Лоббизм как технология коммуникационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Лоббирование направлено на организованное отстаивание своих интересов. Это специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. История развития лоббизма
2. Правовые основы лоббизма
3. Содержание работы лоббистов
4. Непосредственное и опосредованное лоббирование
Список используемой литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

А. Лоббизм 1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологи и социальной коммуникации

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

ЛОББИЗМ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО 

 МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. З - 11272                    У.В. Сиротина

 

Проверила:

Преподаватель ССО                                                                Л.В. Карлова

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

  1. История развития лоббизма
  2. Правовые основы лоббизма
  3. Содержание работы лоббистов
  4. Непосредственное и опосредованное лоббирование

Список используемой литературы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных групп на органы власти является лоббирование.

Лоббирование направлено на организованное отстаивание своих  интересов. Это специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

 

  1. История развития лоббизма

Лоббизм как система  влияния на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иного законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby, означающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары».

Свой особый политический оттенок слово лобби приобрело в США приблизительно в середине прошлого столетия в виде его производных – лоббизм, лоббирование, лоббист. Считается, что традиция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президента Улисса Симпсона Гранта (1869 – 1877 гг.) – прославленного генерала периода гражданской войны в США 1861 – 1865 гг. по вечерам этот президент со своей «командой» имел обыкновение «расслабляться» после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их.

В рамках американских ПР лоббирование определяется следующим  образом: это «специализированная часть паблик рилэйшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для влияния на законодательство и применение законов» [2]. От лоббистов требуется знание процессов принятия законов, функций правительственных учреждений, быть лично знакомыми с официальными лицами и депутатами.

В «Словаре иностранных  слов» 1952 г. слова «Лобби, Лоббисты»  объясняются так: «В США – высокооплачиваемые закулисные дельцы, агенты крупных банков и монополий, оказывающее большое влияние в кулуарах конгресса (парламента), на конгрессменов и направляющие их действия по указанию монополистов путем подкупа и взяток при проведении законов, размещении правительственных заказов, назначении «своих людей» на выгодные посты и т.п. в интересах монополистического капитала. Тем самым обеспечивая Уолл-стриту фактическое управление страной»[2].

Существуют два противоположных  подхода к сущности лоббизма: с  одной стороны, он рассматривается как механизм посреднической деятельности между общественностью и государством; с другой - как механизм манипулирования действиями членов законодательной и исполнительной власти с целью продвижения интересов отдельных финансово-промышленных групп и корпораций. И в том и в другом случае лоббизм выступает неотъемлемой частью политической жизни государства.

История развития лоббизма была наполнена фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. В США, например, несмотря на то, что конституция страны защищает право обращения (петиции) к правительству и что там давно уже принято соответствующее законодательство, регламентирующее лоббистскую деятельность, до сих пор еще кое-кто рассматривает лоббирование как попытку манипулирования законодательными и исполнительными органами власти.

Не смотря на негативные отзывы об институте лоббирования в  целом, лоббизм призван выполнять полезную роль для современного общества. Лоббизм в его современных, цивилизованных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных групп общества на аппарат государственной власти. Основная задача демократического лоббирования – добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались интересы разных групп общественности, не противоречащие интересам общества.

По сути, лоббирование обеспечивает гласность политического процесса, делает его предсказуемым, расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие аппарата государственной власти. Оно выступает инструментом функционирования системы демократии, который раскрывает глаза законодателям и государственным служащим на те последствия, которые могут иметь законодательные акты и административные распоряжения, принимаемые ими.

 

  1. Правовые основы

 

С целью упорядочения работы лоббистов, предупреждения их противоправных действий разрабатывается четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США, например, с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Он является единственным, но со временем появляются различные новые нормативные акты в большинстве случаев, обусловленные усилением обеспокоенности общественности по поводу нарушений, которые имеют место в этой сфере, и требованиями более четко упорядочить институт лоббизма.

В США с 1946 г. функционирует  федеральный закон о регламентации  лоббистской деятельности. Согласно статье 308 этого закона, любое лицо, которое за плату или по иным соображениям осуществляет лоббистскую деятельность, обязано зарегистрироваться в конгрессе и в письменной форме под присягой предоставить сведения о себе и о лице или организации, чьи интересы оно лоббирует, указать срок выполнения обязательств, источники финансирования, предъявить  ежеквартальные финансовые отчеты.

В 1953 г. Верховный суд  США уточнил действие этого закона. К лоббированию отнесли также оплаченные публикации в СМИ с целью поддержки законодательного акта или противодействия ему. Кроме того, Верховный суд определил, что лоббистской является деятельность, в ходе которой заинтересованное лицо встречается с членами конгресса.

Статус лоббистов постоянно  уточняется. С 1989 г. высокопоставленным чиновникам и конгрессменам, вышедшим в отставку, запрещено заниматься лоббистской деятельностью в течение одного года. В документе, опубликованном Министерством финансов США в 1994 г., говорится, что человек, нанятый «следить» за ходом событий на федеральном уровне и уровне штатов - например, просматривать газеты и журналы - еще не занимается лоббистской деятельностью. Но как только он начинает вырезать и подшивать статьи для исследовательской работы с целью повлиять на законодательство - тут же превращается в лоббиста.

В 1995 г. конгресс США принял Закон о разглашении сведений, касающихся лоббирования. В нём были уточнены термины и понятия, употребляемые в практике лоббизма. Вот некоторые из них[4]:

Лоббист - тот, кого нанял  или принял на работу клиент, кто организовал несколько (более одного) контактов от имени этого клиента и потратил в течение шести месяцев не менее 20% своего времени на обслуживание клиента.

