Лидерство в стратегическом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на примере бизнес-практики директора ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (ТМ «Коркунов») А.Н. Коркунова выделить базовые компоненты «ресурса руководителя-лидера»: административный, психологический, профессиональный.

Предмет работы – система взаимосвязи и взаимодействия ресурсов современного руководителя и бизнес-среды, ее результаты.

Объект работы – личность бизнес-лидера - директора ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (ТМ «Коркунов») А.Н. Коркунова.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1 Лидерство в стратегическом менеджменте
1.1 Управленческие ресурсы современного менеджера-лидера…………………………………………………….. 5
1.2 Значение лидера в системе управления…………………. 15
1.3 Современные модели лидерства…………………………. 18
Глава 2 Лидерство в стратегическом менеджменте на примере бизнес-деятельности генерального директора
ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» А.Н. Коркунова (ТМ «Коркунов»)……………………………



20
Заключение …………………………………………………………. 30
Список литературы ……………………………………………….... 32

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Работа  руководителя все больше включает в  себя лидерских задач. Лидерство  – это основная сила, приводящая к осуществлению успешных перемен. Лидеры наделяют сотрудников полномочиями, чтобы те могли внести наибольший вклад в достижение корпоративного видения. Они достигают результатов, вдохновляя людей, и создают мощные партнерские сети путем развития сложной системы межличностных отношений, подчиненной общей цели.

      Предпринимательское лидерство – это не должность, а процесс. Предприимчивый лидер  берет на себя ответственность за помощь компании в создании таких  условий, в которых она, вместо того, чтобы быть управляемой, органично создает свой собственный порядок вещей и творчески реагирует на изменения во внешней среде. Такая роль лидера не только делает организацию более продуктивной, она дает и самим лидерам больше свободы. Помогая раскрываться творческой мощи своей организации, лидеры-предприниматели тем самым дают возможность раскрыться их собственной креативности.  

     - Создавать конкурентоспособную  продукцию можно  только на конкурентоспособных  предприятиях и  с соответствующей  командой. Без этих  факторов невозможно  делать качественный  продукт»17.

     - Не могу сказать,  что я только  кондитер. Я - управленец, который собрал  хорошую команду  и который правильно  и эффективно организует  производственный  процесс. Сегодня  с помощью наших  машин мы делаем  просто чудеса. Там,  где раньше работало 100 человек, сегодня работает 20. Когда-нибудь, закончив с кондитерским бизнесом, если у меня еще останутся силы, смогу заняться чем-то еще. Скорее всего, производством в какой-то другой отрасли»18.  

     Основное  отличие команды от группы заключается  в том, что первая производит синергию19 (1+1=11), а вторая нет (1+1=2)).

      Индивидуальные  отношения сотрудников с менеджерами, доверие, уважение и ежедневное внимание со стороны менеджеров являются базисом  для создания заряженной энергией рабочей  силы. Получение наивысших результатов от сотрудников – прежде всего результат «мягкой» стороны менеджмента: как менеджер обращается с индивидуальными сотрудниками, создает дух соревнования и вдохновляет их на достижение наилучших результатов. Другой стороной медали являются поддержка, ресурсы и руководство, которые менеджеры предоставляют сотрудникам, чтобы сделать их исключительную продуктивность реальностью.

      «… Открывая бутик, «Коркунов» ориентировался на тенденции рынка. Специалисты Одинцовской фабрики пришли к выводу, что сегмент дорогого шоколада - премиум и суперпремиум - в последний год демонстрирует более быстрые темпы роста, чем рынок в целом»20.

      Устойчивое  конкурентное преимущество дает возможность  бизнесу поддерживать и улучшать свои конкурентные позиции на рынке.

      Иногда  руководителям не хватает вдохновения, «идеи». Большинство даже вполне успешных руководителей, по наблюдениям Константина Попова, вице-президента «Русской вино-водочной компании», интересует лишь поддержание статус-кво: «Миллион–два есть, копейка капает, жить можно». Но есть и другие лидеры – такие, как Андрей Коркунов, - которые стремятся к новым вершинам»21. Высокие цели требуют от них технологичности, ведь на лозунге «вперед, в атаку!» далеко не уедешь, надо и стратегию иметь, и «поднос патронов» организовать. Иначе сотрудники, не видя результатов, «перегорают» и теряют веру в такого лидера.

