Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:30, курсовая работа
Если сравнивать лидерство с руководством, то можно лучше понять его природу. Быть менеджером и быть лидером в организации - это две разные вещи. Менеджер, влияя на работу подчиненных и строя отношения с ними, прежде всего, использует должностную основу власти. Лидерство же основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ВЛАСТЬ………………………………………………………………….6
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ……….. 7
Понятие и сущность власти…………………………………………………. 7
Властные отношения как элемент власти………………………………….. 8
Значение власти для организации…………………………………………... 9
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ……………………………… 10
Источники власти…………………………………………………………… 10
Влияние. Стратегии влияния………………………………………………. 11
Формы власти……………………………………………………………….. 12
Виды властных отношений в ходе эволюции организации……………… 14
Глава 2. ЛИДЕРСТВО………………………………………………………….. 17
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА… 18
Понятие лидерства…………………………………………………………. 18
Основа и сущность лидерства……………………………………………... 18
Функции лидерства………………………………………………………… 20
Концепции лидерства………………………………………………………. 21
2. СТИЛИ,ТИПЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА…. 22
Стили руководства…………………………………………………………. 22
Типы руководства…………………………………………………………... 24
Критерии эффективности руководства…………………………………… 25
3. ОТЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА ОТ ЛИДЕРА…………………………………… 26
Тест на тему: ”ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО”……………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список используемых материалов……………………………………………. 33
Введение
1.4 Концепции лидерства
Изучением
лидерских качеств в мире начали заниматься
довольно давно, в результате этого выделились
три подхода к изучению лидерства: традиционные
концепции лидерства, ситуационные концепции
лидерства и новые теории лидерства. Исторически
более ранними являются традиционные
концепции. Они основываются на концепциях
лидерских качеств и лидерского поведения.
Сходство данных концепций и возможность
их объединить в одно направление состоят
в том, что они основаны на рассмотрении
лидера как человека, наделенного уникальными
качествами, присущими ему либо от рождения,
либо воспитанными специально, т. е. каждая
теория пытается выявить общие аспекты
поведения лидера. Концепция лидерских
качеств рассматривает лидеров как особых
людей с врожденным набором определенных
черт характера, которые присущи только
им. Главная идея данной теории: лидерами
не становятся - ими рождаются. Наиболее
известными приверженцами и исследователями
концепции лидерских качеств являются
Ральф Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли.
Но в результате их работы не было выявлено
поведенческих черт, присущих исключительно
лидерам. Однако данная теория послужила
предпосылкой к появлению и развитию других
концепций лидерства, в частности концепции
лидерского поведения. Концепция лидерского
поведения предполагает возможность подготовки
лидеров по специальным программам с помощью
воспитания в них соответствующих качеств.
Данная концепция послужила основой для
разработки программ подготовки лидеров.
Но, несмотря на многочисленные и глубокие
исследования, взаимосвязи между чертами
характера лидера, с одной стороны, и эффективностью
производства и удовлетворенностью от
выполненной работы, с другой, выявлено
не было. Универсального типа лидера не
существует, что послужило предпосылкой
к разработке других подходов к теории
лидерства. На основе традиционного подхода
появилась ситуационная концепция лидерства,
предложенная Фрэнком Фидлером. Он предполагал,
что лидер обнаруживает свои уникальные
качества при определенных сложившихся
условиях, причем при разнообразных обстоятельствах
он проявляет их по-разному. В ситуационных
концепциях лидерства особое внимание
уделяют воздействию внешних факторов,
оказывающих значительное влияние на
способность человека вести за собой коллектив.
Общим для традиционных и ситуационных
концепций лидерства является предположение,
что результат от управленческой деятельности
взаимосвязан с лидерскими качествами
руководителя, а, следовательно, и то и
другое можно изменить. В результате были
созданы новые концепции лидерства. Наиболее
известными из этих концепций являются:
концепция атрибутивного лидерства (аналитик),
харизматического лидерства и преобразующего
лидерства (реформатор). Данные концепции
уделяют большое внимание душевным качествам
лидера и его способностям через внутренний
мир оказывать влияние на подчиненных
(последователей). Все эти концепции имеют
право на существование, но ни одна из
них полностью не отражает феномена лидерства,
который и по сей день остается загадкой.
2. СТИЛИ,ТИПЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА
2.1 Стили руководства
Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории.Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
Авторитарный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем, заместителями и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Не существует
«плохих» или «хороших» стилей управления.
Конкретная ситуация, вид деятельности,
личностные особенности подчиненных
и др. факторы обуславливают
2.2 Типы руководителей
В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей :
В преуспевающих
японских фирмах наиболее популярен и
эффективен Новаторско - аналитический
стиль, который способен обеспечить организационное
выживание в условиях острейшей рыночной
конкуренции. Для него характерны энергичность
и новаторство, чуткость к новым идеям
и информации, генерирование большого
числа идей, готовность учитывать мнение
других, способность логически анализировать
реалистичность и перспективность идеи,
быстрое принятие решений и практической
реализации новшеств, терпимость к неудачам,
умение широко видеть ситуации и работать
с людьми, не входя, однако, глубоко в их
личные проблемы.
2.3 Критерии эффективности руководства
Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя:
Результатом
эффективной работы руководителя является
состояние, когда каждый член коллектива
предъявляет к себе требования на фоне
общего сознательного принятия определенных
ценностей и задач. Задача руководителя
– эффективное использование собственных,
индивидуальных и групповых ресурсов.
От руководителя ждут положительных усилий
по социально-психологическому формированию
трудового коллектива из определенной
совокупности работающих индивидов.
3. ОТЛИЧИЕ ЛИДЕРА ОТ МЕНЕДЖЕРА
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные.
Так вот, руководство - это феномен, порожденный системой формальных, официальных отношений, а лидерство - системой неформальных отношений. Роль руководителя заранее определена, известен круг его функций. А роль лидера нигде не прописана, все возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Основное различие между руководством и лидерством заключается в том, что руководство - это по своей сущности социальный феномен, а лидерство - психологический. Но, в тоже время, между ними имеется и много общего.
Во-первых, как лидерство, так и руководство, являются средством организации отношений, средством управления членами социальной группы. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой - в системе отношений неформальных.
Во-вторых, оба этих феномена осуществляют процессы социального влияния в коллективе. Но в случае с руководством это влияние идет по официальным каналам, а в случае с лидерством - по неофициальным.
В-третьих, двум этим феноменам присущ момент субординации отношений. Причем в руководстве он выражается достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и, тем более, никак не очерчено.
В настоящее время хороший руководитель - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Но необходимо еще раз сказать о том, что отличие понятие менеджера от лидера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда является лидером. А вот лидер не обязательно должен быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных. чего нельзя сказать о менеджменте.
Тест на тему: ”ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО”
1. Власть- это…
2. Выделяют … стиля руководства.
3. В
чем заключается экспертная
4. В современном управлении организациями выделяют … источников власти.
5. … обладает властными ресурсами
6. Отношение к власти, основанное на… - наиболее стабильное в сфере власти.