Личность менеджера и его роль в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования: изучение и обоснование проявления психологических особенностей личности в организации. Цель: выявить условия, способствующие проявлению психологических особенностей личности. Объект исследования: психологические особенности личности в менеджменте. Предмет исследования: процесс проявления психологических особенностей личности в менеджменте.
Исходя из общей цели и учитывая состояние разработанной проблемы в психологической науке, в менеджменте и практике управления, нами поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить и исследовать теоретические источники;
2. выявить условия, формирующие личность менеджера в организации;
3. выявить и определить особенности личности менеджера;
4. рассмотреть на конкретном примере проявление особенностей личности менеджера в организации.
В работе использованы методы анализа и синтеза, наблюдение, сопоставление и сравнение, статистические данные. Источниками информации при написании работы послужили работы ведущих менеджеров современности, психологов: Асмолова А.Г., Виханского О.С., Картановой Л.В., Карпова А.В., Машкова В.Н., Морозова А.В., Столяренко Л.Д., Урбановича А.А. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа включает 13 литературных источников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера………………………………………………………………………..5-12
1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты…………………………...5-6
1.2 Психологическая характеристика деятельности менеджера……………….6-8
1.3 Структура личностно-деловых характеристик руководителя…………….8-11
1.4 Психологический портрет современного руководителя…………………11-12
Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя…………………………………………………………………..13-20
2.1 Профессиограмма В.М. Шепеля…………………………………………...13-15
2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина…………………………………………..15-16
2.3 Подход Р.Л. Кричевского………………………………………………….16-20
Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации……………………………………………………………………21-23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………26-27

Работа содержит 1 файл

Личность менеджера и его роль в организации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера………………………………………………………………………..5-12

1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты…………………………...5-6

1.2 Психологическая характеристика деятельности менеджера……………….6-8

1.3 Структура личностно-деловых характеристик руководителя…………….8-11

1.4 Психологический портрет современного руководителя…………………11-12

Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя…………………………………………………………………..13-20

2.1 Профессиограмма  В.М. Шепеля…………………………………………...13-15

2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина…………………………………………..15-16

2.3 Подход Р.Л. Кричевского………………………………………………….16-20

Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации……………………………………………………………………21-23

Заключение………………………………………………………………………24

Список  литературы……………………………………………………………..25

Приложение……………………………………………………………………26-27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В работе с коллективом руководителю  очень важно учитывать не только  профессиональные способности подчиненных, но и психологические особенности, которые оказывают воздействие и влияние как на организационную культуру, так и на отношения с потребителями, клиентами. При отборе персонала (особенно менеджеров) важно учитывать какие профессиональные и личностные качества являются ведущими: компетентность, уверенность в себе, знания людей, организационные и коммуникативные способности, интеллект, состояние здоровья и т.д. Как правило, приоритет при описании профессионально важных качеств успешного руководителя отдается тем из них, которые связаны с умением общаться и управлять людьми, владением методами управления.

    Психологию менеджмента можно  рассматривать как междисциплинарное  научно-практическое направление,  цель которого -  исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной экономики.

    Проблема исследования:  изучение и обоснование проявления психологических особенностей личности в организации. Цель: выявить условия, способствующие проявлению психологических особенностей личности. Объект исследования: психологические особенности личности в менеджменте. Предмет исследования: процесс проявления психологических особенностей личности в менеджменте.

     Исходя из общей цели и учитывая состояние разработанной проблемы в психологической науке, в менеджменте и практике управления, нами поставлены и решены следующие задачи:

  1. изучить и исследовать теоретические источники;
  2. выявить  условия, формирующие личность менеджера в организации;
  3. выявить и определить особенности личности менеджера;
  4. рассмотреть на конкретном примере проявление особенностей личности менеджера в организации.

    В работе использованы методы  анализа и синтеза, наблюдение, сопоставление и сравнение, статистические  данные. Источниками информации при написании работы послужили работы ведущих менеджеров современности, психологов: Асмолова А.Г., Виханского О.С., Картановой Л.В., Карпова А.В., Машкова В.Н., Морозова А.В., Столяренко Л.Д., Урбановича А.А. и др.

     Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа включает 13 литературных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера 

1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты 

   Специфика психических свойств личности, влияющих на успешность управленческой деятельности, очевидна. Управление – это процесс взаимодействия со многими людьми, различающимися личностно, а, значит, неповторимыми.

    Менеджер – профессионально подготовленный  руководитель. Однако, по эффективности руководства менеджеры различны. Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера, связанных с индивидуальными свойствами личности, являются следующие:

  • желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера;
  • умение работать с людьми, умение общаться, мыслить, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей;
  • гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;
  • оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;
  • способность предвидеть будущее развитие событий, интуиция;
  • высокая профессиональная компетентность, специальная управленческая подготовка.