Лоббирующая фирма - субъект  предпринимательской деятельности, располагающий, по меньшей мере, одним сотрудником, нанятым, чтобы представлять кого-либо, помимо своего работодателя. Термин также применим к самонанимающимся лицам, которые представляют других людей или организации.

Лоббирующий контакт - коммуникация в устной или письменной форме от имени клиента с соответствующим представителем исполнительной или законодательной власти по поводу законов, правил, нормативов, дотаций, разрешений, займов, программ или назначения кого-либо на ту или иную должность, подлежащую утверждению сенатом.

Несмотря на столь  глубокую проработку законодательной  базы, регламентирующей этот вид деятельности, до сих пор многие рассматривают лоббирование как попытку манипулирования законодательными и исполнительными органами власти.

Другие же небезосновательно утверждают, что лоббисты прежде всего выполняют важную функцию посредников между общественностью и органами государства. Они информируют последние об интересах отдельных групп граждан, о состоянии дел в тех или иных сферах жизни. Безусловно, в процессе принятия законов и воплощения их в жизнь депутаты и правительственные чиновники обращаются за консультациями и советами к специалистам и экспертам. Но требования самих граждан, отражающие их интересы и подаваемые лоббистскими структурами, оказываются более важными - и с точки зрения понимания глубин жизни, и с позиции легитимности принимаемых решений.

Последнее обстоятельство показывает, что лоббизм в его  цивилизованных формах не является «улицей с односторонним движением». Группы давления на структуры власти, добиваясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают условия к благоприятному восприятию обществом вырабатываемых государством законов. Даже когда лоббированием занимается небольшая группа людей, последствия их деятельности могут оказаться весьма масштабными. Нередко они затрагивают огромные массы населения страны.      

Кроме того, институт лоббизма выполняет функцию упорядочения плюрализма общественных интересов. Каждый человек, каждое общественное объединение преследуют свои специфические интересы. Соответственно - стремятся защитить их всеми доступными средствами с учетом юридических норм. Разумеется, в пределах определенного правового поля различные интересы сталкиваются между собой. Следовательно, необходимы механизмы сопоставления конфликтующих элементов и выработка приоритетов разрешения деструктива.

С течением времени растет и количество лоббистов, профессионально  занимающихся этой деятельностью. Например, в США с 1975 по 1999 год число зарегистрированных в сенате лоббистов увеличилось с 3000 до 35 000. Каждая третья из крупных кампаний с ежегодной прибылью свыше 100 млн. долларов имеет собственный штат лоббистов на столичном уровне. В США на 2007 г было зарегистрировано более 14 тыс. физических и юридических лиц, представляющих интересы 12,5 тыс. национальных и международных предпринимательских организаций, отраслевых и ассоциированных профсоюзных объединений, различного рода общественных и других формирований.

Одним из главных стимулирующих  факторов роста института лоббизма является потребность негосударственных организаций устанавливать хорошие отношения с государственными учреждениями и чиновниками на федеральном уровне и уровне штатов. Государство, как известно, различными путями все настойчивее стремится проникнуть во все сферы деятельности частных организаций и жизнь отдельных граждан. Поэтому в последние годы и растет количество корпораций, частных организаций, общественных объединений и групп особого интереса, которые создают в пределах своих управленческих структур специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной власти на национальном и местном уровнях. А поскольку в этих подразделениях, как правило, работают лоббисты, обязанные иметь дело с государственными органами и учреждениями, то понятно, что лоббирование стало частью функций паблик рилейшнз отдельной негосударственной организации.

Во всех развитых странах  существует закон о лоббизме, который  разграничивает легальные способы отношений чиновников с бизнесом и коррупцию. У нас вроде бы все понимают необходимость такого закона, но на сегодняшний день федерального закона о регламентации лоббистской деятельности на территории Российской Федерации не существует. Почему? Все очень просто: нашим чиновникам и бывшим чиновникам гораздо удобнее работать по незаконным схемам, где их средства давления ничем не ограничены. Если же это будет контролируемая, прозрачная сфера, где они вдобавок вынуждены будут платить налоги, все это сильно снизит их возможности влияния. Тогда, когда есть законный лоббизм, все эти комиссии по конфликтам интересов имеют значение. А когда продвижение интересов компании через чиновников у нас, по определению, криминально – коррупции не избежать, создай ты хоть сотню комиссий [5].

 

  1. Содержание работы лоббистов

 

В последнее время неуклонно увеличивается список корпораций, частных организаций, общественных объединений и групп особого интереса, которые создают в пределах своих управленческих структур специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной власти на федеральном и местном уровнях. А поскольку в этих подразделениях, как правило, работают лоббисты, в должностные обязанности которых входит налаживание прямых контактов с государственными органами и учреждениями, то лоббирование, по сути, сделалось частью функции PR негосударственных организаций.

Обычно хорошие лоббисты вырастают  из юристов, имеющих обширные связи, государственных администраторов, сотрудников аппарата, обслуживающего выборные государственные должности, и прочих «своих людей», располагающих хорошими контактами с лицами, ответственными за принятие решений в правительственных структурах. Критики лоббирования утверждают, будто лоббисты «торгуют» влиянием, которое они приобрели, работая в государственных органах. Обвинения не лишены оснований, но они, скорее, свидетельствуют о необходимости регламентации лоббистской деятельности, нежели о её запрещении.

Информация о работе Лоббизм как технология коммуникационного менеджмента