Личностное и профессиональное развитие современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия управленческих кадров и их роль 5
1.1. Необходимые навыки и качества менеджера 5
1.2. Основные черты самоактуализации по А. Маслоу 12
1.3. Основные направления работы менеджера над собой 16
2. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера на примере ООО «Бриз» 22
2.1. Общая характеристика ООО «Бриз» 22
2.2. Анализ стиля управления в ООО «Бриз» 25
2.3. Пути и методы развития современного менеджера 27
2.4. Структура личных и профессиональных качеств руководителя 32
2.5. Анализ типичных управленческих ошибок в ООО «Бриз» 36
Заключение 38
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

личностное и профессиональное развитие современного менеджера.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Менеджер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и  за достижения сотрудников и разделяет  их успех. Он вдохновляет таким образом  других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Менеджер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки. Менеджер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Менеджер уверен в себе. Уверенность в себе без  заносчивости, вера в свои силы без  заносчивости, вера в свои силы без  высокомерия - вот отличительные  черты сильного Менеджера.

Менеджер должен ясно осознавать, что такие черты  поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе”, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

По мнению зарубежных экспертов поведение менеджера должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, юмором, стремление к установлению контакта, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, положительным отношением к состязательности, но естественно ориентированностью на достижение поставленных целей.3

Итак, в число  наиболее важных способностей менеджера, понимаемых как: сочетание знаний, поведения  и опыта, входят: умения реализовать, умение делигировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознованию наиболее существенных факторов, системности, обработка и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

    1. Основные черты самоактуализации по А. Маслоу

 

Широко известная  и широко признаваемая концепция  иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

  • Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
  • Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
  • Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
  • Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  • Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
  • Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
  • Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.
  • Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.  
  • Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержание работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте,  возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны  со стремлением и желанием людей  находится в стабильном и безопасном состоянии, защищающим от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся  избегать  волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их   деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится  к участию в совместных действиях,  он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, учувствовать в общественных  мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во -первых, как на принадлежность  к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия общения на работе. Хороший результата дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том , что их коллеги ценят.

Потребности признания  и самоутверждения.   Данная   группа потребностей отражает желание  людей быть компетентными, сильными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми  надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководителем в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных званий, наград и т.п.

Потребности самовыражения.   Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию  своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в  гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Теория иерархического построения Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности  по - разному проявляются в зависимости  от многих ситуационных факторов.

Во-вторых, не обязательно  наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно  приводит к ослаблению их воздействия  на мотивацию. Маслоу считал, что исключением  из этого правила являются потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения.

 

    1. Основные направления работы менеджера над собой

 

Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование руководителем (специалистом и т.д.) испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей. Направлен на максимальное использование работником собственных возможностей и сознательное управление своим рабочим временем.

Понятие самоменеджмента  следует отделять от понятия самоорганизации, одного из принципов организации личного труда руководителя (специалиста и т.д.). Заключается в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени; проведения служебных совещаний и бесед; выполнения рабочих процедур и операций; решения задач управления на базе комплексного применения средств вычислительной и организационной техники. Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности во многом определяется его повседневной работой. 4

Важным шагом при создании эффективной системы управления собственным временем для руководителя является определение целей деятельности как на короткий, так и на длительный период. Управление на основе целей  не связано с дополнительными усилиями, т.к. базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченных действий или мероприятий.

Цели, намеченные руководителем, не только определяют те действия, которые  следует осуществить, но и стимулируют их исполнение. Постановка целей означает для руководителя сознательное осуществление своих действий.

Целеполагание действует  как движущая сила, энергия которой  исчезает, когда цель достигнута. Цели, определяемые руководителем, должны быть реалистичными и конкретными; ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата, измеримыми и ограниченными во времени конкретными сроками. Определение целей - начальный этап. Необходимо преобразовать цель в план действий по ее достижению - определить степени важности и решить, какие цели и задачи самые важные. Успешное решение задачи выделения степеней важности сильно влияет на эффективность работы руководителя. Предпосылкой достижения целей руководителем является использование его рабочего времени на реализацию мероприятий, ведущих к этим целям.

Важно создать связь между  планированием рабочего времени  и желаемыми результатами. Введение периодов планирования времени руководителя способствует более точной оценке обстановки в целом, облегчает выделение главного и повышает уровень исполнения. Для получения оптимальных результатов при планировании рабочего времени руководителю необходимо использовать периоды планирования: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи следует иметь отдельный план для каждого периода. При разработке плана каждого периода руководитель должен ответить на следующие вопросы: какова основная цель данного периода? Каким количеством времени он располагает? В какой очередности должны быть выполнены основные задачи периода? Какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены? Важнейшим периодом планирования для руководителя является день.

Планирование дня включает в себя определение конкретного  действия в заданный момент времени, а не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть применительно к пр. периодам планирования. Планирование на день создает предпосылки, чтобы жить в настоящем. План на день должен создать обзор всех дневных дел, помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время и определить конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня. При разработке недельного плана рекомендуется уточнить конечные цели предстоящей недели и определить необходимые работы в порядке их значимости. Вся разновидность работ предстоящей недели условно может быть представлена следующими тремя группами: работы обязательные (важные и срочные) с точки зрения достижения конечных целей; работы важные, но не срочные - к их выполнению следует приступить в том случае, если хватит времени на предстоящей неделе; работы менее важные и не срочные - они будут выполнены, если останется время на неделе. В процессе недельного планирования уточняются заранее намеченные контакты и способы их осуществления. По завершении рабочей недели необходимо дать оценку плану использования времени на неделю и достигнутым конечным целям.

Основная цель самоменеджмента  - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства.

Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешки и стрессы.

Принцип Парето (соотношение 80:20), а именно:

20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли

80% клиентов дают 20 % оборота

В процессе работы за первые 20% расходуемого времени достигается 80% результатов. Остальные 80% затрачиваемого времени приносят лишь 20% общего итога.

Основные принципы самоменеджмента:

1. Самопроизвольность.

Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. В определённых условиях этот принцип позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности любых социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Учёт этого принципа требует определённости в поведении руководителей, менеджеров и самих исполнителей процесса. Параллельные процессы и сам эффект обеспечивают благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.

2. «Погружённость» системы.

Информация о работе Личностное и профессиональное развитие современного менеджера