Ликвидность как характеристика финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых факторов, влияющих на решение о покупке ценных бумаг, предприятий, получении и предоставлении кредита является ликвидность. Оценка бизнеса, эффективности инновационных и инвестиционных проектов, особенно технических, также сопряжена с определением их ликвидности. Особую значимость проблема ликвидности приобрела для неплатежеспособных предприятий или близких к этому состоянию, так как детальной аналитикой ликвидности можно не только определить финансовое состояние предприятия, но и установить причины, приведшие к неблагоприятному положению.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 65.66 Кб (Скачать)

Одной из основных задач анализа  ликвидности является оценка степени  близости предприятия к банкротству. Существуют критерии формального и  неформального характера, по которым  предприятие может быть признано несостоятельным.

В соответствии с вступившим в силу с 1 марта 1998 г. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Закон определяет несостоятельность и банкротство как синонимы.

По ранее действовавшему Закону несостоятельность (банкротство) юридического лица понималась, как неспособность  должника удовлетворить требования кредиторов в связи с неудовлетворительной структурой баланса, которая определялась превышением обязательств должника над его имуществом. Это создавало  условия для злоупотреблений  недобросовестных должников, которые  при наличии значительного имущества  могли не выполнять своих обязательств, в том числе по уплате налогов, без риска быть объявленными банкротами. Этими положениями Закона пользовались, прежде всего, предприятия-монополисты, в результате чего бюджет недополучал  значительные суммы денежных средств.

Согласно новому Закону дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500-кратного установленного законодательством! минимального размера месячной оплаты труда. Таким образом, для обращения  в арбитражный суд кредиторам достаточно наличия двух условий: непогашение  задолженности в течение трех месяцев и ее общая величина, соответствующая  предусмотренной законодательством.

Принципиальным является вопрос о  том, что включается в состав задолженности  предприятия-должника. Согласно Закону в ее состав включаются непогашенные обязательства за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с процентами. При  этом не включаются в расчет подлежащие уплате штрафы, неустойка и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

По результатам рассмотрения дела арбитражным судом может быть принято одно из четырех решений:  
 
об отказе в признании должника банкротом (при установлении отсутствия у должника признаков банкротства, или удовлетворении должником требований кредиторов, или установлении фиктивного банкротства);  
о введении внешнего управления;  
о прекращении производства по делу о банкротстве в случае восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления или мирового соглашения;  
о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления).

Новой процедурой, введенной Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве)", является наблюдение. Наблюдение становится обязательной стадией разбирательства  дела о банкротстве. Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом  временный управляющий, в задачи которого входят: обеспечение сохранности  имущества должника; проведение анализа  финансового состояния предприятия-должника, позволяющего исключить случаи фиктивного банкротства, определить имеющиеся  активы, объем требований кредиторов и возможность восстановления платежеспособности.

После проведенного анализа финансового  положения должника и выявления  перспектив восстановления платежеспособности временный управляющий извещает кредиторов о возбуждении дела о  банкротстве и созывает кредиторов на первое собрание. Важнейшим вопросом, который должен согласно Закону быть решен на первом собрании кредиторов, является решение о целесообразности введения внешнего управления.

Наблюдение прекращается при введении внешнего управления или утверждения  судом мирового соглашения либо после  признания арбитражным судом  должника банкротом.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении должника применяются  реорганизационные, ликвидационные процедуры, мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры предполагают внешнее управление имуществом должника и (или) санацию. Внешнее управление имуществом должника связано с передачей  функций по управлению предприятием-должником  арбитражному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Санация (оздоровление) предприятиядолжника предполагает оказание ему финансовой помощи кредиторами  или другими заинтересованными  лицами.

На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий не распространяется на требования кредиторов, срок исполнения которых  наступил после момента введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности  по заработной плате, по авторским договорам, алиментам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Одно из последствий введения внешнего управления состоит в том, что  руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление им полностью  возлагается на внешнего управляющего.

План внешнего управления, нацеленного  на восстановление платежеспособности, разрабатывается на основе комплексной  оценки финансового состояния предприятия.

В составе мер по восстановлению платежеспособности Законом предусмотрены  такие, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, и др. Перечень процедур оздоровления, предлагаемых Законом, не является исчерпывающим, и  в план внешнего управления могут  быть включены иные организационные  и финансовые мероприятия, способствующие стабилизации финансового положения  предприятия.

Разработке плана мероприятий  должна предшествовать аналитическая  работа, нацеленная на выявление сильных  и слабых сторон деятельности предприятия. Конечной целью такого анализа должны стать обоснование стратегии, обеспечивающей его финансовое оздоровление, и конкретные меры, обеспечивающие восстановление платежеспособности.

Для этого проводится анализ сильных  и слабых сторон по следующим основным направлениям:  
маркетинг (ценовая политика, организация сбыта, уровень спроса, политика продвижения продукции);  
производство (состояние и уровень использования производственных мощностей, качество и конкурентоспособность продукции);  
ресурсный потенциал (наличие, состояние, резервы повышения эффективности использования);  
организационная структура управления (эффективность, основные функции отдельных подразделений, критерии оценки работы);  
финансы (денежные потоки, состояние оборотного капитала, цена финансовых ресурсов и доходность деятельности).

Проведенный анализ позволяет выделить ключевые проблемы и наметить первоочередные меры по их решению.

