Лидерство и власть»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Если сравнивать лидерство с руководством, то можно лучше понять его природу. Быть менеджером и быть лидером в организации - это две разные вещи. Менеджер, влияя на работу подчиненных и строя отношения с ними, прежде всего, использует должностную основу власти. Лидерство же основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ВЛАСТЬ………………………………………………………………….6
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ……….. 7
Понятие и сущность власти…………………………………………………. 7
Властные отношения как элемент власти………………………………….. 8
Значение власти для организации…………………………………………... 9
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ……………………………… 10
Источники власти…………………………………………………………… 10
Влияние. Стратегии влияния………………………………………………. 11
Формы власти……………………………………………………………….. 12
Виды властных отношений в ходе эволюции организации……………… 14
Глава 2. ЛИДЕРСТВО………………………………………………………….. 17
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА… 18
Понятие лидерства…………………………………………………………. 18
Основа и сущность лидерства……………………………………………... 18
Функции лидерства………………………………………………………… 20
Концепции лидерства………………………………………………………. 21
2. СТИЛИ,ТИПЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА…. 22
Стили руководства…………………………………………………………. 22
Типы руководства…………………………………………………………... 24
Критерии эффективности руководства…………………………………… 25
3. ОТЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА ОТ ЛИДЕРА…………………………………… 26
Тест на тему: ”ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО”……………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список используемых материалов……………………………………………. 33
Введение

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Читинский  государственный университет»

(ЧитГУ)

Заочный факультет

Кафедра управления персоналом 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: основы менеджмента

На тему: «Лидерство и власть» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент

Группы №  УПз-09-02

Иванишина в.в.

Проверил: Морозов С.П. 
 

Чита 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. ВЛАСТЬ………………………………………………………………….6

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ……….. 7

    1. Понятие и сущность власти…………………………………………………. 7
    2. Властные отношения как элемент власти………………………………….. 8
    3. Значение власти для организации…………………………………………... 9

2. ВИДЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ……………………………… 10

    1. Источники власти…………………………………………………………… 10
    2. Влияние. Стратегии влияния………………………………………………. 11
    3. Формы власти……………………………………………………………….. 12
    4. Виды властных отношений в ходе эволюции организации……………… 14

Глава 2. ЛИДЕРСТВО………………………………………………………….. 17

1.ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КОНЦЕПЦИИ  ЛИДЕРСТВА… 18

    1. Понятие лидерства…………………………………………………………. 18
    2. Основа и сущность лидерства……………………………………………... 18
    3. Функции лидерства………………………………………………………… 20
    4. Концепции лидерства………………………………………………………. 21

2. СТИЛИ,ТИПЫ  И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА…. 22

  1. Стили руководства…………………………………………………………. 22
  2. Типы руководства…………………………………………………………... 24
  3. Критерии эффективности руководства…………………………………… 25

3. ОТЛИЧИЕ  МЕНЕДЖЕРА ОТ ЛИДЕРА…………………………………… 26

Тест  на тему: ”ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО”……………………………………. 28

Заключение……………………………………………………………………… 30

Список  используемых материалов……………………………………………. 33 

Введение

 Проблема лидерства, влияния и власти будет актуальна во все времена. Вопросам лидерства уделяется повышенное внимание во всех организациях. Этой теме посвящено огромное количество книг, статей и исследований.

 Если сравнивать лидерство с руководством, то можно лучше понять его природу. Быть менеджером и быть лидером в организации - это две разные вещи. Менеджер, влияя на работу подчиненных и строя отношения с ними, прежде всего, использует должностную основу власти. Лидерство же основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

 Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три группы: формальный лидер, неформальный лидер и формальный руководитель. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, а значит, имеет больший шанс на успех. Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна вообще отрицает какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к попытке подчинённых приписать лидеру почти божественные качества.

 Целью курсовой работы является - изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, а также значение власти в организации.

Данная  тема всегда актуальна, т.к. для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её, а лидерство побуждение людей к достижению общих целей.Я постараюсь максимально полно раскрыть её. Все свои выводы я опишу в заключении.

 Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента. 

 

Глава 1 ВЛАСТЬ.

 Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:

  1. максимальной эффективностью решений принимаемых руководителем;
  2. эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;

 Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций. 

 

1.ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ  И ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ

1.1. Понятие и сущность  власти

Власть  – это способность или возможность  индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное  понятие, включающее в себя множество  элементов:

  • Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают или делают другие;
  • Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
  • Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.

 В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.

 Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

 В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на ее субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

 При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.

 Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. 

1.2. Властные отношения  как элемент власти

 Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

 С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

 Структура властных отношений обуславливается как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.

 Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.  

1.3. Значение власти  для организации

 С помощью влияние на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.

 Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

 Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты. 

2. ВИДЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ  ВЛАСТИ

2.1.Источники  власти

 В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:

  1. Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
  2. Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
  3. Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
  4. Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
  5. Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;
  6. Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.

Информация о работе Лидерство и власть»