    Методы и способы решения управленческих  задач должны основываться на  реальном учете «человеческих  ресурсов». Менеджер должен быть не просто общительным человеком, а именно контактным, т.е. уметь устанавливать деловые отношения, быть хорошим оратором и собеседником, что определяется развитостью речевых способностей.

    Наиболее подходящим для управленческой деятельности являются люди, обладающие темпераментом сангвиника, холерика или флегматика. Однако и меланхолики также могут быть хорошими менеджерами при развитости определенных черт характера, которые   маскируют недостатки темперамента.

     Чертами характера, необходимыми для профессии менеджера, являются: доминантность (умение влиять на подчиненных), общительность, самостоятельность, независимость в принятии решений, гуманизм, уверенность, решительность, настойчивость, выдержанность, трудолюбие, дисциплинированность,  инициативность, творчество, скромность. В то же время руководитель должен знать, какие черты характера свойственны его подчиненным и соответственно этому организовывать работу и распределять обязанности.

    Кроме того, менеджер должен быть проницательным, что поможет спрогнозировать цели и поступки подчиненного и партнера. Настойчивость и умение закончить начатое дело – неотъемлемые качества личности руководителя.

    Обязательное качество, которым  должен обладать менеджер –  способность рисковать при условии, что степень риска допустима и базируется на фактах. /11/ 

1.2 Психологическая  характеристика деятельности  менеджера 

    Психологическая характеристика деятельности менеджера предопределяется ее следующими специфическими особенностями:

  1. большим разнообразием содержания профессиональной активности, в то время как возможности овладеть различными видами деятельности у одного человека ограничены;
  2. повышенной ответственностью за состояние ресурсов и результаты деятельности (за себя, других, за дело в целом, состояние техники, за принятие решения);
  3. творческим характером работы при обычном дефиците информации, времени и средств;
  4. особой ролью коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность протекает посредством общения, работы с людьми;
  5. высокой общей нервно-психической напряженностью.

    Так, если исходить из того, что существует сам феномен  личности руководителя, а, следовательно,  и некая соответствующая ему  психологическая структура ( психологическую  структуру личности составляют отдельные элементы – психологические свойства и особенности, которые называются «чертами личности». Их огромное количество /1, с.32/), то необходимо рассматривать целый комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; так называемый «практический» интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные характеристики.

    Качествами, которые противопоказаны менеджеру, являются повышенная чувствительность (сенситивность), которая плохо корректируется, высокая неуравновешенность и тревожность.

    Ядром психологической структуры  личности менеджера являются, безусловно, организаторские способности, анализ которых все еще является проблемной областью психологии менеджмента. Тем не менее специалисты (школа профессора Уманского) выделяют здесь три основные подструктуры:

  1. Организационная проницательность. В обыденном языке она определяется как «чутье» менеджера, включающее: психологическую избирательность (внимание к тонкостям взаимоотношений, способность поставить себя на место другого); практическую направленность интеллекта (прагматическую ориентацию менеджера использовать данные о психологическом состоянии коллектива на решение практических задач); психологический такт (т.е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);
  2. Эмоционально-волевая действенность. Это тот самый гипнотизм «влиятельности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Она складывается из таких факторов, как: энергичность, способность «заражать» и заряжать подчиненных своими желаниями, устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; требовательность, способность добиваться «своего» при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным; критичность, способность обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности исполнителей.
  3. Склонность к организаторской деятельности. Она включает: готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью; самочувствие в процессе организационной деятельности, т.е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.

    От степени развитости перечисленных  психологических структур зависит психологический тип менеджера и естественно, его индивидуальный стиль руководства. /9, с. 299-300/ 
 

1.3 Структура личностно-деловых  характеристик руководителя 

    Совокупность личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

  • Профессиональные качества

    - компетентность  в соответствующей и смежных  профессиях на основе высокого  уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;

    - постоянное  стремление к самосовершенствованию,  приобретению новых знаний;

    - поиск  и внедрение новых форм и  методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;

    - умение действовать по плану.

  • Личностные качества

    - высокие  этические нормы;

    - физическая  и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия  стресса;

    - высокая  внутренняя и внешняя культура;

    формула «три Д» - доступность, доброжелательность, добропорядочность;

    - эмпатичность, рефлексивность;

    - визуальная  привлекательность.

  • Деловые качества

    - умение  организовывать деятельность и  выполнять основные функции управления;

    - здоровое  честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при  любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права;

    - коммуникабельность, обаятельность, умение получить  кредит доверия, убедить и повести  за собой;

    - креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;

    - самообладание,  самоконтроль, планирование рабочего  времени, управление взаимоотношениями  с окружающими;

Информация о работе Личность менеджера и его роль в деятельности организации