Личность менеджера и его роль в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования: изучение и обоснование проявления психологических особенностей личности в организации. Цель: выявить условия, способствующие проявлению психологических особенностей личности. Объект исследования: психологические особенности личности в менеджменте. Предмет исследования: процесс проявления психологических особенностей личности в менеджменте.
Исходя из общей цели и учитывая состояние разработанной проблемы в психологической науке, в менеджменте и практике управления, нами поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить и исследовать теоретические источники;
2. выявить условия, формирующие личность менеджера в организации;
3. выявить и определить особенности личности менеджера;
4. рассмотреть на конкретном примере проявление особенностей личности менеджера в организации.
В работе использованы методы анализа и синтеза, наблюдение, сопоставление и сравнение, статистические данные. Источниками информации при написании работы послужили работы ведущих менеджеров современности, психологов: Асмолова А.Г., Виханского О.С., Картановой Л.В., Карпова А.В., Машкова В.Н., Морозова А.В., Столяренко Л.Д., Урбановича А.А. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа включает 13 литературных источников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера………………………………………………………………………..5-12
1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты…………………………...5-6
1.2 Психологическая характеристика деятельности менеджера……………….6-8
1.3 Структура личностно-деловых характеристик руководителя…………….8-11
1.4 Психологический портрет современного руководителя…………………11-12
Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя…………………………………………………………………..13-20
2.1 Профессиограмма В.М. Шепеля…………………………………………...13-15
2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина…………………………………………..15-16
2.3 Подход Р.Л. Кричевского………………………………………………….16-20
Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации……………………………………………………………………21-23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………26-27

Работа содержит 1 файл

Личность менеджера и его роль в организации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Вот почему руководителю, как  бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя  достаточно спокойно и уверенно.

    В-третьих, уверенность руководителя  в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого ранга. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации;

  • самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных.

    Развитие этого качества требует  известных пределов, за которыми  независимость переходит в волюнтаризм и самодурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством;

  • способность к творческому решению задач, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Как отмечал известный психолог Теплов в работе «Ум полководца», у человека существует как бы две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, т.е. способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

     Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руководитель – живой человек, он может раздражаться, негодовать, предаваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям. Средства разрядки следует искать в структуре деятельности и досуге личности руководителя, формы которого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация управленческой деятельности, и отведение достаточного времени физическим упражнениям, прогулкам, физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и наконец, всевозможные культурные увлечения (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и т.д.).

    Несколько слов об алкоголе, употребление которого считают действенным способом разрядки после напряженного трудового дня. Не будем ханжами и признаем, что алкоголь и  в самом деле способен помочь человеку «расслабиться», но лишь на определенное время, а затем руководитель возвращается на исходную позицию, проблемы сохраняются. Более того, в ряде случаев возможно и ухудшение общего самочувствия. Чувство угнетенности, подавленности, раздражительности усиливается. Вот почему, когда мы говорим об алкоголе, необходимо задать себе ряд вопросов, насколько эффективен подобный способ релаксации, в какой мере он сохраняет нам здоровье и работоспособность;

  • коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение ¾ своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности /10, с. 55-59/.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации 

    Личность Ивана К. Иван К. окончил престижный ВУЗ, готовивший специалистов в области конструирования летательных аппаратов, но работать по профилю не пошел. Его тянуло к независимости и самостоятельности, свободе, творческому труду. Компьютер открыл для него эти перспективы. Он мог часами работать за ПК. Такое поведение Ивана для многих друзей выглядело довольно странным, т.к. они знали его как очень общительного и коммуникабельного парня, всегда с удовольствием готового поддержать хорошую компанию /1, с.138/.

    Еще учась в институте, Иван  решил пойти учиться на бизнесмена. Занятия в школе бизнеса захватили  его буквально полностью. Там  все было не так, как в  институте. Преподаватели замечательные, специалисты своего дела, увлеченные и эрудированные. Всегда открыты для беседы, улыбались, шутили. В свободное от занятий время Иван занимался в компьютерном клубе, посещал выставки компьютерной техники.

