Личность менеджера и его роль в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования: изучение и обоснование проявления психологических особенностей личности в организации. Цель: выявить условия, способствующие проявлению психологических особенностей личности. Объект исследования: психологические особенности личности в менеджменте. Предмет исследования: процесс проявления психологических особенностей личности в менеджменте.
Исходя из общей цели и учитывая состояние разработанной проблемы в психологической науке, в менеджменте и практике управления, нами поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить и исследовать теоретические источники;
2. выявить условия, формирующие личность менеджера в организации;
3. выявить и определить особенности личности менеджера;
4. рассмотреть на конкретном примере проявление особенностей личности менеджера в организации.
В работе использованы методы анализа и синтеза, наблюдение, сопоставление и сравнение, статистические данные. Источниками информации при написании работы послужили работы ведущих менеджеров современности, психологов: Асмолова А.Г., Виханского О.С., Картановой Л.В., Карпова А.В., Машкова В.Н., Морозова А.В., Столяренко Л.Д., Урбановича А.А. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа включает 13 литературных источников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера………………………………………………………………………..5-12
1.1 Личность менеджера и ее отличительные черты…………………………...5-6
1.2 Психологическая характеристика деятельности менеджера……………….6-8
1.3 Структура личностно-деловых характеристик руководителя…………….8-11
1.4 Психологический портрет современного руководителя…………………11-12
Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя…………………………………………………………………..13-20
2.1 Профессиограмма В.М. Шепеля…………………………………………...13-15
2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина…………………………………………..15-16
2.3 Подход Р.Л. Кричевского………………………………………………….16-20
Глава III. Пример проявления особенностей личности менеджера в организации……………………………………………………………………21-23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………26-27

Работа содержит 1 файл

Личность менеджера и его роль в организации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    - стремление  к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.

    Профессиональные и личностные  качества, присущие руководителю, мало  чем отличаются от качеств  других работников. Однако существуют  качества, без которых руководитель  не может выступать в роли человека-организатора и руководителя социальной структуры. В.М. Шепель определяет их как гражданское и профессиональное мировоззрение.

    Гражданское мировоззрение руководителя включает в себя следующие компоненты:

  • признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;
  • бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;
  • неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;
  • законопочитание и законопослушность, уважительное отношение к правопорядку;
  • постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;
  • стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.

    Профессиональное мировоззрение руководителя включает следующие постулаты:

  • личное достоинство каждого неприкосновенно;
  • постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы;
  • главное в общении – завоевать доверие людей;
  • справедливость и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности;
  • умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства;
  • личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования – свидетельство ресурсной перспективности руководителя /1, с. 14 – 115/.
 
 
 
 

1.4 Психологический  портрет современного  руководителя 

    Современное научное представление,  основанное на исследованиях  зарубежных и отечественных ученых  – психологов, в обобщенный портрет руководителя включает:

  • биографические характеристики;
  • способности;
  • личностные черты.

    Биографические характеристики. Одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования руководителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие «психологический возраст». Исследования возрастных особенностей руководителей, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать возраст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное. Например в Японии, средний возраст президентов компаний составляет 63,5 года; в Америке – 59 лет. Оптимальные сроки вступления в должность менеджера – от 30 до 50 лет и более.

    Способности. Под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего общения и воспитания).

    Личностные черты. К основным чертам личности можно отнести: способность доминировать (умение влиять на подчиненных); уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; стремление к победе (достижению цели); креативность (способность к творческому решению задач); ответственность; предприимчивость; независимость; надежность; общительность.

    Черты личности руководителя  следует отличать от понятия  черты характера личности. Не  все черты личности являются  чертами характера /6/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя 

2.1 Профессиограмма  В.М. Шепеля  

    Противоречивость и разноголосица  среди психологов подчеркивает  актуальность проблемы выявления  необходимых управленческих качеств,  благодаря которым обеспечивается  эффективность совместной деятельности. В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководители разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. Наиболее часто встречаются следующие:

  • интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
  • инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
  • уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • так называемый фактор «геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте /10, с. 49/.

    Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ученые У. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых были следующие:

  • умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд полномочий;
  • готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
  • активность (жизненная и управленческая);
  • приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
  • умение при необходимости менять стиль управления;
  • семейная поддержка.

    Но самыми важными качествами  были признаны первые два.

    Признавая многообразие научно-практических  подходов к решению этой проблемы, остановимся на двух отечественных моделях профессиограмм руководителя (под профессиограммой мы понимаем систему требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку) /10, с. 51/. 

    В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам относят:

  • незаурядный интеллект;
  • фундаментальные знания;
  • достаточный опыт.

    Второй блок включает следующие  конкретные качества:

  • идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
  • организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

    К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Ведь не секрет, что есть руководители, которые общепризнанны как профессионально компетентные организаторы, однако они не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий. Другой пример. Не все руководители умеют быстро «впитаться» в коллектив, расположить людей к откровенности, считаться с их точкой зрения. Некоторые из них безаппеляционны в своих рассуждениях. Все это ясно свидетельствует, что этим руководителям не хватает психолого-педагогических качеств.

    Какие же качества В.М. Шепель  относит к психолого-педагогическим? Прежде всего это:

  • коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • эмпатичность – умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • способность к психоанализу, т.е. самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • стрессоустойчивость, т.е. физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
  • красноречивость – умение в совершенстве владеть своим словом, т.е. умение внушать и убеждать словом;
  • визуальность – внешняя привлекательность личности.

    Наличие специфических личностно-деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния /10, с. 52/. 

2.2 Профессиограмма Л.В. Фаткина 

    Профессиограмма руководителя, предложенная  Л.В. Фаткиным, предусматривает системно-факторный  подход. По мнению автора, до сих  пор общий фактор – единая  организаторская способность, от  которого зависит успех деятельности руководителя не установлен. Поэтому приходится искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:

  • адаптационная мобильность – фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах – ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений. Другими словами, адаптационная мобильность – это умение быстро находить свое место в том или ином коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;
  • эмоциональное и деловое лидерство как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при решении большинства проблемных ситуаций;
  • способность к интеграции социальных функций (ролей) – фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта;
  • контактность – способность к установлению позитивных социальных контактов;
  • стрессоустойчивость в широком смысле слова, т.е. интеллектуальная, волевая, эмоциональная стрессоустойчивость. Управленческий труд отличает напряженное творчество, предъявляющее большие требования к волевым и эмоциональным регуляторным механизмам человеческой психики. Стремление облегчить процесс принятия решения приводит к выработке стереотипов мышления, т.е. к своеобразным заученным алгоритмам мышления /10, с. 53/.
 
 

2.3 Подход Р.Л. Кричевского 

     При явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удачным нужно признать подход Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

  • высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом – основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения заданий подчиненными;
  • ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоящее время весьма актуальными направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотношений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изучение и внедрение передового зарубежного опыта;
  • уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности менеджера во многом определяется именно этой чертой. Ее проявление находит живой отклик у подчиненных. Почему? Во-первых, потому что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настрой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Полководец ВОВ К.К. Рокоссовский описывал в мемуарах такой эпизод своей боевой биографии. В июле 1941 г. в ходе тяжелых оборонительных боев»пехотинцы не выдержали, дрогнули. Сначала побежали к лесу одиночки, затем целые группы. Трудно и больно было смотреть на них…Но вот из толпы бегущих раздались громкие голоса самих же солдат: -Стой! Куда бежишь? Назад!.. Не видишь – генералы стоят… Назад!..

    Да, действительно, мы с Иваном Павловичем Камерой стояли во весь рост, на виду у всех, сознавая, что только этим можно спасти положение.

    Солдатские голоса и наша выдержка  оказали воздействие. Отступавшие  вернулись на свои места и дружным огнем заставили залечь пехоту противника.»

Информация о работе Личность менеджера и его роль в деятельности организации