Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные стили лидерства;
Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Лидерство………………………………………………………... ..…….4
1.1 Роль и обязанности лидера…………………………...............................4
1.2 Характеристики лидера………………………………………………...17
1.3 Стили лидерства………………………………………….......................24
2. Лидер завтрашнего дня…………………………………………………31
2.1 Качества необходимые лидеру в будущем……………………………31
2.2 Лидер в информационной эпохе…........................................................35
2.3 Лидеры 21 века. Кто они? (интервью с Б. Беннисом)................................38
Заключение………………………………………………………………….45
Список литературы…………………
Содержание:
Введение………………………………………………
1.
Лидерство………………………………………………………
1.1
Роль и обязанности лидера……………
1.2
Характеристики лидера………………………
1.3
Стили лидерства………………………………………
2.
Лидер завтрашнего дня………………………
2.1 Качества необходимые лидеру в будущем……………………………31
2.2
Лидер в информационной эпохе…........................
2.3
Лидеры 21 века. Кто они? (интервью
с Б. Беннисом).....................
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение
цели подразумевало решение
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 45 станицах. Список литературы содержит 22 источника.
Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Лидерство» определены роли и обязанности лидера, детально рассмотрены стили и характеристики руководства.
Вторая глава «Лидер в новую эпоху»» посвящена рассмотрению лидерских качеств и характеристик, необходимых лидеру в будущем.
В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.
1. Лидерство
1.1 Роль и обязанности лидераПожалуй, наилучший способ объяснить, что делают лидеры, или о том, что лидеры должны делать, — это обратиться к методу, которым пользуются большинство экспертов. Они сравнивают роли, обязанности, привычки и действия обычного менеджера с ролями, обязанностями, привычками и действиями настоящего лидера. В таблице 1 приведено такое сравнение, построенное на основе работ многих экспертов в области лидерства и руководства. В общем виде эксперты отмечают три фундаментальных сдвига, происшедших в обязанностях и ответственности руководителей: 1) от разработки
стратегий к визионерству, Каждый
из этих сдвигов представляет собой
важное смещение акцентов в поведении
руководителя, перемены, которые многие
эксперты поддерживают. Эти изменения
вкратце описаны ниже. Таблица
1. Отличия управляющих
от руководителей-лидеров
Первое изменение роли лидерства: от разработки стратегий к визионерству Начиная по меньшей мере с 1920-х гг. менеджеры высшего звена уделяли большую часть своего времени и внимания разработке и реализации стратегий компаний. сегодня руководители сконцентрировали свои усилия на разработке перспективного видения своих организаций, а не на планировании стратегии предприятий. Как утверждают эксперты, проблема состоит не в том, что стратегии перестали быть нужными, а в том, что одних стратегий более недостаточно. Стратегии не обеспечивают вовлечения людей. У них не формируется какой-либо сильной эмоциональной приверженности стратегиям. Стратегии дают ответ на вопрос «что?», но не на вопрос «почему?», а знать ответ на этот вопрос важнее. Барт Нанус описывает видение как «реалистичный, внушающий доверие, привлекательный образ будущего вашей организации... как идею, обладающую такой энергетикой, что она, по сути, приближает будущее скачками, вызывая к жизни те навыки, таланты и ресурсы, которые необходимы для пришествия желаемого будущего, и как путеводную звезду для всех, кто нуждается в понимании того, какой должна быть организация и куда ей идти По мнению экспертов в сфере лирдерства, хорошее видение:
Таблица
2. Образцы видения
некоторых организаций
|
Однако нескольких слов зачастую оказывается недостаточно. Обычно, для того чтобы в полной мере прочувствовать непреодолимую силу видения, нам надо услышать более пространное объяснение от руководителя, который облекает это видение в слова. Провозглашение великих видений выдающимися лидерами Генри Форд изложил свое видение демократизации автомобиля так: «Я построю автомобиль, доступный великому множеству людей... Его цена будет столь низкой, что любой человек, имеющий хорошую заработную плату, будет в состоянии купить такой автомобиль и вместе со своей семьей наслаждаться благословенными часами отдыха на огромных открытых просторах Божиих... Когда я завершу это начинание, каждый сможет позволить себе иметь автомобиль и будет его иметь. С наших дорог исчезнут лошади, автомобиль станет обыкновенной вещью, [и мы] дадим работу и хорошие заработки большому числу людей». Уолт Дисней описал свою мечту о Диснейленде следующим образом: «Идея
Диснейленда проста. Это место, где
люди обретают счастье и узнают новое.
