Лидерство как феномен групповой динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:39, реферат

Описание работы

В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Работа содержит 1 файл

Реферат менеджмент.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

 

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей норм действий являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

 

  1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей стихийно складывающейся между работниками некоторые формы рационализации и изобретательства способы принятия решения.

 

  1. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных  связей возникающих на основе взаимного  интереса индивидов друг к другу  вне связи с функциональными  нуждами, т.е. непосредственная стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения любительские группы отношения престижа лидерства симпатий.

 

Картина неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива  по направленности интересов характеру деятельности по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

 

  1. Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы фонды социальных инициатив группы экологической защиты и спасения памятников культуры клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

 

  1. Асоциальные, то есть группы стоящие в стороне от социальных проблем.

 

  1. Антисоциальные, то есть самая неблагополучная часть общества вызывающая у него тревогу. С одной стороны нравственная глухота неспособность понять других иную точку зрения с другой - часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

 

Вывод: Итак, чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть выгодами неформальной группы, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, кроме того эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение, так как группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

 

1.3.Факторы, влияющие на эффективность  работы группы 

 

Группа сможет более или менее  эффективно идти к достижению своих  целей в  зависимости от влияния  следующих  факторов: размера, состава, групповых  норм, сплоченности, конфликтности, статуса  и функциональной роли ее членов.

 

Авторы школы  административного  управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная  группа должна состоять из 3-9 человек. Его мнение склонен  разделить  Кит Дэвис, современный  теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы 5 человек. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.

 

По мере увеличения размера группы, общение  между ее членами усложняется, и  становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению не согласующихся целей и к образованию клик.

 

Состав: под составом здесь понимается степень сходства личностей и  точек зрения, подходов, которые  они проявляют при решении  проблем. Важной причиной вынесения  вопроса на решение группы является использование различных позиций  для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе исследований рекомендуется, чтобы  группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую  эффективность, чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения. Некоторые  люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в  целом, некоторые хотят подойти  к проблеме с системных позиций  и рассмотреть взаимосвязь различных  аспектов. По словам Майнера, когда  «группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень  похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений. Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды».

 

Групповые нормы: как было выявлено первыми исследователями  групп  в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние  на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении  будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие  им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая  работа ожидаются от них. Нормы оказывают  такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования  своих действий с этими нормами  отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание  и поддержку. Это относится как  к неформальным, так и к формальным организациям.

С позиций организации  можно  сказать, что нормы могут  иметь  положительный и отрицательный  характер. Положительными нормами считаются  те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект, они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организаций. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя - положительные нормы.

    1. Понятие и  значение лидерства

 

Слово «лидер» многозначно, переводится  с английского языка на русский  как: ведущий, руководитель; корабль, возглавляющий  группу, караван судов; спортсмен  или спортивная команда, идущие первыми в соревновании. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

 

В учебнике «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури дается следующее определение лидерства: « способность оказывать влияние  на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» [15, c.348].

 

Лидерство рассматривается как  процесс и как свойство. Лидерство  как процесс предполагает наличие  влияния. Это неформальное влияние  на членов группы с целью управления и координации ее действий для  достижения целей.

 

Исходя из этого, широкое понимание  лидерство включает:

 

- влияние на постановку целей и определение стратегии развития;

 

- влияние согласованного поведения на достижения целей;

 

- влияние на групповую поддержку;

 

- влияние на организационную культуру.

 

С позиции процесса лидерство считается  наиболее приемлемым как понятие  к менеджменту.

 

Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или  систему качеств, принадлежащих  тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К наиболее существенным из них относятся следующие:

 

  1. Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство - это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего.

 

  1. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение.

 

  1. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние.

 

  1. Дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних.

 

  1. Профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым.

 

  1. Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.

 

В теории лидерства выделяют различные  виды данной категории управления [17, c.325]. Лидерство классифицируют как  формальное и неформальное:

 

- формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;

 

- неформальные лидеры - это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями.

 

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений [3, c.50]. Формализованная  власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.

 

В зависимости от микро- и макро- уровней управления лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство(макролидер).

 

Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление реактивно и ситуативно.

 

Макролидер ориентирован на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.

 

Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

 

Решение проблем, возникающих перед  группами людей при достижении ими  общей цели, решалось путем сплочения  вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

 

- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

 

- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

 

- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

 

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом [13, c.19]. Наиболее характерными чертами  эффективного лидера являются:

 

  1. Видение ситуации в целом.

 

  1. Способность к коммуникациям.

 

  1. Доверие сотрудников.

 

  1. Гибкость при принятии решений.

 

Таким образом, лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 

 

 

2.1. Модели лидерства

 

  1. Традиционные концепции лидерства 

 

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи  пытались выявить те качества, которые  отличают «великих людей» в истории  от масс. Исследователи верили, что  лидеры имели какой-то уникальный набор  достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские  качества, научиться измерять их и  использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в  то, что лидерами рождаются, а не становятся.

 

В этом направлении были проведены  сотни исследований, породивших предельно  длинный список выявленных лидерских  качеств. Ральф Стогдилл в 1948г и  Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее  выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в  основном пять качеств характеризуют  лидера [4, c.440]:

 

- ум или интеллектуальные способности;

 

- господство или преобладание  над другими;

 

- уверенность в себе;

 

- активность и энергичность;

 

- знание дела.

 

Однако эти пять качеств не объясняли  появление лидера. Многие люди с  этими качествами так и оставались последователями.

 

Наиболее интересный результат  был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских  качеств:

 

- управление вниманием, или способность  так представить сущность результата  или исхода, цели или направления  движения или действий, чтобы  это было привлекательным для  последователей;

 

- управление значением, или способность  так передать значение созданного  образа, идеи или видения, чтобы  они были поняты и приняты  последователями;

 

- управление доверием, или способность  построить свою деятельность  с таким постоянством и последовательностью,  чтобы получить полное доверие  подчиненных;

Информация о работе Лидерство как феномен групповой динамики