     - Я представляю свою компанию как небольшой ударный отряд, который захватывает новые плацдармы. Когда мы почувствуем, что не хватает сил удержать плацдарм, значит, пора задуматься о новых перспективах развития и, возможно, о создании альянсов с условием, чтобы не потерять марку, производство и коллектив, за который я теперь в ответе»22. (А. Коркунов направляет участников своей команды так, чтобы те координировали свое стремление к достижению наилучших индивидуальных результатов с общими усилиями всей команды).

      «Я  не могу сказать, что  я любил учиться, хотя учился хорошо, стипендию получал. Я изначально хотел  стать руководителем, и понимал, что, чтобы  руководить, я не должен быть узкоориентированным специалистом. Я должен был разбираться и в экономике, и в философии и др.»23

      Предпринимательское лидерство основано на том, что лидер  смотрит на себя как на предпринимателя, руководящего собственным бизнесом.

      «…  И, в конце концов, так как я мечтал стать директором не торговой компании, а завода …»24

      Зачастую для лидера важен созидательный результат.

     - Если ты едешь учиться на МВА, особенно за границу, то когда приезжаешь, тебе прямая дорога в компании Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, Coca Cola и т.д. – но ты должен понимать, что ты всегда будешь наемным менеджером: тебе будут платить хорошую зарплату, у тебя есть шанс, может, поехать работать за границу. Твоя голова заточена как карандаш, но как импортный карандаш. И в иностранных компаниях ты будешь как рыба в воде, но если ты хочешь работать в российской компании или, тем более, сделать свой бизнес, то нужно опыта набираться здесь, в России. Знаете, мне достаточно сложно общаться с молодыми представителями иностранных адвокатских, консалтинговых и др. компаний. Эти русские молодые специалисты получили МВА, но у них мышление совсем другое, и они оторваны от жизни, от практики, они плохо представляют, как работает бизнес в России. Они кичатся своими знаниями, но эти знания хороши за границей, а русской действительности они не знают. Поэтому получать ли МВА зависит от того, какие задачи ты ставишь. Или ты хочешь создать свой бизнес в России, или хочешь работать в иностранной компании и делать карьеру»25.

     Не отрицая инноваций и модных веяний (в образовании, практической деятельности и т.д.) и их роль, А.Н. Коркунов является прагматиком и ориентирован на реалии отечественного бизнеса.

 

      «…  Мои личные планы непосредственно связаны с фабрикой. То, что я делаю, вот оно личное. Мне не нужно каких-то домов, замков, вилл. Ведь на двух стульях не усидишь. Наступает определенный момент, когда это не нужно – часы дорогие можно купить, телефон мобильный поменять, а больше ничего особенного и не нужно. А дома не нужны, поскольку жить в них некогда»26

      Вовлечение  в дела фирмы перестало быть дорогой  с односторонним движением. В  современной корпоративной среде  каждый менеджер должен активно работать над привлечением всех ресурсов и  способностей компании, чтобы она  смогла достичь своих целей. 

      «Приходящей в бизнес молодежи я хотел бы напомнить ленинские слова о том, что надо учиться, учиться и учиться, - сказал он, - тогда вас будут уважать и вы будете ездить на черных «Мерседесах»27

      Непрерывное обучение – это одна из стержневых компетенций, необходимая любой организации, которая хочет выжить и развиваться в новой экономике, движимой знаниями. Лидеры рынка постоянно ставят перед собой нацеленные на обучение задачи, постоянно учатся тому, как делать вещи лучше, и постоянно распространяют эти новые знания в своих компаниях. Обучение является катализатором развития и источником интеллектуальных ресурсов, используемых для создания устойчивого конкурентного преимущества.

     - Есть основа бизнеса - ты должен быть честен перед своим партнером. Ты должен быть жестким - отстаивать в первую очередь свои интересы. И иметь достаточную кредитную историю — историю доверия к своей компании. Некоторые думают: подумаешь, там обманул, тут подвел - скоро забудется. Ничего подобного. Мир бизнеса - он очень тесный. Особенно кондитерский бизнес. Меня знают сегодня и в России, и во всей Европе. И я знаю: у нашей компании хорошие имидж и репутация. Это создавалось еще в те годы, когда мы шили джинсы. Мы вернули кредиты всем банкам. Мы никого никогда не обманули. Когда я выступаю, я совершенно спокойно смотрю людям в глаза - на свете нет человека, который бы сказал: «Коркунов, ты меня когда-то обманул, ты мне должен».

     Ответственность лидера – совершить перемены таким  образом, чтобы они соответствовали  долгосрочным целям всех игроков28.

      Современная ситуация требует изменения стиля  лидерства. Современный лидер сталкивается с вызовами, которые ранее не возникали. А именно с управлением в ситуации постоянных изменений, в которой  требуется не только нахождение идеи, формирование группы сторонников, и концентрация ресурсов, но и постоянная корректировка планов, высокая адаптивность, учет изменяющейся ситуации, а также создание самоуправляемых, достаточно автономных, и мобильных рабочих групп, способных удержать под контролем комплексную и динамичную ситуацию.

Современное лидерство – это ситуационное управление, которое может быть эффективно, если от реактивной стратегии лидер  переходит к проактивной, самостоятельной  позиции, не только учитывая, но и создавая изменения среды, проектируя деятельность и изменяя людей.

 

Заключение 

      Оценивая  успешный практический опыт отечественных  бизнес-руководителей, являющихся образцом лидерских качеств, можно утверждать, что основой их успешной деятельности является сочетание - ресурс - индивидуальных (психологических, врожденных качеств) и приобретенных (профессиональных, социальных и др.). На основе анализа материалов кейса можно сформулировать следующие выводы:

  1. Ресурсы менеджера-управленца представляют собой набор средств, которыми он лично располагает и может использовать в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов руководителя формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.
  2. Источником административных ресурсов является компания в лице ее собственников. В личные административные ресурсы руководителя входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда он «вступает в иерархию», этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.
  3. Профессиональные ресурсы управленца включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания. Структура профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение всех сторон деятельности руководителя, включая навыки управления людьми, знание технологических процессов, другие сопутствующие знания. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.
  4. Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик личности, которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения, но и в стиле мышления руководителя, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений.
  5. Ресурсы руководителя образуют единую систему средств, в которой возникают новые системные свойства. Эти свойства не принадлежат ни одному из ресурсов в отдельности и могут быть выявлены в результате рассмотрения всей совокупности ресурсов как единой системы. Важным свойством этой системы является способность стремиться к установлению состояния баланса ресурсов, определяя такое качественное и количественное их соответствие, которое позволяет оптимальным образом обеспечивать потребности управленческой деятельности владельца ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы 

  1. Друкер  Питер Ф. Практика менеджмента: Учебное  пособие. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс». 2000. 398 с.
  2. Друкер Питер Ф. Эффективное управление. / Пер. с англ. – М.: ФАИР. 1998. 288 с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Дело. 1988. 704 с.
  4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС». 1997. 688 с.
  5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1979. 152 с.
  6. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб.: Дидактика плюс. 1998. 336с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер пресс. 1997. 608 с.
  8. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. / Под ред. Спивака В.А. - СПб: Питер. 2002. 336 с.
  9. Денисов В.М. Ресурсы менеджера. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №4.
  10. Андрей Коркунов: Мечтаю, чтобы фабрика работала как реостат. // Вести. 2004. №3.
  11. Андрей Коркунов: «Я глубоко русский человек». // Акция. 2003. 22 апреля.
  12. Главное, хоть раз попасть конфетой в рот потребителю. // Коммерсантъ - Деньги. 2003. 03 ноября.
  13. Каким должен быть настоящий лидер. // Карьера. 2006. 21 июня.
  14. Наградное дело. // Коммерсантъ - Деньги. 2003. 08 декабря

Информация о работе Лидерство в стратегическом менеджменте