Это место, где родители и дети
приятно проводят время вместе; место,
где учителя и ученики Все эти
видения обладают непреодолимой
силой. В них есть то, что Джеймс
Коллинз и Джерри Поррас, называют
фактором поглощения: «Когда люди осознают,
что будет необходимо для достижения [цели,
заложенной в видении], то почти слышно,
как они вбирают в себя сообщенную им идею». Таблица
3. Предлагаемый Бартом
Нанусом системный
подход в разработке
новых видений
Второе изменение роли лидерства: от командира к рассказчику Второе изменение роли лидерства предполагает, что руководители должны прекратить командовать и научиться быть искусными рассказчиками. Величайшим
поборником концепции руководителя
как рассказчика является психолог
Ховард Гарднер. Он утверждает, что
«одним из ключей — возможно, единственным
ключом — к лидерству... является
эффективность в сообщении Сказительство, которым занимаются лидеры, — это особое искусство. Правильно рассказанные истории могут объединять, побуждать, вдохновлять и сплачивать последователей на поддержку видения, которое озарило лидера. У Гарднера, есть кое-какие мысли о том, что представляют собой правильные истории и как их следует рассказывать. Вот некоторые из основных рекомендаций, которые дают эксперты. 1
Самые лучшие истории 2
Самые действенные сущностные
истории отражают черты, лидере 3
Все истории, рассказываемые 4
Люди охотнее и легче пятилетнего ребенка 5
В историях форма так же
важна, как и содержание Третье изменение роли лидерства: от архитектора систем к проводнику изменений и служителю людям Третье изменение роли лидерства в равной мере обусловлено и первым, и вторым. Если некое видение хорошо известно, если оно пользуется широким признанием, если его энергично проводят в жизнь, незачем и сообщать о нем. Людям не нужны лидеры, которые заставляют их делать то, что они уже и так делают. С
начала XX в. высшие руководители большинства
предприятий разработали В такой структуре потоки информации и капитала должны восходить на самый высший уровень, где руководители принимают решения, распределяют ресурсы, устанавливают приоритеты, определяют обязанности, дают задания и контролируют управление ресурсами. Управленцы высшего звена являются единственными настоящими предпринимателями. Идеи, зародившиеся внизу такой структуры, подвергаются подробному документированию и изучению и редко преодолевают эти бюрократические препоны. Вся система «управляется по вертикали... ориентирована на финансовые показатели и основана на авторитете». Сегодня, говорят эксперты, этот тип системы ведет к катастрофе. Основываясь
на своих наблюдениях за поведением
высших управленцев в таких компаниях,
как ЗМ, Canon, Intel, ABB, GE и Komastsu, Гхошал, Бартлетт,
Чампи и многие другие эксперты в
области руководства предлагают
альтернативную структуру организации
и альтернативную роль высшего менеджмента.
Эти эксперты утверждают, что лидеры указанных
компаний создают культуры, поощряющие
предпринимательство на низовом уровне,
наращивают компетентность, невзирая
на внутренние границы между отделами,
и побуждают людей постоянно ставить под
сомнение стратегию компании в целом.
Эти руководители достигают перечисленных
целей, действуя в качестве проводников
и служащих изменений. Действовать как проводники изменений Во-первых, эти руководители действуют как проводники изменении, вынуждая людей думать о неопределенности будущего и готовиться к ней Лидеры
сосредоточивают внимание не столько
на поведении работников и на контроле
этого поведения, сколько на развитии
инициативы и поддержке возникающих
у них идей. Такой руководитель идет впереди
авангарда. Он не столько тянет подчиненных
за собой, сколько расчищает им путь. Он
работает для подчиненных и на подчиненных,
а не они работают на него. Служение другим Гринлиф разработал концепцию лидера как служителя Гринлифа считают создателем современной концепции наделения властью в бизнесе. Он оказал существенное влияние на нескольких экспертов в области управления. Вот некоторые ключевые отличия созданного Гринлифом типа лидера-служителя от руководителя традиционного типа.
Руководитель традиционного типа убежден, что конечную проверку руководство проходит на уровне показателей прибыльности и финансовых результатов. Лидер-служитель уверен, что конечной проверкой качества руководства являются ответы на вопросы: «Развиваются ли как личности люди, которым служат их руководители; становятся ли они более здоровыми, более мудрыми, более свободными, обретают ли большую автономность и большую способность служить другим? И каково воздействие лидеров на наименее преуспевающих членов общества; получат ли [они] выгоды или, по меньшей мере, не претерпят ли [они] еще большие лишения?». |
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ
Почти все авторитеты в области руководства приводят перечни качеств или характеристик, которыми обладают или должны обладать руководители. Начнем с изложения мнения Уоррена Бенниса, одного из самых известных экспертов по проблеме руководства компаниями. Составленный им перечень основных качеств лидера приведен в таблице 1.
Таблица
1. Основные качества лидера по Уоррену
Беннису
|
Таблица
2. Семь основных навыков лидера по Барту
Нанусу
|
Далее
в таблице 3 приводится перечень характеристик
лидера, разработанный Джеймсом О'Тулом,
директором Института изучения проблем
руководства при
Таблица
3. Характеристики лидеров, ориентированных
на ценности, по О'Тулу
|
Затем
я перечислю семь привычек, которые,
по наблюдениям Стивена Кови, свойственны
преуспевающим людям, и восемь характеристик,
присущих лидерам, ориентированным
на принципы (см. табл. 4 и 5).
Таблица
4. Семь выявленных Стивеном Кови привычек
преуспевающих людей
|