Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Содержание

Введение

1.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии

1.1Критерии малого бизнеса

1.2Роль малого бизнеса в рыночной экономике

1.3Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе

1.4Организация управления в малом бизнесе

2.Основы менеджмента

2.1Планирование – экономический аспект менеджмента

2.2Менеджер, его функции, требования

2.3Участие персонала в управлении

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МДж.docx

— 33.33 Кб (Скачать)
lign="justify">       Организаторская структура малой  фирмы может выглядеть, примерно  так:

        При общей простоте организационно  – управленческих структур малых  фирм многие из них сталкиваются  со сложными проблемами. Успех  функционирования таких фирм  основывается по сути дела  на личном мастерстве и энтузиазме  управляющего. Но в современной  жизни одного энтузиазма недостаточно.

       Как показывает опыт, один из  основных факторов, способствующих  разорению малых фирм, - нехватка  управленческих знаний у владельцев  и управляющих этих предприятий.  Поэтому они вынуждены прибегать  к услугам консультационных фирм  или привлекать на работу профессиональных  менеджеров.

       Практика бизнеса показывает, что  если на предприятии своевременно  не было создано работоспособное  управленческое звено (возглавляемое  менеджером - организатором), то трудно  надеяться на благополучный выход  этого предприятия из возникающих  трудных ситуаций. В лучшем случае  речь может идти только о  выживании. К тому же неудачи  подрывают моральный дух работников.

       Непременным условием успешной  работы фирмы является готовность  ее основателей создать специальную  управленческую группу, а не все  самим. Если один или два  руководителя фирмы считают, что  они, и только они, должны  всем заниматься, то такая фирма  рано или поздно обязательно  попадет в полосу управленческого  кризиса.  1.5. Менеджер – организатор  эффективного управления.

       Особенности менеджмента в малом  бизнесе обусловлены преимущественно  неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на  виду, ровно как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе от менеджера ждут исключительно высокой готовности.

       В работе менеджера есть пять  базовых операций. Их результатом  является достижение поставленных  целей.

       Во – первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы их достичь.

       Во – вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения. Затем группирует  задачи в организационную структуру  предприятия, дает людям возможность  эффективно рвботать.

       В – третьих, менеджер поддерживает  мотивацию и коммуникацию. Он  формирует команду из людей,  ответственных за различные работы  и побуждает их к активной  деятельности, например, через кадровые  решения об оплате, повышения,  назначения и др.

       В – четвертых, менеджер добивается, чтобы у каждого работника  были показатели, сфокусированные  на работе данного человека  и всей организации. Он анализирует,  оценивает данные результаты.

       В – пятых, он способствует  профессиональному росту работников, включая себя самого. В организации,  ориентированной на результат,  менеджер необходим.

      

        
 

      

      

     

                              2. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

        2.1 Планирование – экономический  аспект менеджмента

        Рассмотрим, что же представляет  собой Малое предприятие и  как добиться развития компании.

       Для любого предпринимателя малое  предприятие всегда привлекательно. Достаточно отметить лишь такие  особенности как безопасность, приспосабливаемость, прибыльность. И действительно, в тех малых предприятиях, которые успешно функционируют и в которых грамотно работает менеджмент, все эти черты можно обнаружить. Так же верно и то, что именно этих качеств недостает тем малым предприятиям, которые нуждаются в планах и их эффективной реализации для размещения дефицитных ресурсов именно на тех участках, где они всего нужнее.

       Существует достаточно распространенное  представление о малом предприятии  как о бизнесе, который существует  сам по себе. Им никто не  руководит, он целиком зависит  от внешних обстоятельств. Руководители  этих предприятий не видят  большого смысла в планировании, как элементе менеджмента. Считая  менеджмент чем – то очень  сложным, ресурсоемким, руководители  часто не понимают, что нормальное  ежедневное функционирование компании  может в процессе ее деятельности  меняться. Первые один – два  года – становление: поиск  и сохранение клиентов, развитие  товаров и услуг. Следующий  период – консолидация: поиск  и сохранение компетентного персонала,  делегирование полномочий, контроль  бизнеса. Последующая стадия –  развитие: привлечение инвесторов, конкуренция с более серьезными  фирмами на рынке.

