Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы можно обусловить следующими факторами:
- недостаточное наличие исследований в сферах лидерства и руководства
- низкий уровень профессионализма многих современных руководителей, их недостаточная компетентность в области руководства и лидерства, что, в конечном счете, ведет за собой неэффективность деятельности предприятия.
Основной целью данной курсовой работы является изучение лидерства и руководства на современном уровне, выявление различий и сходства межу ними.
Введение 3
1. Лидерство и руководство. Основные понятия и характеристики (анализ на конкретном предприятии) 5
1.1. Стили руководства 6
Анализ стилей руководства на конкретном предприятии 8
1.2. Типы работников 9
Анализ типов работников на предприятии 12
1.3. Руководители – лидеры, их отличительные черты 13
1.4. Функции лидерства в менеджменте 17
1.5. Единство и противоположность руководства и лидерства 19
2. Рекомендации по решению проблем конкретного предприятия 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение №1 25
Оглавление
Введение
Интерес к лидерству возник ещё в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении нескольких веков волновал сознание многих исследователей.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, и, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежат западным ученым.
В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство, соответственно, стали объектами исследования. И в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Но, не смотря на это, в наше время еще не все разграничивают такие понятия как лидерство и руководство.
Таким образом, на сегодняшний день проблема лидерства и руководства является довольно острой, ведь изучение данной темы необходимо для правильного построения работы компании, для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования «нужных» лидеров.
Актуальность темы данной курсовой работы можно обусловить следующими факторами:
- недостаточное наличие исследований в сферах лидерства и руководства
- низкий уровень
профессионализма многих
Основной целью данной курсовой работы является изучение лидерства и руководства на современном уровне, выявление различий и сходства межу ними.
Исходя из выше сказанного, можно кратко сформировать задачи, стоящие при изучении данной темы:
- изучение методической литературы по данной теме;
- определение
понятий руководство и
- анализ лидерства на определенном предприятии.
Выполнение курсовой работы будет основываться на изучении методической литературы по данной теме, и анализе фактических данных организации, полученных в ходе практической работы.
Каждый руководитель в современном обществе должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной степени зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Но не всегда руководитель пользуется успехом у своих подчиненных и не всегда является их лидером. Поэтому лидерство и руководство – это два разных понятия.
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Для того чтобы обеспечить эффективность и стабильность группе, руководитель должен стать неформальным лидером.
На сегодняшний день отношения руководителя со своими подчиненными, психологический климат коллектива и непосредственно результаты работы напрямую зависят от стиля управления.
Выделяют три основных стиля руководства:
- авторитарный (директивный или диктаторский)
- демократический (коллективный)
- либеральный.
Для авторитарного стиля руководства характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный жесткий контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим, но в тоже время недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
4) неблагоприятный психологический
Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Демократический стиль управления: при таком стиле управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется как руководителем, так и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Такой стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна только при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Либеральный стиль руководства характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Более полное рассмотрение всех достоинств и недостатков стилей руководства представлено в приложении №1.
Анализ стилей руководства на конкретном предприятии
Предприятие, о котором далее пойдет речь - магазин женской одежды (ИП Корчагин П.Г.). Директором магазина, в котором я работаю, является Корчагин Павел Григорьевич. При управлении данной организацией он не придерживается какого - либо одного стиля управления в чистом виде. Нашему начальнику более всего характерен демократический стиль управления, но иногда в его стиле проявляются черты авторитарного стиля. Начальник использует следующие черты указанных стилей: он интересуется мнением работников при принятии некоторых решений, но во многих случаях все равно в итоге поступает по - своему. Он довольно настойчив. В неординарных ситуациях не всегда разбирается, кто прав – кто виноват, и бывает, что наказывает невиновного. Часть своих обязанностей иногда передает сотрудникам по причине недостатка времени. Он довольно требователен, но иногда бывает - требует больше, чем положено по должностным инструкциям. Его мало интересуют проблемы сотрудников личного характера, но в плане работы, он довольно критично относится к сотрудникам (иногда даже довольно резко).
