Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы можно обусловить следующими факторами:
- недостаточное наличие исследований в сферах лидерства и руководства
- низкий уровень профессионализма многих современных руководителей, их недостаточная компетентность в области руководства и лидерства, что, в конечном счете, ведет за собой неэффективность деятельности предприятия.
Основной целью данной курсовой работы является изучение лидерства и руководства на современном уровне, выявление различий и сходства межу ними.
Введение 3
1. Лидерство и руководство. Основные понятия и характеристики (анализ на конкретном предприятии) 5
1.1. Стили руководства 6
Анализ стилей руководства на конкретном предприятии 8
1.2. Типы работников 9
Анализ типов работников на предприятии 12
1.3. Руководители – лидеры, их отличительные черты 13
1.4. Функции лидерства в менеджменте 17
1.5. Единство и противоположность руководства и лидерства 19
2. Рекомендации по решению проблем конкретного предприятия 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение №1 25
- «Скептик»
Начинает выполнять любое задание после второго, третьего напоминания. Смысла в выполнении задания не видит. К нему индивидуальный подход не нужен. Обратной связи не ищет.
- «Творец»
Все делает играючи,
ему все интересно, работает умно,
красиво, хочет сделать лучше, больше,
быстрее. Уязвим, раним, не умеет и не хочет
подлаживаться к окружающему порядку,
уважает открытость отношений и честность.
Анализ типов работников на предприятии
Состав работников рассматриваемого предприятия небольшой: непосредственно директор магазина, бухгалтер, товаровед и 3 продавца. Рассматривая каждого сотрудника отдельно, я сделала определенные выводы для себя о своих коллегах.
На
моей работе представлены
Среди продавцов так же встречаются «незаменимый» и «скептик». Третьего продавца можно отнести как к «скептику», так и к «архивариусу», потому что бывает, что этому человеку нужно не раз повторить его задание, но зато когда он все-таки за него возьмется, то работа его приобретает смысл, он все делает правильно, по инструкции и доводит дело обязательно до конца. Так же среди наших сотрудников присутствует «чистый архивариус» и «скептик».
Рассматривая своих коллег, я пришла к выводу, что не всегда можно отнести работника к одному типу. Ведь каждый человек особенный, у каждого свой характер, свои взгляды на жизнь, свои принципы и свое отношение к работе. В каждом человеке встречаются черты разных типов работников и поэтому не всегда можно точно определить какой перед тобой сотрудник.
Каждый современный руководитель понимает что, для того чтобы обеспечить эффективность и стабильность своей группе, он должен стать неформальным лидером. Лидером его делают группа, в которой он находится, и ситуация, в которой находится вся группа.
Американские и японские ученые провели исследования в области менеджмента и сконструировали так называемый "идеальный" образ руководителя, основанный на сочетании интеллектуальных и личностных качествах. При этом нельзя забывать, что индивидуальные качества личности (знания, способности, особенности характера, эмоционально - волевая сфера и т.д.) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность, и они гораздо труднее поддаются коррекции (исправлению).
Можно выделить черты личности идеального руководителя:
- стиль мышления - умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.
- умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.
- достоинство и высокая ответственность во всех делах.
- высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.
- умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей. [6]
Так же изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность - умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость - умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность,
способность к творческому
- стремление
к достижению цели и
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
Эффективная
работа организации зависит не только
от общих условий и общей деятельности
работников, но и от личных качеств руководителя
- лидера. Его успех возможен при осуществлении
ряда функций. Ниже представлены некоторые
из них:
- конструктивная функция - выражение
интересов общества в конкретной программе.
Она должна быть ориентирована на удовлетворение
интересов всех или деятельного большинства
общества, притязаний возможно большего
числа людей и групп, но при условии, что
они не будут ущемлять интересы других
слоев общества. Эта идеальная установка
на практике редко может быть осуществлена,
особенно полностью, без исключений. Но
сама по себе она - условие лидерства и
его успеха. Немало реформ и революций
окончилось неудачей из-за отсутствия
своевременных, ясных и продуманных, понятных
обществу и доступных для выполнения политических
программ
- организационная
функция включает создание кадров и системы
управления, сплочение сторонников, планирование
политических процессов и действий, практических
аспектов политической работы. Лидер формирует
аппарат, распределяет в нем обязанности,
создает условия для воспитания, выдвижения
и назначения руководителей, контролирует
и регулирует отношения между ними, ориентирует
их на компромисс или на решительное изменение
политики и замену руководства и др.
- координационная функция - согласование
действий институтов власти, учреждений,
направлений их деятельности. Лидер должен
приводить их решения и политический выбор
в соответствие с общественным мнением,
с принятой в обществе системой ценностей
- интегративная функция - сплочение единомышленников,
окружения, общества вокруг программы
лидера.
1.4. Функции лидерства в менеджменте
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для определенной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует , что лидерство является функцией лидера, последователей, ситуационных переменных и самого менеджмента.
На сегодняшний день роль лидерства во многих организациях довольно велика. Ведь руководитель и лидер в одном лице дают организации большое преимущество. У данного феномена немало плюсов. Некоторые специалисты в данной области выделяют 4 основные функции лидерства:
- конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.
- организационная функция - включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
- координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
- интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
1.5. Единство и противоположность руководства и лидерства
Для того чтобы более лучше понять вопрос единства и противоположности таких понятий как лидерство и руководство, для начала рассмотрим их отличия:
1.
Лидер в основном призван
2.
Лидерство можно
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но, так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.
5.
Руководство подчиненными, в отличие
от лидерства, обладает
6.
Процесс принятия решений
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе[5].
Это были рассмотрены отличия, но у данных понятий есть и общее:
1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.
2.
Оба феномена реализуют
3.
Руководству, как и лидерству
присуща определенная
Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.
Изучив периодическую литературу по выбранной мной теме и рассмотрев это на практике, я сделала некоторые выводы.
Рассматривая
в своей работе типы работников,
я пришла к выводу, что не всегда
отдельного работника можно отнести
к определенному типу. Как было
рассмотрено в аналитической части, каждый
сотрудник организации обладает своими
качествами, своими «плюсами» и «минусами».
И поэтому не всегда правильно приписывать
ему черты одного типа. Так, например, работник
может начать делать свою работу только
после нескольких напоминаний (что характерно
для типа – «скептик»), но если уж он её
начал, то все сделает по инструкции, правильно,
как необходимо (такая черта присуща типу
– «архивариус»). Или, например, сотрудник
все делает играючи, ему все интересно
и в тоже время он всегда может подменить
другого, заместить, выполнить задачи
другого работника. В этом случае такого
сотрудника можно отнести как к типу –
«творец», так и к типу - «незаменимый».
Именно поэтому хочу еще раз акцентировать
внимание на том факте, что типы работников
– это относительные характеристики.
Не каждый работник может полностью подходить
под тот или иной тип.
Так же в своей работе изучая руководство и лидерство, и рассматривая это на примере предприятия, где я работаю, я пришла к нескольким выводам. Во-первых, руководство и лидерство – это два таких понятия, которые тесно взаимосвязаны между собой. Это понятия, которые достаточно отличаются между собой и в тоже время похожи. На сегодняшний день немало важно чтобы руководитель предприятия был так же и его лидером.