       Однако ресурсы малого предприятия  находятся под серьезным прессингом  по ряду причин:

       а) число служащих и менеджеров невелико, навыки ограничены, опыта мало;

       б) деньги – постоянная проблема, у менеджеров слишком мало опыта, чтобы грамотно использовать даже то, что имеется;

       в) менеджерская команда очень небольшая (обычно это партнеры в бизнесе с весьма специфическими умениями), которая познает главные проблемы бизнеса по мере их возникновения и поэтому всегда страдает от нехватки времени;

       г) достаточно узкий географический и промышленный сектор;

       д) помещения не всегда удобны для организации бизнеса;

       е) менеджеры не всегда используют верную информацию для принятия решений; они зачастую полагаются на информацию, которая базируется на устаревших, по крайней мере на один год, внешних годовых отчетах.

       Успешный бизнес – это эффективное  размещение дефицитных ресурсов. Крупные, хорошо зарекомендовавшие  себя компании с достаточным  финансированием могут быть и  часто бывают убыточными, но это  не бросается в глаза, так  как они разоряются реже, чем  малые предприятия. Имея гораздо  меньше ресурсов, малое предприятие,  чтобы выжить, вынуждено быть  более эффективным, чем крупная  компания. Здесь необходимо планирование  – один из важных экономических  аспектов менеджмента.

       1)Планирование определяет те участки бизнеса, которые контролируются лишь частично, но требуют принятия срочных мер еще до того, как компания выйдет с реальным предложением к внешним инвесторам.

       2)Планирование – важный источник информации о возможных перспективах компании в плане финансирования со стороны банков или местной администрации.

       3)Планирование – важный источник информации о возможных перспективах компании в плане финансирования со стороны банков или местной администрации.

       4)Планирование обеспечивает основу для информирования служащих и других заинтересованных лиц о перспективах компании.

       Планирование является гарантом  того, что решения, принимаемые  менеджером, базируются на объективном  анализе сильных и слабых сторон  компании, а также способствует  более эффективному продвижению  информации на уровне менеджмента.

       Планирование определяет те ключевые  области, где необходимо фирме  набраться опыта, а также определить, будет новый продукт или процесс  успешным.Оно также позволяет держать менеджеров в курсе относительно конкурентов на рынке.

       Типичное малое предприятие можно  рассматривать как состоявшееся, если оно существует на протяжении 5 лет. Исследования показывают, что  около 85% фирм прекращает свое  существование в течении первых 5 лет, что особенно типично для сфер строительства, легкого машиностроения и индустрии моды.

       Однако исследования американских  ученых, касающиеся малого бизнеса,  подтверждают, что стабильный рост  предприятия в течении 5-10 лет связан именно с тем, что компания планирует свой бизнес. И оно крайне важно для долгосрочного выживания, нацеленного на прибыль. Работы голландских исследователей, свидетельствуют о том, что каждый день, потраченный малым предприятием на планирование увеличивает на 3% его шансы на выживание еще на 2 недели.

       Поэтому важно проводить планирование, т.к. это улучшает перспективы  Малого предприятия. И наконец,  разрешение на получение различных  грантов и займов также зависит  от хорошо подготовленного бизнес  – плана.

                       2.2 МЕНЕДЖЕР, ЕГО ФУНКЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ

        Понятие "менеджер в современном  понимании — это руководитель  или управляющий, занимающий постоянную  должность и наделенный полномочиями  в области принятия решений  по конкретным видам деятельности  фирмы, функционирующей в рыночных  условиях. Предполагается, что принимаемые  менеджером решения являются  обоснованными и вырабатываются  на базе использования новейших  методов управления: многовариантных  расчетов с помощью компьютерной  техники.

       Термин "менеджер" имеет довольно  широкое распространение и употребляется  применительно:

       1)к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

       2)к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

       3)к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

       Свойственные рынку риск и  неопределенность ситуации требуют  от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску  оптимальных организационных и  научно-технических решений относительно  нововведений.

       К менеджеру любого уровня  предъявляются высокие требования, в частности, следующие:

       а) наличие общих знаний в области управления предприятием;

       б) компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

       в) принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

       г) наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

       д) умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

       е) умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

       И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня  является умение управлять людьми. Сюда относятся:

       а) знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

       б) знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

       в) устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

       Рыночная экономика вызывает  потребность в управляющих, которые  относятся к делу творчески,  хорошо информированы, умеют наилучшим  образом использовать ресурсы  эффективность функционирования  фирмы.

Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии