Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Таким образом, главной целью курсовой работы является изучение лидерства в системе менеджмента. Для наилучшего достижения поставленной цели необходимо проанализировать литературу по данной теме, определить значимость лидера и его качеств в работе организации на примерах и сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
Параметры взаимодействия с подчинёнными, в зависимости от стиля руководства изображены в таблице 1.4.
Таблица
1.4 - Параметры взаимодействия с подчинёнными,
в зависимости от стиля руководства.
Нельзя быть очень авторитарным руководителем, необходимо выслушивать подчинённых, их точки зрения. Возможно, совет подчинённого спасёт руководителя от необдуманного решения, которое может привести фирму к полному краху.
1.6 Памятка лидера
Стили руководства в компаниях M/A-Com и Tenneco.
В условиях постоянных перемен и стрессовых ситуаций руководитель-гуманист должен уметь находить баланс между производственной нагрузкой сотрудников и их отдыхом. Рику Гессу, президенту компании M/A-Com (производство СВЧ-оборудования для оборонной промышленности), прекрасно известно, с какими проблемами сопряжено достижение такого равновесия. Обычно он и его служащие работают по 12 часов в день, и Р. Гесс знает, что одна из его важнейших забот — не дать сотрудникам «перегореть» на работе. У президента дружеские отношения со служащими, он вместе с ними обедает, раз в неделю играет в футбол, ему не безразлична их внеслужебная жизнь. Когда у работника компании рождается ребенок, сотрудник переводится на «щадящий» режим. «Самое худшее — дать человеку задание, превышающее его возможности, — считает Р. Гесс. — Не превращайте людей в "тяжеловозов". Дайте возможность технически одаренному молодому человеку самому общаться с заказчиками, и тогда он никогда не остановится в развитии».
А теперь обратимся к управленческой манере Дана Мида, президента компании Теnnесо, бывшего профессора Военной академии (Вест Пойнт). Д. Мид руководствуется девизом генерала Джорджа Паттона: «Планировать не спеша, исполнять молниеносно». Его напористый стиль руководства состоит в постановке менеджерам отделов сверхзадач по всем аспектам рабочего процесса — от окупаемости капиталовложений до техники безопасности на рабочих местах. Если подчиненные уже знают, как добиться нужного результата, Д. Мид заявляет, что задача оказалась слишком легкой и не потребовала полной отдачи. А если они находятся в затруднении? Долгое время в кабинете Д. Мида висела веревка (которая исчезла после протестов сотрудников). Президент любил повторять: «Первый же глава отдела, который доложит о невыполнении плановых показателей, примерит ее на своей шее».
Для
стиля лидерства Р. Гесса характерна
высокая концентрация на сотрудниках
и средняя — на производстве,
для стиля Д. Мида — повышенное
внимание к издержкам и производству
и низкое — к людям. Оба руководителя
добились успеха, поскольку применяемые
стили руководства соответствовали обстоятельствам.
Почтовая служба США
В 1992 г. Марвин Раньон стал 70-м по счету генералом американской почтовой службы. Генеральские погоны — атрибут, полностью соответствующий стилю его руководства. Работая председателем компании Tennessee Valley Authority, он приобрел репутацию руководителя, ведущего суровую борьбу за сокращение издержек, и прозвище «Карвин-Марвин» («Резак-Марвин»). М. Раньон считает, что задачи, которые ему приходится решать на новой должности, сопоставимы по сложности с проблемами разве что президента США, численность сотрудников и платежи его ведомства превосходят суммарные показатели корпораций IBM и GM. С какими проблемами столкнулся «Резак»? Здесь и высокие издержки, и разгневанные клиенты, и придирчивые профсоюзы, и возрастающая конкуренция (появление электронной почты, телефаксов, круглосуточные службы доставки).
Основную ставку М. Раньон сделал на сокращение управленческого аппарата. Столь «оригинальная» инициатива привела в ярость начальников почтовых отделений, президент профсоюза которых заявил: «Мы знали, что необходимо некоторое хирургическое вмешательство, но вместо доктора мы получили Фредди Крюгера». За первые шесть месяцев «Резак» сократил внутренний документооборот и всевозможные излишества, включая бесплатную доставку во все почтовые отделения ведомственной газеты. В результате усилий по сокращению расходов в 1992 г. М. Раньон стал первым государственным служащим, получившим от Национальной ассоциации менеджеров США звание «Руководитель года».
Опыт
работы М. Раньона иллюстрирует модель
Ф. Фидлера: ориентированное на задачи
руководство оказалось
Итак, Ф. Фидлер выходит за рамки отдельно взятых стилей лидерства и анализа конкретных обстоятельств. Его модель демонстрирует, что соответствие стиля руководства и рабочей ситуации способствует повышению производительности. Не вполне ясна оценка действия модели Ф. Фидлера во времени. Например, если ориентированный на задачу лидер оказывается в неблагоприятной ситуации и успешно ее разрешает, существует вероятность того, что организационные обстоятельства изменятся в лучшую сторону, возникнет благоприятная для управления ситуация. Иными словами, по мере совершенствования организации деятельности Почтовой службы отношения руководитель—подчиненные и структура задачи улучшаются и жесткий стиль М. Раньона может перестать соответствовать новой ситуации. В таком случае М. Раньону придется либо изменить стиль руководства, либо перейти на работу в другую, отягощенную аналогичными проблемами организацию.
