Лидер в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
4
Глава I Сущность лидерства. 5
1.1 Понятие и сущность лидерства. 5
1.2 Типы подходов к изучению лидерства. 8
1.3 Теория Лидерских качеств. 17
1.4 Концепции лидерского поведения. 23
Глава II Современные модели лидерства. 25
2.1 Концепция атрибутивного лидерства. 25
2.2 Концепция харизматического лидерства. 27
2.3 Концепция преобразующего лидерства. 29
Глава III Анализ стиля руководства в фирме «ВИКА». 31
3.1. Общая характеристика деятельности и персонала фирмы «ВИКА». 31
3.2 Определения стиля руководства трудовым коллективом 32
Заключение. 35
Список литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Лидер в организации.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

1.4 Концепции лидерского поведения.

         Никакие нравственные,  интеллектуальные, духовные добродетели сами  по  себе не превращают политического  деятеля в лидера.

          Выработка организаторских, управленческих  качеств лидера - это проблема  его собственного обучения и воспитания.  Умение сформировать  группу,  сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или  учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую  общество программу - таковы современные требования к политику.

          Политика, ее   задачи,   цели   различаются   на   разных  уровнях  политической деятельности, поэтому существуют и разные  лидеры.

          В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении   ее  участников  и  направлении  их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его  личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на  себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор  (людей,   проблем,   первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от  своих благодеяний.  На  отношения с группой  и авторитет лидера  оказывают значительное  влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

          Иным оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,  управления страной,  политических движений. От лидера  такого масштаба  требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь  имеют значение не столько личные качества лидера,  сколько его умение  формулировать  общие  политические  требования,  обнаруживать высокие  критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо  более широким кругом людей и убеждать их.

     Лидер  в этой ситуации удален от  тех,  кого он ведет за собой.  Его  личные  качества обнаруживаются  для них слабее либо совсем  утрачивают  значение,  но его  лидерство  получает  моральную  оценку.  Он  должен  считаться   с  ней.  Его  успех  или  неудачи  воспринимаются  весьма  эмоционально.  Поэтому  большое  значение  имеет  способность  лидера  улавливать  настроения,  знать  подлинные  нужды  людей и выражать их  интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

     Таким  образом,  на  всех  уровнях   политики  лидерство реально при   определенных условиях.  Лидер  не только должен хотеть вести  людей  за  собой,  но  и   обладать  для  этого необходимыми качествами.  Ведомые  должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную  им  программу.  Одно  из  условий  лидерства  -  получение  максимальной информации в  минимальное  время.  Современные   технические   средства   связи   и  информации отвечают этому требованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Современные модели лидерства.

2.1 Концепция атрибутивного лидерства.

       Данная  концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчинённых, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчинённого его лени, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

       Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.

       В рамках данного подхода лидер  главным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведет  поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему - то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

       Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.

       В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о  поведении подчиненного, степень  отличия, последовательность и степень  уникальности. Первое - связано с  желанием руководителя, понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто  такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

       На  описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

       Исследования  свидетельствуют, что руководителям  свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

       Данная  модель атрибутивного лидерства  имеет существенные отличия от традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

       В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчинённого: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

       Исследования  показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие  лидера на поведение подчинённого, а взаимодействие между лидером  и подчиненным, то есть подчинённый  своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее его поведение.

2.2 Концепция харизматического лидерства.

       Имеются две противоположные позиции  формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а  другая – ведет к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

       Харизма является формой влияния на других по средствам личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над подчинёнными. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера, находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,  являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

       Харизматическим  считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как

       моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простого и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у подчинённых, импульса к действиям.

       Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная  с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части её подчинённым. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобным. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы, умения свести это видение до уровня, понятного подчинённым и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

       Модели  харизматического лидерства различаются  количеством стадий развития самой  харизмы и отношений с подчинёнными. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

       Исследование  практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое  лидерство не всегда требуется для  достижения в бизнесе высоких  результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда

       подчиненные сильно идеализируют свои желания и  пути их выполнения. Это во многом объясняет  более частое наличие харизмы  у лидеров, проявляющих себя в  политике,  религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера реформатора.

2.3 Концепция преобразующего лидерства.

       Понятие преобразующего или реформаторского  лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует подчинённых путем повышения  уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения, подчинённых в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт подчинённых от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

       Модель  преобразующего или реформаторского  лидерства предполагает наличие  у лидера и подчинённых определённого  поведения, пригодного, по мнению разработчиков  модели, для творческого решения  проблемы в кризисной ситуации.

       Модель  имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признаётся необходимым для лидера влиять на подчинённых через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От подчинённых требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости и рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и подчинёнными, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдёт на поводу у подчинённых. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лидер в организации