Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: Провести анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений.
Задачи:
1.Выявить личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений.
2. Подобрать методы диагностики личности руководителя.
3.Проанализировать результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений 4
1.1. Человек, организация, решение 4
1.2. Особенности личности руководителя 11
1.3. Личностные качества руководителя 14
ГЛАВА 2. Анализ влияния личностных качеств руководителя на разработку управленческих решений на примере ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 22
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 22
2.2. Анализ влияния личностных качеств руководителя на разработку управленческих решений на примере ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 35
2.3.Направления совершенствования качеств руководителя на разработку управленческих решений. 36
Заключение 37
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курс свой.docx

— 110.25 Кб (Скачать)

     ♦ основы организации управления и  коммуникаций.

     Замысел — это представление руководителя о ходе предстоящих действий до их начала. В замысле обычно указываются  цель действий и способ ее достижения, направления сосредоточения основных и других усилий, основные и другие задачи, способы достижения основных и других задач. При разработке замысла  участвующие в работе лица высказывают  свое мнение и вносят предложения, а  также дают необходимые справки. Руководители подразделений должны быть готовы по требованию руководителя предприятия доложить дополнительные данные и расчеты по своим службам  и персоналу.

     Далее руководитель приступает к определению  предварительных задач. Определив  предварительные задачи подчиненным  и подразделениям, руководитель определяет основы организации взаимодействия. Сущность взаимодействия подразделений  при проведении экономической операции заключается в согласовании по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действий персонала  для достижения цели.

     После определения основ организации  взаимодействия руководитель приступает к определению основ организации  обеспечения действий. Определив  все элементы решения, руководитель приказывает своему заместителю  оформить решение к установленному сроку. Затем решение (замысел решения) докладывается вышестоящему руководству. Утвержденное старшим руководителем  решение объявляется соответствующим  должностным лицам обычно с указанием  цели предстоящих действий и выводов из оценки обстановки. Решение оформляется в виде распоряжения по предприятию, фирме.

     На  основе решения руководителя его  заместители и менеджеры осуществляют планирование необходимых действий. При этом разрабатывают приказ (распоряжение).

     Организаторская работа руководителя и аппарата управления сводится к организации исполнения решения, его материальному воплощению в действия персонала предприятия.

     Постановка  задач подчиненным подразделениям является одной из важнейших функций  руководителя и других органов управления при организации и ведении  необходимых действий. Способы доведения  задач определяются заместителем руководителя и главным менеджером. Для постановки задач на операцию разрабатываются:

  • оперативные директивы (приказы);
  • директивы (приказы) по обеспечению экономической операции;
  • распоряжения подчиненным подразделениям и персоналу.

     Во  всех случаях точность, четкость и  своевременность доведения распоряжений до подчиненных являются важнейшими условиями успешного их выполнения.

     Работа  по организации взаимодействия персонала  состоит в согласовании действий персонала по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения поставленных задач. Взаимодействие осуществляется непрерывно, а при нарушении немедленно восстанавливается. Разрабатывается  план взаимодействия. Практические вопросы  взаимодействия отрабатываются с подчиненным  персоналом в повседневной деятельности предприятия.

     Работа  по организации управления и коммуникаций заключается в определении мест расположения группы управления, действий, распределения должностных лиц  по местам управления, места нахождения руководителя мероприятия по восстановлению нарушенного управления и коммуникаций.

     После постановки задач и организации  взаимодействия главной задачей  руководителя (менеджера) является практическая работа по организации выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий. Эта работа проводится путем организации действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных распоряжений и оказания непосредственной помощи менеджерам и специалистам на местах. Как правило, контроль должен носить упреждающий характер. В первую очередь контролируются:

  • готовность персонала управления;
  • своевременность получения подчиненными соответствующих распоряжений;
  • знание и правильное понимание поставленных задач;
  • соответствие принятых подчиненными решений замыслу и поставленным задачам.