Наблюдая за его поведением и отношением к сотрудникам магазина, я сделала некоторые выводы:
- наш руководитель склонен считать, что он действительно в курсе всего, что происходит внутри организации;
- считает, что хорошо понимает людей и разбирается в них;
- он считает, что всегда прав и не допускает ошибок;
- начальник уверен, что умеет принимать правильные решения;
- он лишь в немногих случаях прислушивается к мнению сотрудников
-
в тоже время ему характерны
такие методы принятия решений,
Из этого всего следует, что стиль управления моего руководителя сочетает в себе как черты демократического, так и авторитарного стилей управления.
В современном обществе существуют различные типы работников, которые представлены во всех профессиональных группах современных организаций. Работников делят на современный культурный тип – «мастер» и традиционный тип – «люмпен». Различия между ними представлены в таблице №1.
таблица №1
Сравнительная характеристика типов работников «мастер» и «люмпен»
«Мастер» | «Люмпен» |
- главным
источником своего навыки и способности - причины своих
жизненных неудач видит в - стремится иметь реальную высокую квалификацию и постоянно в ней совершенствуется - старается овладеть другими профессиями и совершенствоваться в них - сделанные
замечания по поводу его - готов много работать, если это соответствующим образом оплачивается - если работа или оплата его не устраивает, уходит в другое место - в случае перспективы сокращения уходит сам первый - нормально относится к тому, что есть люди, которые зарабатывают больше его |
- убежден, что
в его жизненном
благополучии лично от него ничего не зависит, все определяет везение или забота о нем других: начальства, правительства и проч. - в своих жизненных неудачах обвиняет других - ограничивается формальной квалификацией (наличием диплома, свидетельства и т.п.), в действительности же является посредственным работником - держится за
свою узкую профессию или - полученные им производственные замечания считает придирками и переводит их в план выяснения личных отношений - работает «от и до», хотя хотел бы за ту же работу получать побольше - если зарплаты ему не хватает, идет просить у начальства прибавки - в случае перспективы сокращения старается любой ценой остаться на предприятия - всех, кто зарабатывает больше его и живет лучше его, считает жуликами |
Так
же в современных организациях
помимо выше рассмотренных
- «Незаменимый»
Универсал. Соглашается подменять, замещать, представлять. Чаше всего делает не свою работу и сверх своей работы, полон гордости, что все может. Два раза просить не надо – может обидеться. Понимает тебя с полуслова, иногда даже сам «работает» на опережение.
- «Себялюбец»
На первом месте собственное «Я». Берется за дело только тогда, когда можно показать свое «Я». Любит общественную работу.
Его надо держать в рамках. Из тщеславия может сделать любую работу.
- «Деловой»
Силен практицизмом. Может идти к конечному результату любыми средствами. Все подчиняет пользе, но не способен соотносить задачи своего участка с задачами общей работы. Абстрактное мышление считает философствованием. За ним «глаз» не нужен, перед ним обязательно надо ставить цели, разъяснять их, воспитывать привычку смотреть вперед, оглядываться назад и посматривать по сторонам.
- «Игрун»
Развит избирательный интерес к деятельности, он может работать только тогда, когда работа ему нравится. Но его интерес неустойчив; он быстро загорается и так же быстро остывает.
- «Энергичный»
Ему важна не работа, а самообозначение. На месте бывает редко. Весь в общественных делах, вечно куда-то спешит, кому-то звонит, где-то заседает. Ему приятно представлять свой отдел в контактах с другими.
- «Моралист»
Держится властно, любит всех поучать. Его не надо воспитывать, с ним надо быть очень осторожным, лучше держать его в роли консультанта. Обращаться к нему следует очень уважительно: «Будьте любезны, подскажите нам, как лучше выполнить эту работу, как правильно распределить? Ваш большой опыт...» (лучше обращаться минут за 10 – 15 до обеденного перерыва, но не с утра, иначе будете выслушивать его совет до обеда).
- «Архивариус»
Все делает по инструкции. К нему обращайся за советом по поводу неясностей в документах. Поручи оформление документов. Желательно не поручать ничего нового, так как засушит на корню. Спокойно можно доверять папки с входящими и исходящими документами. Работа его приобретает масштабность и смысл. Иначе он не чувствует себя нужным.
Обращение: «Эти
документы так к вам и