Лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Таким образом, главной целью курсовой работы является изучение лидерства в системе менеджмента. Для наилучшего достижения поставленной цели необходимо проанализировать литературу по данной теме, определить значимость лидера и его качеств в работе организации на примерах и сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 863.50 Кб (Скачать)

       Содержание деятельности современного менеджера зависит от многообразных факторов:

  • в условиях стремительной информатизации всей жизни, большая роль принадлежит компьютерной технике и технологии;
  • развитие международных культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;
  • современному менеджеру необходимо глубокое знание макро- и микроэкономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.
  • в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области психологии, философии этики и других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.

 

        1.4.3 Баланс рабочего времени руководителя.

       Одна  из первостепенных задач каждого  руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

       Советы  руководителю, которые экономят время:

  • требуйте от себя и подчинённых точного и конкретного изложения вопроса по существу;
  • умейте слушать;
  • заранее составляйте распорядок дня;
  • никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится;
  • поставьте своей целью выполнить все задуманные вами работы в строго намеренные сроки;
  • не упускайте из виду мелочи;
  • приступайте к делу сразу же, если вы знаете, что надо делать;
  • цените время и своё и чужое;
  • не увязывайте в телефонных разговорах;
  • научитесь говорить нет, если вы не научитесь этому, то окажитесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.

 

        1.4.4 Оценка эффективности работы руководителя.

       Задача  оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:

  • в выявлении соответствия работника занимаемой должности;
  • в определении трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;
  • в обеспеченности повышения индивидуальной отдачи от работников их чёткой ориентации на конечный результат;  
  • в привязке деятельности специалистов и руководителей к главной цели отдела, предприятия или фирмы.

       При оценке деятельности руководителей  возникает немало проблем:

  • как оценивать итоги производства;
  • как оценивать вклад функций управления в эти итоги;
  • как оценивать долю конкретного работника в этом вкладе.

       Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения (таблица 1.2). Показатели этой оценки:

  • выполнение планового задания по объёму и важнейшей номенклатуре;
  • производительность труда;
  • качество продукции.

       Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • нечёткие личные цели;
  • остановка саморазвития;
  • недостаточность навыка решать проблему;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей;
  • недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
  • слабые навыки руководства;
  • неумение обучать;
  • низкая способность формировать коллектив.

       Таблица 1.2 - Оценка руководителя

.

Оценка руководителя

 
 
 

Оценка  результатов работы подчинённого коллектива Оценка  выполнения функций по руководству коллективом
Набор количественных и качественных показателей, характеризующих выполнение заданий  по объёму, номенклатуре, качеству продукции, срокам выполнения работ, производительности труда. Степень выполнения функций:

планирование работы подразделения; подбора, расстановки и подготовки кадров; организация производственной деятельности работников; контроля и оценки деятельности подчинённых; стимулирование творческой деятельности подчинённых.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

        1.5 Стили руководства 

       Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

       Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

       Авторитарный  стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

  • Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.
  • Честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.
  • Помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.
  • Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.

       Руководитель  такого типа может привести свою фирму  к большому успеху, но также и  к полному краху («единоличный хозяин»).

       Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

       Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

       Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них.

       В таблице 1.3 представлены сильные и слабые стороны стилей руководства.

       Таблица 1.3 - Сильные и слабые стороны стилей руководства 

Стиль руководства Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение  всей власти и ответственности в руках лидера. 

Личное  установление целей и выбор средств их достижения. 

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. 

Принятие  решений разделено по уровням на основе участия. 

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях.

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации.

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали.

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата. Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера.
Слабые  стороны        Сдерживается  индивидуальная инициатива. Требует много  времени на принятие решений. Группа может  потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.
Параметры взаимодействия с подчинёнными: Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
принятие  решений Решения принимаются единолично. Решения принимаются после обсуждения в группе. Решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства.
способ  доведения решения Приказы, распоряжения, команды. Предложения, советы. Просьбы.
отношение ответственности Или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных. Коллективная  ответственность. Снимает с себя всякую ответственность.
отношение к инициативе Подавляется. Поощряется. Отдаётся в  руки подчинённых.
отношение к квалифицированным кадрам Стремится задавить. Стремится максимально эффективно их использовать. Отпускает их в  «свободное плаванье».
отношение к недостаткам собственных знаний Недостатков нет  «и не может быть по определению» Постоянно повышает свою квалификацию. Нет «большого  значения».
стиль общения «Держит дистанцию» Поддерживает  дружеское общение. Избегает общения.
характер  отношений с подчиненными В зависимости  от настроения Манера поведения  со всеми как с равными коллегами. Мягкая манера поведения.
отношение к дисциплине Жёсткая формализованная дисциплина Сторонник дисциплины «разумной достаточности». Формально-попустительское  отношение.
отношение к моральному воздействию на подчиненных Неотвратимость  наказания - основной метод стимулирования Необходимо  использовать различные методы поощрения и наказания. Безразличное.

Информация о работе Лидерство в системе менеджмента