В качестве основания для введения внешнего управления арбитражным судом  могут быть приняты предложения  предприятия-должника о возможности  осуществления организационных  и экономических мероприятий, способных  улучшить его финансовое положение, к числу которых могут быть отнесены планируемые структурные  изменения за счет совершенствования  ассортиментной и ценовой политики; снижение доли низкорентабельной продукции; активизация инновационных процессов, включая создание и использование  новых эффективных (конкурентоспособных) продуктов, услуг, технологий.

Главная особенность реорганизационных  процедур состоит в том, что они  направлены на обеспечение нормального  функционирования предприятия и  восстановление его платежеспособности.

В отличие от них применение ликвидационных процедур ведет к прекращению  деятельности предприятия. Различают  принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия  под контролем кредиторов.

Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о  его ликвидации и об открытии конкурсного  производства. Для осуществления  ликвидации предприятия назначается  ликвидационная комиссия. В ее составе (в случае ликвидации государственного предприятия) принимают участие  специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих  министерств и ведомств Российской Федерации, финансовых органов и  другие специалисты. В остальных  случаях состав ликвидационной комиссии определяют учредители предприятия  или орган, принявший решение  о его ликвидации, по согласованию с органом, регистрирующим юридических  лиц, а в случаях банкротства  — арбитражный суд или собрание кредиторов.

Следствиями открытия конкурсного  производства для предприятия являются:  
передача функций управления конкурсному управляющему;  
сроки исполнения всех денежных обязательств к должнику считаются наступившими независимо от действительных сроков их исполнения;  
все требования имущественного характера могут быть предъявлены должнику со стороны кредиторов только в рамках конкурсного производства;  
прекращается начисление неустоек и иных финансовых санкций по всем видам задолженности;  
снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом.

Эти правила установлены с целью  недопущения увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам  других.

Ликвидация предприятия происходит в несколько этапов. На первом этапе  устанавливаются сроки, в течение  которых предприятию могут быть предъявлены претензии. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации этот срок не может быть менее двух месяцев  с момента объявления о ликвидации. На втором этапе ликвидации выявляются все претензии кредиторов и принимаются  меры для взыскания дебиторской  задолженности. В этих целях должны быть предъявлены претензии должникам, а при необходимости - судебные иски. На третьем этапе удовлетворяются  требования кредиторов. С этой целью  ликвидационная комиссия исходя из сведений, содержащихся в утвержденном промежуточном  ликвидационном балансе, при недостаточности  у ликвидируемого предприятия денежных средств для удовлетворения требований кредиторов должна осуществить продажу  с публичных торгов имущества  предприятия в размере, достаточном  для удовлетворения всех признанных требований кредиторов.

Конкурсная масса распределяется между кредиторами конкурсным управляющим, назначаемым решением арбитражного суда. Формированию конкурсной массы  предшествует обязательная полная инвентаризация имущества предприятия-должника, результатом  которой становится составление  промежуточного ликвидационного баланса. Отличительная черта ликвидационного  баланса состоит в оценке имущества, которая проводится по реализационной стоимости. При этом некоторые статьи, традиционно включаемые в отчетный баланс, в ликвидационном балансе  могут отсутствовать (расходы будущих  периодов, доходы будущих периодов). В нем могут появиться также  статьи, которых в текущем балансе  не было, например гуд-вилл (цена фирмы). В конкурсную массу не включается имущество, не принадлежащее должнику (арендованное имущество, имущество  на ответственном хранении и т. д.).

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена такая  очередность удовлетворения претензий  при ликвидации предприятий:

1) расходы, покрываемые вне очереди  (расходы, связанные с рассмотрением  дела о несостоятельности, включая  расходы по экспертизе, выплате  вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные  платежи должника, а также требования  кредиторов по обязательствам  должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного  производства);

2) требования привилегированных  кредиторов. К ним относятся: в  первую очередь — требования  граждан, перед которыми должник  несет ответственность за причинение  вреда их жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих  повременных платежей; во вторую - обязательства по оплате труда,  выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и  лицензионным договорам; в третью  очередь — обязательства кредиторов, требования которых обеспечены  залогом имущества ликвидируемого  предприятия; в четвертую очередь  — обязательства по платежам  в бюджеты различных уровней  и внебюджетные фонды; в пятую  очередь — требования других  кредиторов. Удовлетворяются требования  конкурсных кредиторов (физических  и юридических лиц, имеющих  к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом). При  этом важно отметить, что суммы  штрафов (пени) и иных финансовых  санкций подлежат возмещению  в составе требований кредиторов  пятой очереди. 

После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия  передается его учредителям, если иное не предусмотрено законом.

Для предприятия, имеющего форму акционерного общества, в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, по которым возникло право требования их выкупа; во вторую очередь осуществляются выплаты  начисленных, но невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости  по привилегированным акциям; в третью очередь осуществляется распределение  имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами  обыкновенных акций и всех типов  привилегированных акций.

Требования кредиторов каждой очереди  удовлетворяются после полного  погашения требований кредиторов предыдущей очереди. Если сумма для удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей  очереди недостаточна, эти требования удовлетворяются пропорционально  сумме, полагающейся каждому из кредиторов. После этого требования кредиторов считаются погашенными. Иными словами, они не могут быть больше предъявлены (недостающую сумму кредиторам следует  отнести на убытки).

Информация о работе Ликвидность как характеристика финансового состояния предприятия