Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:20, курсовая работа
Проблема исследования: изучение и обоснование проявления психологических особенностей личности в организации. Цель: выявить условия, способствующие проявлению психологических особенностей личности. Объект исследования: психологические особенности личности в менеджменте. Предмет исследования: процесс проявления психологических особенностей личности в менеджменте.
Исходя из общей цели и учитывая состояние разработанной проблемы в психологической науке, в менеджменте и практике управления, нами поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить и исследовать теоретические источники;
2. выявить условия, формирующие личность менеджера в организации;
3. выявить и определить особенности личности менеджера;
4. рассмотреть на конкретном примере проявление особенностей личности менеджера в организации.
В работе использованы методы анализа и синтеза, наблюдение, сопоставление и сравнение, статистические данные. Источниками информации при написании работы послужили работы ведущих менеджеров современности, психологов: Асмолова А.Г., Виханского О.С., Картановой Л.В., Карпова А.В., Машкова В.Н., Морозова А.В., Столяренко Л.Д., Урбановича А.А. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа включает 13 литературных источников.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера………………………………………………………………………..5-12
1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты…………………………...5-6
1.2 Психологическая характеристика деятельности менеджера……………….6-8
1.3 Структура личностно-деловых характеристик руководителя…………….8-11
1.4 Психологический портрет современного руководителя…………………11-12
Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя…………………………………………………………………..13-20
2.1 Профессиограмма В.М. Шепеля…………………………………………...13-15
2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина…………………………………………..15-16
2.3 Подход Р.Л. Кричевского………………………………………………….16-20
Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации……………………………………………………………………21-23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………26-27
- стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.
Профессиональные и личностные качества, присущие руководителю, мало чем отличаются от качеств других работников. Однако существуют качества, без которых руководитель не может выступать в роли человека-организатора и руководителя социальной структуры. В.М. Шепель определяет их как гражданское и профессиональное мировоззрение.
Гражданское мировоззрение руководителя включает в себя следующие компоненты:
Профессиональное мировоззрение руководителя включает следующие постулаты:
1.4
Психологический
портрет современного
руководителя
Современное научное
Биографические характеристики. Одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования руководителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие «психологический возраст». Исследования возрастных особенностей руководителей, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать возраст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное. Например в Японии, средний возраст президентов компаний составляет 63,5 года; в Америке – 59 лет. Оптимальные сроки вступления в должность менеджера – от 30 до 50 лет и более.
Способности. Под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего общения и воспитания).
Личностные черты. К основным чертам личности можно отнести: способность доминировать (умение влиять на подчиненных); уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; стремление к победе (достижению цели); креативность (способность к творческому решению задач); ответственность; предприимчивость; независимость; надежность; общительность.
Черты личности руководителя
следует отличать от понятия
черты характера личности. Не
все черты личности являются
чертами характера /6/.
Глава
II. Подходы к определению
профессионально важных
качеств руководителя
2.1
Профессиограмма
В.М. Шепеля
Противоречивость и
Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ученые У. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых были следующие:
Но самыми важными качествами были признаны первые два.
Признавая многообразие научно-
В профессиограмме
Второй блок включает
К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Ведь не секрет, что есть руководители, которые общепризнанны как профессионально компетентные организаторы, однако они не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий. Другой пример. Не все руководители умеют быстро «впитаться» в коллектив, расположить людей к откровенности, считаться с их точкой зрения. Некоторые из них безаппеляционны в своих рассуждениях. Все это ясно свидетельствует, что этим руководителям не хватает психолого-педагогических качеств.
Какие же качества В.М. Шепель относит к психолого-педагогическим? Прежде всего это:
Наличие специфических личностно-деловых
качеств и создает неповторимый имидж
руководителя, эффект его личного обаяния
/10, с. 52/.
2.2
Профессиограмма Л.В.
Фаткина
Профессиограмма руководителя, предложенная
Л.В. Фаткиным, предусматривает системно-
2.3
Подход Р.Л. Кричевского
При явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удачным нужно признать подход Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:
Да, действительно, мы с Иваном Павловичем Камерой стояли во весь рост, на виду у всех, сознавая, что только этим можно спасти положение.
Солдатские голоса и наша
Информация о работе Личность менеджера и его роль в деятельности организации