    Знакомство с Сергеем Леонидовичем. На одной из таких выставок он познакомился с Сергеем Леонидовичем. Сергей Леонидович сразу произвел хорошее впечатление. Он специалист-компьютерщик, к тому же доброжелательный и вежливый. Сергей Леонидович расспрашивал Ивана о том, где он учится, чем занимается, что может и хочет делать. Новый знакомый предложил пойти к ним на фирму работать. К этому времени уже закончились занятия в школе бизнеса и Иван согласился работать в «МВМП» /1, с. 139-142/. Эта фирма была создана после того, как со скандалом после трех лет довольно успешной работы развалился кооператив «Прогресс», занимавшийся импортом в СССР и продажей компьютеров. Скандальный «развод» с партнерами по кооперативу оставил серьезный след в памяти бывшего директора Бориса Григорьевича. Поэтому он очень обстоятельно подошел к выбору кандидатуры нового партнера. После серьезных раздумий он решил переговорить со своим бывшим коллегой по НИИ Сергеем Леонидовичем. Хотя Сергей Леонидович был немного старше, тем не менее он явно находился под сильным влиянием Бориса, который хотел видеть его беспрекословно подчиняющимся и абсолютно не влезающим в дела бизнеса /1, с. 142/.

    Компанию создали втроем, Борис  Григорьевич с долей 60 %, его  жена с долей 30 % и Сергей  Леонидович с долей в 10 %. По  предложению Бориса компанию назвали «МВМП».

    Приход Ивана К. на фирму. В первый день на работу Иван пришел на 10 минут раньше, т.к. хотел ощутить себя в качестве сотрудника фирмы. Около девяти часов стали приходить остальные сотрудники. Они приветствовали всех с порога и сразу садились за компьютеры. Присутствовавшие в комнате им так же как и Ивану отвечали, не поворачивая головы.

    Сергей Леонидович, приходя на  работу, первым делом сообщил  Ивану, что шеф ждет его в  10 часов.

    Беседа с шефом. Сергей Леонидович проводил Ивана в кабинет президента, представил его и быстро удалился. Шеф произнес довольно длинную речь, в которой говорил, что задача Ивана – хорошо работать, а уж он сделает все, чтобы ему хорошо платить. Иван попытался задать вопросы, относительно того, что ему надо будет делать, какие задачи решать; какие цели ставит фирма, с кем она сотрудничает, кто ее клиенты. Президент от ответа либо уходил в сторону, либо вообще не отвечал. Ивану беседа не понравилась, да и президент остался недоволен и даже раздражен. Особую негативную реакцию у него вызвал вопрос Ивана о том, на каком сегменте рынка фирма ведет конкурентную борьбу. Спрашивая это, Иван хотел продемонстрировать, что набрался серьезных знаний в школе бизнеса /1/.

    Конфликт с Сергеем Леонидовичем. Секретарша сказала Сергею Леонидовичу, что Борис Григорьевич ждет его у себя. Вернувшись через несколько минут, Сергей бледный и с дрожащими губами попросил Ивана выйти в коридор. Там он обругал Ивана мальчишкой, лезущим не в свои дела. Молодой сотрудник увидел совсем другого Сергея Леонидовича /1, с. 147/.

    Адаптация к работе. Прошло 4 месяца. Иван привык к работе, почти смирился с ситуацией отсутствия коллектива. Атмосфера была не такая, о какой рассказывали в школе бизнеса и о какой мечтал Иван. Однако работа выручала. На работе компьютер стал Ивану лучшим другом. Правда, он так и не уяснил того, чем же он должен заниматься.

   Знакомство с Алексеем и первая халтура. Зарплату, как и обещал президент в разговоре, платили хорошую. В одной комнате с Иваном работал парень его возраста, Алексей. Был он вежливым, обходительным, работящим. /1/

    В обед Леша подошел к Ивану  и сказал, что хотел бы поговорить  с ним по серьезному вопросу.  Они отошли в сторону, и Леша  спросил, не хотел бы он подзаработать денег. Оказалось, что Леша делает халтуру, выполняет один заказ, но не успевает его закончить в срок. Поэтому он готов дать часть работы Ивану, заплатив за это хорошие деньги. Ивана Лешино предложение заинтересовало. «Однако когда этим заняться?» Леша страшно удивился: «Как когда? Во время работы. Все так делают свою халтуру. Иначе чего бы мы здесь сидели и вкалывали на этого лысого жлоба». Иван сначала хотел врезать Леше по физиономии, но что-то внутри его как бы надломилось. Он подумал: «Ну и болото же здесь. Надо уходить»,- повернулся и пошел к своему компьютеру /1, с.149/.