     Для окончательного выбора и полного  убеждения в правильности выбранного решения руководитель использует прежде всего личный опыт, проверяет выбранное решение по критериям логичности, оригинальности, соответствия положениям теории, историческому опыту. Рациональность и обоснованность решения оцениваются критериями, которые могут иметь либо качественные, либо количественные шкалы. 

1.2. Особенности личности руководителя

     Руководитель  – это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе . Он обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. На руководителя официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную активность.

     Существуют  различные теоретические подходы  к изучению личности руководителя:

     1. Коллекционный подход. Согласно ему, руководитель должен обладать особыми личностными качествами (набором профессионально значимых качеств), которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Китов А.И. (основатель этого подхода) в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Но при этом он не разграничивает общие качества и специфические, присущие руководителю как личности.

     2. Конкурентный подход (исследование Чугуновой Э.С.). В структуре личности руководителя она выделяет административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию. Наличие этих умений и личностных свойств отличают успешных руководителей от других людей .

     При анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в  первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так  как именно они исключительно  важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного. Модель "идеального руководителя" предполагает наличие энциклопедических знаний и выдающихся личностных качеств.

     3. Парциальный подход. Согласно ему, формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. Наиболее важными для руководителя считается уровень развития мышления и применение алгоритмов решения управленческих задач.

     4. Инженерно-психологический подход анализирует системы управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе изучаются психологические процессы переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.

     5. Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Его разработал Красовский Ю.Д. Содержание управленческой концепции индивидуально, и её элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.

     6. Социально-психологический подход. Изучение влияния личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка.

     Все выше рассмотренные подходы к  изучению личности руководителя основаны на авторских представлениях о структуре  личности, механизмах её изменения  и психологических требованиях  к руководителю. В связи с этим перечень потенциально важных качеств  руководителя кажется практически  бесконечным. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется  переходом от описательных моделей  к обобщающим концепциям личности с  более последовательным описанием  управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его  структуры личности.

     Рассмотрим  подробнее личностные и социально-демографические  особенности руководителя, которые  описываются в различных теоретических  концепциях.

1.3. Личностные качества руководителя

     Личность  руководителя можно представить  в виде групп характеристик, которые  составляют: психологические особенности  и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные  способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.

     Психологические черты личности – это группа качеств  руководителя, которая относится  к наиболее упоминаемым в различных описательных подходах. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. Примечательно к руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность, инициативность, созидательность, самостоятельность, амбициозность, гибкость, энергичность, властность, работоспособность, стремление к превосходству, обязательность, участливость и некоторые другие качества.

     Рассмотрим  некоторые из этих характеристик:

     - Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основной справедливый подход руководителя к подчиненному.

     - Уверенность в себе. Подчиненные  в случае уверенности руководителя  ощущают спокойствие, поддержку,  защиту, надежность, уверенность в  завтрашнем дне. Неуверенный в  себе руководитель не может  вызывать доверие и уважение  к себе как со стороны подчиненных,  так и со стороны руководителей  равного или более высокого  ранга.

     - Эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность проявляется в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности.

     - Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

     - Стремление к достижению цели  и предприимчивость – важнейшие  черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится  склонность личности к риску.  Руководитель не должен останавливаться  на половине дела, должен быть  способен рисковать и просчитывать  свой риск.

     - Ответственность и надежность  в исполнении заданий. Руководитель  должен предпочитать ситуации, в  которых необходимо нести персональную  ответственность за принятое  решение. Руководитель должен  быть ответственным и надежным  человеком, так как он является  примером и олицетворением идеальной  личности у своих подчиненных.

     - Независимость. Данная характеристика, является важной личностной чертой  руководителя, обеспечивающей ему  успешность действий в различных  сферах жизни организации. Какие  бы советы ни принимал руководитель  от окружающих его людей, конечное  решение он принимает всегда  сам.

     - Общительность, коммуникационные  способности руководителя. Многие  деловые связи, руководство подчиненными  начинается с общения.

     - Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д., поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.

Информация о работе Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений