Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых факторов, влияющих на решение о покупке ценных бумаг, предприятий, получении и предоставлении кредита является ликвидность. Оценка бизнеса, эффективности инновационных и инвестиционных проектов, особенно технических, также сопряжена с определением их ликвидности. Особую значимость проблема ликвидности приобрела для неплатежеспособных предприятий или близких к этому состоянию, так как детальной аналитикой ликвидности можно не только определить финансовое состояние предприятия, но и установить причины, приведшие к неблагоприятному положению.
Одной из основных задач анализа ликвидности является оценка степени близости предприятия к банкротству. Существуют критерии формального и неформального характера, по которым предприятие может быть признано несостоятельным.
В соответствии с вступившим в силу с 1 марта 1998 г. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Закон определяет несостоятельность и банкротство как синонимы.
По ранее действовавшему Закону
несостоятельность (банкротство) юридического
лица понималась, как неспособность
должника удовлетворить требования
кредиторов в связи с неудовлетворительной
структурой баланса, которая определялась
превышением обязательств должника
над его имуществом. Это создавало
условия для злоупотреблений
недобросовестных должников, которые
при наличии значительного
Согласно новому Закону дело о банкротстве
может быть возбуждено арбитражным
судом, если требования к должнику -
юридическому лицу в совокупности составляют
не менее 500-кратного установленного законодательством!
минимального размера месячной оплаты
труда. Таким образом, для обращения
в арбитражный суд кредиторам
достаточно наличия двух условий: непогашение
задолженности в течение трех
месяцев и ее общая величина, соответствующая
предусмотренной
Принципиальным является вопрос о том, что включается в состав задолженности предприятия-должника. Согласно Закону в ее состав включаются непогашенные обязательства за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с процентами. При этом не включаются в расчет подлежащие уплате штрафы, неустойка и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
По результатам рассмотрения дела
арбитражным судом может быть
принято одно из четырех решений:
об отказе в признании должника банкротом
(при установлении отсутствия у должника
признаков банкротства, или удовлетворении
должником требований кредиторов, или
установлении фиктивного банкротства);
о введении внешнего управления;
о прекращении производства по делу о
банкротстве в случае восстановления
платежеспособности должника в ходе внешнего
управления или мирового соглашения;
о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства (при отсутствии
оснований для введения внешнего управления).
Новой процедурой, введенной Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве)",
является наблюдение. Наблюдение становится
обязательной стадией разбирательства
дела о банкротстве. Наблюдение осуществляет
назначенный арбитражным судом
временный управляющий, в задачи
которого входят: обеспечение сохранности
имущества должника; проведение анализа
финансового состояния
После проведенного анализа финансового положения должника и выявления перспектив восстановления платежеспособности временный управляющий извещает кредиторов о возбуждении дела о банкротстве и созывает кредиторов на первое собрание. Важнейшим вопросом, который должен согласно Закону быть решен на первом собрании кредиторов, является решение о целесообразности введения внешнего управления.
Наблюдение прекращается при введении внешнего управления или утверждения судом мирового соглашения либо после признания арбитражным судом должника банкротом.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении должника применяются реорганизационные, ликвидационные процедуры, мировое соглашение.
Реорганизационные процедуры предполагают
внешнее управление имуществом должника
и (или) санацию. Внешнее управление
имуществом должника связано с передачей
функций по управлению предприятием-должником
арбитражному управляющему, назначаемому
арбитражным судом. Санация (оздоровление)
предприятиядолжника
На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий не распространяется на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после момента введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, по авторским договорам, алиментам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.
Одно из последствий введения внешнего управления состоит в том, что руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление им полностью возлагается на внешнего управляющего.
План внешнего управления, нацеленного
на восстановление платежеспособности,
разрабатывается на основе комплексной
оценки финансового состояния
В составе мер по восстановлению платежеспособности Законом предусмотрены такие, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, и др. Перечень процедур оздоровления, предлагаемых Законом, не является исчерпывающим, и в план внешнего управления могут быть включены иные организационные и финансовые мероприятия, способствующие стабилизации финансового положения предприятия.
Разработке плана мероприятий должна предшествовать аналитическая работа, нацеленная на выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конечной целью такого анализа должны стать обоснование стратегии, обеспечивающей его финансовое оздоровление, и конкретные меры, обеспечивающие восстановление платежеспособности.
Для этого проводится анализ сильных
и слабых сторон по следующим основным
направлениям:
маркетинг (ценовая политика, организация
сбыта, уровень спроса, политика продвижения
продукции);
производство (состояние и уровень использования
производственных мощностей, качество
и конкурентоспособность продукции);
ресурсный потенциал (наличие, состояние,
резервы повышения эффективности использования);
организационная структура управления
(эффективность, основные функции отдельных
подразделений, критерии оценки работы);
финансы (денежные потоки, состояние оборотного
капитала, цена финансовых ресурсов и
доходность деятельности).
Проведенный анализ позволяет выделить ключевые проблемы и наметить первоочередные меры по их решению.
В качестве основания для введения
внешнего управления арбитражным судом
могут быть приняты предложения
предприятия-должника о возможности
осуществления организационных
и экономических мероприятий, способных
улучшить его финансовое положение,
к числу которых могут быть
отнесены планируемые структурные
изменения за счет совершенствования
ассортиментной и ценовой политики;
снижение доли низкорентабельной продукции;
активизация инновационных
Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.
В отличие от них применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Различают принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его ликвидации и об открытии конкурсного производства. Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия. В ее составе (в случае ликвидации государственного предприятия) принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, финансовых органов и другие специалисты. В остальных случаях состав ликвидационной комиссии определяют учредители предприятия или орган, принявший решение о его ликвидации, по согласованию с органом, регистрирующим юридических лиц, а в случаях банкротства — арбитражный суд или собрание кредиторов.
Следствиями открытия конкурсного
производства для предприятия являются:
передача функций управления конкурсному
управляющему;
сроки исполнения всех денежных обязательств
к должнику считаются наступившими независимо
от действительных сроков их исполнения;
все требования имущественного характера
могут быть предъявлены должнику со стороны
кредиторов только в рамках конкурсного
производства;
прекращается начисление неустоек и иных
финансовых санкций по всем видам задолженности;
снимаются ранее наложенные аресты имущества
должника и иные ограничения по распоряжению
его имуществом.
Эти правила установлены с целью недопущения увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других.
Ликвидация предприятия
Конкурсная масса
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена такая очередность удовлетворения претензий при ликвидации предприятий:
1) расходы, покрываемые вне
2) требования привилегированных
кредиторов. К ним относятся: в
первую очередь — требования
граждан, перед которыми
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается его учредителям, если иное не предусмотрено законом.
Для предприятия, имеющего форму акционерного
общества, в первую очередь осуществляются
выплаты по акциям, по которым возникло
право требования их выкупа; во вторую
очередь осуществляются выплаты
начисленных, но невыплаченных дивидендов
по привилегированным акциям и определенной
уставом общества ликвидационной стоимости
по привилегированным акциям; в третью
очередь осуществляется распределение
имущества ликвидируемого общества
между акционерами —
Требования кредиторов каждой очереди
удовлетворяются после полного
погашения требований кредиторов предыдущей
очереди. Если сумма для удовлетворения
всех требований кредиторов соответствующей
очереди недостаточна, эти требования
удовлетворяются
Информация о работе Ликвидность как характеристика финансового состояния предприятия