Стили руководства владельцев Macarthure – Glen group
Шерил Макартур и Алан Глен — соучредители и владельцы сети, в которую входят тринадцать торговых центров. Их деятельность — иллюстрация того, как много могут дать организации менеджеры, придерживающиеся различных стилей руководства. Стиль Ш. Макартур олицетворяет особенности взаимодействий, характерные для женщин-руководителей. Она всегда открыта для общения, ее приоритет — наделение властью. Наличие в компании высококвалифицированных сотрудников позволяет лидеру делиться с каждым из них своим видением перспектив организации, четко разъяснять задачи и осуществлять поддерживающее руководство, способствующее высокопроизводительному труду в жестких временных рамках,
А. Глен, напротив, сосредоточен на конструктивной деятельности. Его опыт дает возможность компании устанавливать реальные сроки и графики работы, избегая многих проблем. А. Глен контролирует общее состояние дел компании, а Шерил Макартур ведет ежедневные организационные дела и контролирует управление человеческими ресурсами. Партнеры признают заслуги друг друга, а их стили руководства дополняют один другой. Служащие, которым весьма импонирует принятое в компании «разделение управленческого труда», говорят: «Они подходят друг другу, как две стороны одной молнии».
Стиль
руководства А. Глена ориентирован
на достижение целей, а стиль Ш. Макартур
— на поддерживающее поведение лидера,
обеспечивающее партнеру возможность
преодолевать препятствия и добиваться
высоких показателей.
Тасо Bell Corporation
Джон Мартин, президент и исполнительный директор Тасо Bell Corporation, начал свою карьеру в 1983 г., когда эта фирма была незначительной
провинциальной сетью закусочных. Сейчас в эту сеть входит более 3300 ресторанов, приносящих ежегодно до $2,6 млрд. Тасо Bell контролирует около 70% ресторанов быстрого обслуживания с ориентацией на мексиканскую кухню. Джон Мартин хочет видеть свою фирменную продукцию не только в ресторанах, но и в больницах, школах, аэропортах и даже супермаркетах.
Джон Мартин повышает престиж индустрии не только за счет качества продукции, которую он предлагает, и уровня сервиса в его заведениях, но и
рационализации самого бизнеса. Он упростил управленческую структуру, сделав положение менеджера более независимым, повысил материальное стимулирование. Генеральный менеджер предприятия сам нанимает своих заместителей, отдает распоряжения о закупке продуктов и принимает сам многие из решений, прежде согласовываемых в высших инстанциях.
Система управления, разработанная в корпорации, позволяет менеджеру получать ежедневно счет прибылей и убытков. Почти полная автоматизация производственного процесса (приготовление и фасовка 1200 единиц продукции в час) позволяет менеджеру освобождать до 15 часов в неделю на обучение персонала и общение с посетителями. «Ресторанная система — это тысячи маленьких фабрик, разбросанных по всей стране, где изо дня в день повторяется один и тот же процесс», — говорит Джон Мартин.
ОАО
«Миртранс» занимается перевозкой грузов
во внутриреспубликанском
Модель МакКинси — наиболее часто применяемый в зарубежной практике метод портфельного анализа, он достаточно гибок и позволяет учесть специфику конкретного предприятия при выборе критериев оценки отрасли. В стратегической модели МакКинси, в матрице выбора стратегии, наряду с показателем конкурентоспособности, используется оценка привлекательности рынка. Интегральная оценка привлекательности рынка сводится к описанию благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие, действуя в той или иной отрасли.
Анализ матрицы МакКинси позволяет дать предприятию ряд рекомендаций:
• развиваться в наиболее интересной для предприятия зоне, где оно имеет реальный потенциал (высокая привлекательность рынка) и продукция предприятия достаточно конкурентоспособна. Если последнее условие не реализовано, то необходимо либо осуществить значительное инвестирование для достижения лучшей позиции, либо отказаться от конкурентной борьбы;
• сохраняться в средней зоне либо из-за ее привлекательности, либо из-за ее преимуществ в конкурентной борьбе;
• уходить из неблагоприятной зоны.
Для начала составляем оценочные таблицы и производим сравнительную экспертную оценку указанных заказчиков по заранее выделенным факторам. В таблице 3.1 оцениваем привлекательность заказчиков, а в таблице 3.2 – привлекательность нашего предприятия для заказчиков.
Таблица 3.1 - Привлекательность заказчиков
№ | Фактор
Оценки |
Вес
% |
Заказчик А | Заказчик Б | Заказчик В | |||
Балл | произв. | Балл | произв. | Балл | произв. | |||
1.1 | Ценовая стабильность | 25 | 2 | 50 | 1 | 25 | 3 | 75 |
1.2 | Перспективы присутствия на рынке | 10 | 2 | 20 | 1 | 10 | 2 | 20 |
1.3 | Финансовое состояние | 15 | 3 | 45 | 2 | 30 | 1 | 15 |
1.4 | Рентабельность | 20 | 1 | 20 | 2 | 40 | 3 | 60 |
1.5 | Гарант-сть оплаты | 20 | 2 | 40 | 2 | 40 | 3 | 60 |
1.6 | Технологическ. Состояние | 10 | 2 | 20 | 1 | 10 | 3 | 30 |
Итого взвеш. баллов | 100 | 195 | 155 | 250 | ||||
Привлекательность заказчика | средняя | худшая | лучшая |