    Т.о. можно подвести некоторый  итог всему вышесказанному. Иван К. талантливый компьютерщик, отличающийся целеустремленностью, напористостью, добросовестным отношением к труду. При этом он обладает достаточными знаниями в области экономики и компьютерной техники. Однако атмосфера, царящая на фирме, угнетает молодого работника, поскольку он не совсем понимает своего предназначения, кроме этого данная работа не позволяет ему в полной мере раскрыть свой потенциал, что в итоге приводит к тому, что недовольство Ивана возрастает, заставляя его покинуть фирму. 
 

Заключение 

    Рассмотрев поставленную проблему, изучив источники и решив поставленные задачи в исследовании, мы пришли к следующим выводам.

       Специфика психических свойств  личности, влияющих на успешность  управленческой деятельности, очевидна.    Менеджер – профессионально подготовленный  руководитель. В качестве важнейших  факторов успеха в деятельности  менеджера, связанных с индивидуальными свойствами личности, являются следующие: желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера; умение работать с людьми, умение общаться, мыслить, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей; гибкость, нестандартность, оригинальность мышления и т.д.    Кроме того, менеджер должен быть проницательным, что поможет спрогнозировать цели и поступки подчиненного и партнера. Настойчивость и умение закончить начатое дело – неотъемлемые качества личности руководителя. Обязательное качество, которым должен обладать менеджер – способность рисковать при условии, что степень риска допустима и базируется на фактах. Противоречивость и разноголосица среди психологов подчеркивает актуальность проблемы выявления необходимых управленческих качеств, благодаря которым обеспечивается эффективность совместной деятельности. В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководители разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. Наиболее часто встречаются следующие: интеллект, инициатива и деловая активность, уверенность в себе и так называемый фактор «геликоптера».

     Иван К. талантливый компьютерщик, отличающийся целеустремленностью,  напористостью, добросовестным отношением к труду, достаточными знаниями в области экономики и компьютерной техники. Атмосфера, царящая на фирме, угнетает молодого работника, не позволяя ему в полной мере раскрыть свой потенциал.

Список  литературы 

  1. Алексеевский  В.С. Введение в российский менеджмент. Калуга, 2001 г., 192 с.;
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002 г., 416 с.;
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2002 г., 288 с.;
  4. Картанова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. М., 1999 г., 220 с.;
  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999 г., 584 с.;
  6. Машков В.Н. Психология управления. Спб., 2002 г., 254 с.;
  7. Морозов А.В. Управленческая психология. М., 2003 г., 288 с.;
  8. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с англ. М., 2000 г., 607 с.;
  9. Психология менеджмента / под ред.Никифорова Г.С., Спб., 2004 г., 639 с.;
  10. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону, 2001 г., 512 с.;
  11. Урбанович А.А. Психология управления. М., 2003;
  12. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. Учебное пособие. М., 2002 г., 332 с.;
  13. Этика и психология менеджмента / под ред. Неймера Ю.Л. Ростов – на – Дону, 2002 г., 384 с.
  14. Г.С. Никифоров. Психологический отбор и подготовка менеджеров//Вестник Санкт-Петербургского Университета.-1993.-№13-с.56

  
 
 
 

Приложение

Рис.1 Профессиограмма  В.М. Шепеля 

Рис.2 Профессиограмма  Л.В. Фаткина 
 
 
 
 
 

 

Рис.3 Профессиограмма  Р.Л. Кричесвского 

 

Рис.4 Профессиограмма  Г.С. Никифорова

Информация о работе Личность менеджера и его роль в деятельности организации