Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:45, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование этих понятий как власть и лидерство, авторитет менеджера.
В данной работе определены следующие задачи:
раскрыть понятие лидерства и рассмотреть функции лидерства;
выявить виды лидеров и типы лидерства, а также рассмотреть основные черты лидерства;
раскрыть сущность власти и определить источники власти;
рассмотреть основные формы власти;
раскрыть понятие авторитет для менеджера.
Введение
1. Лидерство и власть
1.1 Сущность лидерства
1.2 Лидер управления
1.3 Лидерство в России
1.4 Власть менеджера
1.5 Власть
1.6 В чем же различие между лидерством и властью?
1.7 Источники власти
1.8 Виды власти
1.9 Методы влияния
2. Авторитет менеджера
2.1 Авторитет
2.2 Авторитет руководителя
Заключение
Список использованной литературы
1.3 Лидерство
в России
Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли не подчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. И самое главное - человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят - туда и пойдет, что скажут-то и сделает.
Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.
Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы - все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.
1.4 Власть
менеджера
Руководители
должны оказывать влияние таким
способом, который легко предсказать
и который ведет не просто к
принятию данной идеи, а к действию
- фактическому труду, необходимому для
достижения целей организации. Для
того чтобы сделать свое лидерство
и влияние эффективным, руководитель
должен развивать и применять
власть. Большинство людей связывает
власть с насилием, силой и агрессией.
Такой взгляд на власть понять можно.
В самом деле, в основе власти
лежит грубая сила даже в высокоразвитых
обществах, которые считают, что
насилию место лишь в спорте или
на телевидении. Но сила - вовсе не обязательный
компонент власти.
1.5 Власть
Власть - возможность
оказывать определенное влияние
на поведение людей с помощью
права распоряжаться чем - либо, авторитета,
подчинения своей воле. В свою очередь,
влияние - поведение одного человека,
которое вносит изменение в образ
мыслей и действия другого человека.
Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуации. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти.
Баланс власти
- это ситуация в управлении, когда
уровень влияния облеченного
властью руководителя на подчиненного
равен степени зависимости
Децентрализация личной власти достигается тремя способами:
1) официально закрепленными в документах делегированием полномочий
2) наличием систем
долгосрочного, среднесрочного
3) отлаженным
механизмом обмена информацией.
Своевременное
перераспределение и
При децентрализации
власти менеджеры могут использовать
систему премирования, в соответствии
с которой сотрудник
В соответствии с проведенными исследованиями, каждая третья российская фирма в процессе своего развития сталкивается с проблемой власти во взаимоотношениях менеджера и подчиненных. Менеджер либо воздвигает между собой и все более многочисленным штатам, либо сохраняет панибратские отношения с младшими по званию сотрудниками. Как первое, так и второе опасно для предприятия.
Больше половины российских компаний устроено по семейному принципу. Это место, в котором, прежде всего, живут, а уже потом компания, в которой делается работа. Порочность этой практики очевидна.
Оптимально приспособленными
к рыночным условиям является уверенный
в себе руководитель. У такого менеджера
всегда есть твердое собственное
мнение, однако он старается выслушивать
и учитывать мнения своих подчиненных.
1.6 В чем
же различие между лидерством и властью?
Важное различие
относится к совместимости
Как было отмечено
ранее, лидерство предполагает использование
власти. Сама власть может строиться
на личностных качествах или на занимаемой
позиции в организации. Кроме
того, власть - это двусторонние
отношения - между лидером и подчиненными
и между лидером и его
1.7 Источники
власти
Источник власти
- контроль руководителя над ресурсами,
используемыми для
В условиях рыночной экономики источники власти внутри предприятия в процессе его развития могут трансформироваться. Это особенно характерно для зарубежных компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений.
Обычно различают
три источника власти. Сначала
власть принадлежит непосредственно
основателям компании (или отдельной
личности, ее основавшей) - власть личности
(первый источник власти). Это их волей,
желаниями и усилиями создается
предприятие. Основатели несут за него
полную ответственность, порой рискуя
для ее создания личными сбережениями.
После того как
предприятие создано, появляется второй
источник власти - власть собственников.
Этой властью обладают как основатели
компаний, так и её инвесторы по
праву владения всем имуществом предприятия.
Однако, когда оно
начинает функционировать как самостоятельная
организация, его деятельность начинает
зависеть также от сотрудников предприятия,
поставщиков и потребителей. Теперь компания
представляет собой организационную структуру,
являющуюся источником её мощи и власти.
Это третий источник власти - власть самого
предприятия.
Существует много
примеров, когда фирма оказывалась
банкротом, а ее основатели были смещены
со своих руководящих постов. Обычно
это являлось следствием заблуждения
предпринимателя - основателя компании:
я сам по себе и полностью независим.
Руководство предприятия
никогда не должно забывать о том,
что оно существует только благодаря
тому, что сотрудники готовы работать
с ним в тесном контакте. Между
тем, именно высшее руководство предприятия
легко поддается искушению
Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации.
Таким образом,
как для основателей компании,
так и для ее владельцев важно
понять, что ощущение собственной
значимости и чувство собственника
не может служить основным источником
власти.
1.8 Виды
власти
Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности и д.р. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя.
Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Сотрудники в этом случае обычно испытывают неудовлетворенность своей работой. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.
Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей.
Главное для
менеджера - правильно определить размер
вознаграждения. В противном случае,
при недостаточности
Власть, основанная
на авторитете и знаниях. В данном
виде власти влияние на сотрудника
осуществляется благодаря тому, что
он принимает на веру профессионализм
менеджера, его опыт и знания. Именно
поэтому данный вариант власти предполагает
влияние через так называемую
разумную веру. Влияние веры в авторитет
и знания специалиста далеко неоднозначно.
Нередки ситуации, когда новый
руководитель, не обладая достаточным
опытом работы в конкретной области
деятельности, принимает на веру рекомендации
своих более опытных
Вместе с тем,
высокий профессионализм
Оптимальным вариантом здесь является ситуация, когда менеджер является безусловным лидером для своих подчиненных, как в профессиональном, так и в организационном отношениях.
Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с некой харизматической личностью.
Харизма (от греч. Charisma - милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Менеджер, наделенный харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть, профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется харизматический руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У харизматического руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Сотрудники в этом случае стремятся быть похожими на менеджера, уважают или, как иногда говорят, "боготворят" его. Установлено, что подчиненные менеджеров, обладающих харизмой, достигали более высоких результатов в работе, чем те, которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано,