развитии малого бизнеса в Беларуси и за ее пределами 22
Заключение 26
Список использованных источников. 28
Приложение 1 30
Как сообщает Министерство
экономики, в 2007 году удельный вес малых
предприятий в общем объеме валового внутреннего
продукта составил 8,2%. В общем объеме производства
продукции (работ, услуг промышленного
характера) удельный вес малых предприятий
составил 7,7%, розничного товарооборота,
включая общественное питание, – 11,2 %,
внешнеторгового оборота – 15,2 %.
За 2007 год малыми предприятиями произведено
продукции (работ, услуг промышленного
характера) на сумму 7054,2 млрд рублей, или
7,7% от общего объема по республике (в 2006
году – 7,3%).
Треть объема промышленной продукции,
произведенной малыми предприятиями,–
продукция машиностроения и металлообработки
(34,9%), 15,1% – химической и нефтехимической
промышленности, 13,3 % – лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности,
11,6 % – пищевой промышленности.
Объем розничного товарооборота организаций
торговой сети и общественного питания,
относящихся к категории малых, составил
за 2007 год 2845,2 млрд рублей, что составляет
11,2% от общего объема розничного товарооборота,
включая общественное питание (2006 год
– 10,2%).
В структуре оборота розничной торговли
удельный вес продовольственных товаров
составил 52,4%, непродовольственных – 47,6%.
Выручка от реализации продукции (товаров,
работ, услуг) на малых предприятиях за
2007 год составила 43765,1 млрд рублей – 17,8%
от общего объема выручки, полученной
по народному хозяйству (2006 год – 22,8 %).
Доля убыточных малых предприятий в 2007
году снизилась по сравнению с 2006 годом
с 25,1% от общего количества малых предприятий
до 24,8%. В 2007 году уровень рентабельности
составил 13,7% против 13,3% в 2006 году.
Высокий уровень рентабельности отмечался
на предприятиях, занимающихся операциями
с недвижимым имуществом (48,3%), информационно-вычислительным
обслуживанием (31,7%), торговли и общественного
питания (29,3%), связи (23,6%), материально-технического
снабжения и сбыта (22%), строительства (15,9%).
Низкий – на предприятиях здравоохранения,
физической культуры и социального обеспечения
(5%). [10, c 102]
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран представлены в Приложении 1.
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для Беларуси эта цифра равна 17%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %[11,c 42]
Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в самой бедной стране Европейского Союза - Португалии, в 2000г. составлял 10700 USD, в то время как в Беларуси - 7550 USD. При сохранении нынешних темпов его роста (соответственно 3,7 и 4,1% в год) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего развития страна может только на основе ускорения экономического роста, главным источником которого являются капитальные вложения. В этой связи озабоченность правительства поиском, мобилизацией и привлечением инвестиций на первый взгляд кажется вполне обоснованной.
Исследования Всемирного банка на основе данных о развитии 160 стран в 1950-1990гг. показали, что взаимосвязь темпов роста ВВП и капитальных вложений не носит четко выраженного характера. На протяжении четырех десятилетий страны с относительно низкой долей накопления ВВП демонстрировали быстрый темп роста, и, напротив, страны с высокой инвестиционной активностью развивались более медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического роста нельзя объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и являются фактором, тесно связанным с ростом ВВП. Таков вывод Всемирного банка, в который, кстати, хорошо "вписывается" опыт последнего десятилетия существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном доходе страны достигала 29%, а темпы роста приближались к нулю.
Данную концепцию подтверждает и опыт стран с переходной экономикой, успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В настоящее время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни быстро догоняют арьергард стран ЕС. И как показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не определяющую роль. График, приведенный ниже, характеризует сравнительную динамику прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу населения) по четырем переходным странам и Беларуси.
Итак, до середины 90-х годов в Чехии, Эстонии, Венгрии и Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно одинаков, а в Польше - почти в 2 раза ниже. Тем не менее в 1996-2000гг. все перечисленные страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам экономического роста и обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более высокий, чем в нашей стране, уровень жизни населения. Следовательно, с точки зрения конечных социально-экономических результатов более важным оказался не объем инвестиций, а некие иные факторы роста: либеральная экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.
В результате системных реформ, проведенных в начале 90-х годов, в Чехии, Эстонии, Венгрии и Польше произошла либерализация цен, изменилась налоговая система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые институты финансового посредничества. Все это создало условия для стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых не смогла подняться выше 12%, то в Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же темпами шло формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других странах Восточной Европы и Балтии. Параллельно с увеличением числа малых предприятий изменялись их роль и вклад в обеспечение экономического роста страны.
На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные материалы, в т.ч. отходы, малый бизнес способствовал более эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя опытно-конструкторские работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос малые предприятия, обладая низкой капиталоемкостью и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям, малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный "лунный ландшафт" более пригодным для жизни. На графике этому периоду соответствуют 1991-1995гг., когда инвестиции не приносили адекватной отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного сектора. Можно предположить, что их эффективность была бы еще ниже, если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный структурными реформами.
Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс перемещения факторов производства из государственного сектора в частный. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода крупных инвесторов.
Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса является интегральной характеристикой инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutiоnаl Invеstоr, поразительным образом совпадают с уровнем развития предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999г. при максимальном значении 100 рейтинг Беларуси составил 11,9, Венгрии - 55,9, Польши - 56,7, Эстонии - 42,8, Чехии -56,1.
После того как численность малых предприятий достигла порогового значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного экономического роста. На графике видно, что после 1995г. инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающую на мировые рынки. В такой форме малый бизнес логически завершает процесс реструктуризации государственного сектора, помогает ему выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.
Таким образом, в переходной экономике ее либерализация и формирование полноценного предпринимательского сектора являются необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные "жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП. Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8-10 раз больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого прироста ВВП.