Лидер в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
4
Глава I Сущность лидерства. 5
1.1 Понятие и сущность лидерства. 5
1.2 Типы подходов к изучению лидерства. 8
1.3 Теория Лидерских качеств. 17
1.4 Концепции лидерского поведения. 23
Глава II Современные модели лидерства. 25
2.1 Концепция атрибутивного лидерства. 25
2.2 Концепция харизматического лидерства. 27
2.3 Концепция преобразующего лидерства. 29
Глава III Анализ стиля руководства в фирме «ВИКА». 31
3.1. Общая характеристика деятельности и персонала фирмы «ВИКА». 31
3.2 Определения стиля руководства трудовым коллективом 32
Заключение. 35
Список литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Лидер в организации.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Глава III Анализ стиля руководства в фирме «ВИКА».

3.1. Общая характеристика  деятельности и  персонала фирмы  «ВИКА».

       Крестьянское  хозяйство «ВИКА» зарегистрировано в 1992 году,  основным видом деятельности является лесоразработка. В 1997 году регистрируется новая структурная единица – деревообрабатывающий цех. 2000 год- предприятие общественного питания, а именно кафе, в приграничном городе Зилупе. В 2004 году– фирма открывает третью структурную единицу – школьную столовую. Все три структурные единицы функционируют и сегодня.

       Деревообрабатывающий  цех в данный момент насчитывает 11 работников. Работа трудоёмкая, поэтому  в цехе работают мужчины. Средний  возраст работающих на пилораме 30-35 лет. Образование у работников данной структурной единицы или среднее или среднее техническое. Текучесть кадров большая, за последний 2009 год уволилось три человека, а это 27%. Но на данной структурной единице наблюдается интересная тенденция: человек увольняется и поработав некоторое время на других предприятиях обычно возвращается на пилораму.

       В кафе работает 4 человека: два повара и два бармена. Работа посменная. Все четверо – женщины. У каждой есть образование по специальности. Возраст колеблется от 26 лет до 52. Повара постарше, за стойкой стоят молоденькие девушки. В кафе текучести кадров практически нет, если не считать молодую маму, ушедшую в декрет.

       Школьная  столовая работает три года, работают 4 человека, все женщины, возраст 21 – 54 года. Практически у всех образование  по специальности, за исключением буфетчицы. У неё образование среднее. За три года работы, в 2009 году,  уволилась одна женщина . Текучесть кадров: 2007 год – 25%,  2008 – 0%, 2009-  0%.

       Персонал  в фирме обычно набирается путём  прямого поиска. В девяностых годах, когда начала функционировать пилорама, дефицита в рабочей силе не было, так что можно было провести и отбор персонала, и обучение его, зная, что рабочих мест создаётся не так много, и работник не уйдёт на другое предприятие. В данный момент деревообрабатывающий цех периодически испытывает нехватку человеческих ресурсов. Работа в данной отрасли трудоёмкая, хотя и хорошо оплачиваемая. С оставшимися людьми (не уехавшими за границу и в большие города) необходимо много работать.

       В кафе и школьной столовой с персоналом работать проще, за время функционирования данных объектов коллективы сработались, появились неформальные лидеры, с помощью которых работа по управлению структурными единицами упростилась. Люди компетентны, ответственны, в отсутствии руководителя могут принять грамотные решения. Поэтому руководитель старается здесь использовать демократический стиль управления, т. е. вопросы решаются коллегиально, о положении дел работники информируются, с подчинёнными налажен постоянный контакт, возможно делегирование части управленческих функций, но при всём этом принятие решений остаётся прерогативой руководителя.

       Напротив, в деревообрабатывающем цехе руководителю приходится приказывать, распоряжаться, наставлять, воздействовать на работников с помощью приказов и строго контролировать их выполнение, потому что послабление ведёт к нарушению трудовой дисциплины.

       Для того, что бы объективно определить,  какой стиль управления использует данный руководитель, работников фирмы  попросили как можно точнее и  откровеннее ответить на вопросы теста.                           

