Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Таким образом, главной целью курсовой работы является изучение лидерства в системе менеджмента. Для наилучшего достижения поставленной цели необходимо проанализировать литературу по данной теме, определить значимость лидера и его качеств в работе организации на примерах и сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
Содержание деятельности современного менеджера зависит от многообразных факторов:
1.4.3 Баланс рабочего времени руководителя.
Одна из первостепенных задач каждого руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.
Советы руководителю, которые экономят время:
1.4.4 Оценка эффективности работы руководителя.
Задача оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:
При оценке деятельности руководителей возникает немало проблем:
Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения (таблица 1.2). Показатели этой оценки:
Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:
Таблица 1.2 - Оценка руководителя
.
Оценка результатов работы подчинённого коллектива | Оценка выполнения функций по руководству коллективом |
Набор количественных и качественных показателей, характеризующих выполнение заданий по объёму, номенклатуре, качеству продукции, срокам выполнения работ, производительности труда. | Степень выполнения
функций:
планирование работы подразделения; подбора, расстановки и подготовки кадров; организация производственной деятельности работников; контроля и оценки деятельности подчинённых; стимулирование творческой деятельности подчинённых.
|
1.5 Стили руководства
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:
Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).
Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.
Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.
Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них.
В таблице 1.3 представлены сильные и слабые стороны стилей руководства.
Таблица
1.3 - Сильные и слабые стороны стилей руководства
Стиль руководства | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в руках
лидера. Личное
установление целей и выбор средств их
достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху. |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера. Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации.
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали. |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата. | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива. | Требует много времени на принятие решений. | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера. |
|