Личность в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что личность является основополагающим звеном работы предприятия.
Задача курсовой работы – раскрыть понятие личности, его значение в условиях управления.
Объект исследования – личность в системе управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие личности ее потенциал в структуре управления
1.1 Понятие личности
1.2. Индивидуально-психические свойства личности
Глава 2. Личность руководителя в управлении.
2.1 Профессиональные качества руководителя
2.2. Оценка деловых и личностных качеств менеджера
Глава 3. Роль Стива Джобса в жизни «Apple»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджементу.docx

— 263.90 Кб (Скачать)

Российский государственный торгово-экономический                                     университет

 

 

 

Факультет управления

 

 

 

Кафедра антикризисного и стратегического  менеджмента

                                                                                                                     

 

 

                                                                                                                  Курс 2

                                                                                                           Группа ФУ 21

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине “Менеджмент организаций”

На тему №26 “Личность в системе управления”

 

                                                                                        Работу выполнил студент:

                                                                                            Гордеев Андрей 

 

                                                                                        

 

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                              Астахова Нина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие  личности ее потенциал в структуре управления

1.1 Понятие  личности

1.2. Индивидуально-психические свойства  личности

Глава 2. Личность руководителя в управлении.

2.1 Профессиональные качества руководителя

2.2. Оценка деловых и личностных  качеств менеджера

Глава 3. Роль Стива Джобса в жизни «Apple»

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Современные концепции управления непосредственно  связаны с повышением роли человеческого фактора в условиях демократизации общества, с активизацией социального вопроса и кадровой политики.

Знание психологических  особенностей личности, умение анализировать  свойства и качества личности умение, учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей  является одним из основных условий  высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого — не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех рангов. Руководитель современной организации — не солист, а дирижер хора, согласованность которого определяет гармоническое развитие дела, которому он служит. В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Разработаны специальные образовательные стандарты, определяющие необходимый объем знаний, который должны усвоить будущие управленцы, потому что эффективность их работы во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд. Так же в работе будет рассмотрена роль личности Стива Джобса в управлении компании «Apple».

Актуальность  работы заключается в том, что  личность является основополагающим звеном работы предприятия.

Задача курсовой работы – раскрыть понятие личности, его значение в условиях управления.

Объект  исследования – личность в системе управления.

 

 

Глава 1. Понятие и структура  личности

 

1.1 Понятие личности

Жизненный путь каждого человека, условия его  развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:

•  психических состояний (активности или пассивности; вдохновения или апатии; мобильности или безволия);

•  психических свойств-качеств (темперамент; способности; характер; направленность);

•  психических образований (интеллект; нравственность; эстетика; воля; целеустремленность и др.).

Совокупность  унаследованных и выработанных человеком  психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяет его индивидуальность.

В то же время человек является членом общества, занимает в нем определенное положение и связан с ним различными отношениями. В процессе своих отношений к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек раскрывает и формирует свою индивидуальность и воспринимается обществом как личность.

Личность - это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе. Внутренняя зрелость личности проявляется в поступках человека, в его действиях и поведении.

Личность - понятие общественное, социальное, это своеобразный продукт общения и взаимодействия людей. Сущность личности составляет не ее прическа, не ее кровь, а ее социальное качество.

Личностью можно стать лишь по отношению  к миру, к тому, что вокруг тебя, и абсолютно невозможно при равнодушии ко всему этому. Не каждое душевное движение нашей личности представляет общественный интерес.

Но и  в коллективе личность старается  сохранить свою индивидуальность. Всякая потеря или ограничение индивидуальности вызывает протест. Что же тогда заставляет личность идти в коллектив? Здесь можно назвать два мотива: материальная сторона и необходимость общения.

Способность управлять своим поведением определяется степенью самосознания личности, которое не только индивидуально, но социально и исторично. Поэтому, чтобы понять человека как личность, необходимо достаточно полно знать его социальную среду, картину и характер его взаимосвязей с реальным миром. Такая картина формируется в различных социальных группах: в семье, среди друзей, среди коллег по работе, по учебе и т.д.

Сила  и слабость личности относительны. Они определяются, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с другой - степенью самопознания. Личность свободна и сильна, если она осознает себя личностью. Но такое осознание не только индивидуально, оно еще социально и исторично. Только при выполнении этих условий мы имеем действительно морально свободного человека в свободном обществе.

Большое значение для становления личности имеет самовоспитание, которое является целенаправленной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Самовоспитание зависит от окружающей среды, внутреннего мира человека, степени и специфики его потребностей, его ценностной ориентации.

Огромную  роль в формировании личности играет труд. Именно в непосредственной деятельности человек формируется как личность. Положительные индивидуальные качества личности обогащают весь коллектив, упрочняют общественные связи. Затирание индивидуальности равносильно потере творческого начала в трудовом коллективе.

Социология  рассматривает изучение личности в  трех аспектах:Что человек хочет (потребности, интересы, ценности, идеалы);Что может (способности);Какой он есть (воля, характер).

Руководитель  должен уметь наблюдать поведение  человека в конкретных ситуациях:что больше его радует - личное благополучие или общие достижения;легко ли он поддается искушениям или умеет сдерживать себя;струсил или проявил мужество в трудную минуту;скромен он и самокритичен или высокомерен и прочее.Ответы на эти вопросы помогут узнать внутреннее содержание человека, выявить его как индивидуальность и понять как личность. Особое место в этом ряду имеет испытание человека властью.

Однако  факт поведения личности в конкретной ситуации еще не объясняет причин поведения. Факт поведения - это следствие. Важно же найти причину такого поведения, выявить, какое значение для личности имеют данные события: вдохновляют или подавляют они человека, насколько отвечают его потребностям и интересам.

Раскрытие личностного смысла, причины того или иного поступка может дать истинное понимание самого человека.

Видеть  в каждом работнике человека, индивидуальность и личность - самое первое условие  выбора нужных форм и методов воздействия  на подчиненных. Умение индивидуально работать с людьми, принимать во внимание их природные и личностные особенности, создавать условия для проявления способностей и дарований - все это залог успешной работы руководителя с людьми.

 

1.2. Индивидуально-психические свойства  личности

 

К индивидуально-психологическим  свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

1. Среди  индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Согласно  классификации Гиппократа - И.П. Павлова, выделяются 4 основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации же К. Юнга - Г. Айзенка, выделяются 4 соответствующих типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроветры малотревожный и высокотревожный. Согласно И.П. Павлову, каждый темперамент в своей основе имеет определенный тип нервной системы, т.е. сочетание основных ее свойств: силы нервных процессов, их уравновешенности (баланса), лабильности. Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о свойствах темперамента не как о положительных или отрицательных, а рассматривать их как более или менее благоприятные свойства в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности. Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет различных нервно - психических затрат, каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную надежность в отношении различных видов труда и различные возможности к исполнительной и руководящей деятельности, к общению и взаимодействию с сотрудниками в системах управления. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента. Холерик - сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание. Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности. Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален. Меланхолик - слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и "щадящего" образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.

2. Характер - это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер  формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и  образуют целостную организацию, которую  называют структурой характера. В структуре  характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Определить  структуру, или строение, характера  человека - значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом вкладе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы, или динамические стереотипы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

По отношению  людей к окружающему миру можно  говорить о характерах идейных и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку, имеющему определенные устойчивые взгляды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений, либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.

Информация о работе Личность в системе управления