3.2 Определения стиля руководства трудовым коллективом

       Базовая методика, позволяющая определить стиль  руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Она позволяет выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом.

       Тест  включает в себя 9 групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с.

       Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать  предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе. Тестирование может проводиться как всем коллективом, так и каждым индивидуумом в отдельности. В первом случае результаты теста будут более убедительными, так как в большей степени будут лишены субъективности.

       В тестировании участвовало 19 работников. После обработки данных теста  выяснилось, что часть тестов работников пилорамы набрали до 10 баллов, 7 тестов оценены от 10 до 20 баллов. А это значит, что руководитель хоть и самостоятельно принимает решения, не всегда прислушивается к мнению коллектива и т. д., но всё-таки главное для руководителя – доброжелательная атмосфера в коллективе. Руководитель охотно идёт на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своём деле.

       Результаты  теста работников кафе – от 21 балла  и выше. Женщины считают своего руководителя наделённым великолепными  организаторскими способностями.

       Полученные от 11 до 20 баллов при анализе тестов школьных рабочих позволяет утверждать, что в коллективе доброжелательная атмосфера и девиз руководителя «коллектив превыше всего».  При анализе полученных данных было отмечено, что  руководитель имеет два равнозначных ведущих стиля, таким смешанным стилем является тип управления, объединяющий демократический и авторитарный стили. Руководитель придерживается авторитарного стиля там, где этот  стиль руководства более эффективен, т. е. на пилораме, так как он подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. В двух других структурных единицах стиль руководства варьирует от авторитарного до демократического. Здесь руководителю приходится делиться ответственностью и обеспечивать свободу принятия решений, а затем требовать отчета о результатах,  устанавливать приоритеты не только в тех сложных ситуациях, которые ему приходится разрешать, но и во всем, чем ему приходится заниматься.  Приходиться быть цельным. Люди должны знать, что можно   ожидать от руководителя. Отдав однажды, предпочтение какой-то личности или поставив определенную задачу, он обязан с уважением отнестись к своему решению.  Руководителю необходимо действовать с использованием разных стилей в разные периоды времени, по-разному во время кризисных ситуаций и т. д. .

       Подводя итоги, следует отметить,  что  как универсальный «правильный» стиль руководства выделить невозможно: в разных ситуациях необходим  разный подход. «Руководитель, который хочет работать как можно эффективнее, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой то один стиль руководства. Он должен научиться пользоваться различными стилями и методами влияния на людей и выбирать наиболее эффективные для конкретной ситуации. Руководитель должен уметь вести себя гибко в зависимости от требования реальности». Трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной. Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы.

Заключение.

       Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

       Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

       Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

       Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

       Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции  попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

       Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

  1. Адаир Джон. «Эффективное лидерство», М., 2003 г.
 
  1. Алексеев  А, Пигалов В, «Деловое администрирование  на практике», М., 1993.
  2. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 303 с.
  3. Блейк Р.Р, Мутон Дж.С., «Научные методы управления», Киев, 1990.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», М., МГУ, 1995.
  5. Веснин В., «Основы менеджмента», М., 1996.
  6. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачёва Н. И. «Основы менеджмента», М., 2000 г.
  7. Кабушкин Н.И., «Основы менеджмента», Мн: БГЭУ, 2002.
  8. Казелецкий Ю., «Человек многомерный.», Киев, 1991.
  9. Казначевская Г. Б. «Менеджмен», Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Лобанов В. США:, «модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления.», N1, 1996. с. 73-77.
  11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М., 1992.
  12. Тэйлор Д. Голая правда о... лидере / Перевод с англ. - М.: Фаир-пресс, 2005. - 255 с.
  13. Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л., «Менеджмент и самоменджмент в системе рыночных отношений.», М., 1996.
  14. Царский В. «Справочник менеджера», М., 2001 г.
  15. Эндрю Гроув. «Эффективный менеджмент», М., 2003 г.
  16. Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. - М.: ГИППО (HIPPO), 2004. - 122 с.

Информация о работе Лидер в организации