Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курс лекций

Описание работы

Введение в менеджмент
Понятие управления и менеджмента
Менеджер как сотрудник организации
Основные школы в теории менеджмента

Работа содержит 1 файл

Менеджмент 1 семестр.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

Траст – передача имущества в собственность для управления им с целью получения выгоды 3ему лицу – выгодополучателю или бенефициату. 

Основные  школы менеджмента

    1. Административная менеджмента (классическая школа). Основоположник – Анри Файоль.

Основные  разработки:

    1. Выделение типичных функций управления;
    2. Выделение типичных обязанностей администрации;
    3. Выделение функций администрации по видам деятельности.
 
    1. Доктрина человеческих отношений. Рассматривала организацию с точки зрения удовлетворения потребностей сотрудников.

Основные  положения:

    1. Психологический фактор – основной для повышения эффективности деятельности организации;
    2. Жёсткая иерархия не совместима с природой человека;
    3. Необходимо сотрудничество рабочих и администрации (рабочие должны иметь право участвовать в принятии решений и критиковать деятельность и действия администрации);
    4. Децентрализация и делегирование полномочий в средствах повышения эффективности деятельности организации;
    5. Согласование целей является необходимым фактором в деятельности любой организации;
    6. Решение проблем работника – дело его начальника;
    7. Основное внимание в менеджменте должно быть обращено на людей, а не на продукцию или технологию.
 
    1. Эмпирическая школа менеджмента. Особенность – рассматривали менеджмент как искусство; прагматическая интерпретация – с точки зрения максимизации прибыли.

Основные  положения:

  1. Основным фактором оптимизации деятельности организации является перенятие передового опыта с учетом собственной спецификации (без шаблона);
  2. Необходимо уделять равноценное внимание как человеческому, так и технологическому фактору.
 

    4. Школа социальных систем.

Основные  положения:

  1. Организация рассматривалась как система;
  2. Главное – цель (интегрирующий фактор);
  3. Организация объединена связующими процессами – поддержание коммуникаций и принятие решений.

Основной  вклад в теорию менеджмента:

  1. Выделены общесистемные признаки организации – сохранение равновесия; самоуправляемость системы; стремление к достижению заранее запланированного результата; взаимодействие  внешней средой; коммуникационность.
  2. Разработана теория восприятия власти и обратного воздействия управляемой системы на субъект управления.
  3. Разработана концепция ограниченной рациональности индивида.
  4. Бихевиористское направление. Рассматривало потребности индивида с точки зрения согласования интересов организации и работников (базируется на основе исследования бихевиористской науки).
 

Тема 3.

Методы  исследования внешней  и внутренней среды  организации

Внутренняя  среда – факторы, находящиеся в организации. Организация может изменять их по своему усмотрению в той или иной мере.

Внешняя среда – факторы, находящиеся вне организации и оказывающие на неё прямое или косвенное воздействие.

Факторы внешней среды.

  1. Ближнее окружение организации (микросреда) оказывает на организацию воздействие и организация тоже оказывает влияние (взаимозависимость).

    А. рынок рабочей  силы

    Б. конкуренты

    В. поставщики

    Г. потребители 

Существует множество  способов исследования. Наиболее распространенный – метод Портера. Он основан на исследовании условий конкуренции в отрасли за счёт изучения основных сил конкуренции. 5 типов:

  1. Влияние на фирмы-конкуренты
  2. Вероятность появления новых конкурентов
  3. Вероятность появления товаров-заменителей
  4. Влияние на фирмы поставщиков
  5. Влияние на фирмы потребителей
 
  1. Макроэкономические  факторы. Факторы, оказывающие на организацию влияние, но организация не может оказывать влияние (макроокружение)

    А. экономические факторы

    1. ставка рефинансирования

    2. стабильность  рубля

    3. экономический  рост в стране в целом

    4. уровень налогообложения 

    Б. политические факторы

    1. политическая  стабильность в РФ или мире

    2. политическая  поддержка задач развития региона  и страны

    3. политические  представители власти в регионе 

    В. правовое регулирование

    1. законодательная  база

    2. полнота законодательных актов

    3. антимонопольное  регулирование экономики

    4. права потребителей 

    Г. социальные факторы

    1. демографическая  ситуация

    2. уровень безработицы

    3. уровень доходов  населения 

    Д. технологические  факторы

    1. разработки  новых технологий

    2. разработки  новых материалов

    3. разработки  новых продуктов – ноухау 

    Е. экологические факторы

    1. степень  загрязнения окр. среды

    2. экологические  требования процессов производства

    3. экологические  изменения в регионе 

    Ё. внешнеэкономические  факторы

    1. закон  поддержки внешнеэкономической  деятельности

    2. инвестиционная  привлекательность региона

    3. колебания  валютных курсов

    4. таможенное  регулирование

Метод анализа факторов макроуровня PEST-анализ (политические, экономические, социальные, .технологические).

Факторы + -
     
 

SWOT-анализ – наиболее распространенный метод исследования внутренних и внешних факторов предприятия. Технически сводится к дополнению четырех квадратов.

Сильные стороны Слабые стороны
Внешние возможности Внешние угрозы

Состоит из 2х этапов.  На 1ом этапе заполняются внешние  возможности и угрозы – связана с исследованием внешней среды организации. На 2ом этапе заполняются сильные и слабые стороны организации. Эта часть связана с исследованием внутренних факторов организации. Причем результаты на 2ом этапе желательно связать с результатами, полученными на 1ом этапе.

SWOT - матрица целевого состояния организации строится на основе перекрестного сопоставления сильных и слабых сторон организации с внешними возможностями и угрозами. При построении SWOT-матрицы переход к целевому состоянию организации осуществляется:

  1. На основе использования сильных сторон организации и внешних возможностей для устранения слабых сторон
  2. В результате использования внешних возможностей и сильных сторон организации для нейтрализации внешних угроз

Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния: 

  S W
O SO WO
T ST WT

SO- сильные стороны и внешние возможности. Разрабатываются стратегические действия по использованию сильных сторон фирмы, чтобы получить отдачу от возможностей, появляющихся во внешней среде.

WO- слабые стороны и внешние возможности. Стратегические действия разрабатываются таким образом, чтобы за счет внешних возможностей преодолеть или минимизировать слабые стороны фирмы.

ST – сильные стороны и внешние угрозы. Стратегические действия предусматривают использование сильных сторон организации для устранения внешних угроз.

WT – слабые стороны и внешние угрозы. Предусматриваются стратегически действия, которые позволят … нейтрализовать или минимизировать слабые стороны и внешние угрозы. Есть стратегические действия, направленные на устранение слабых сторон для того, чтобы минимизировать отрицательное воздействие внешних опасностей и угроз. 

Видение, миссия, цель, стратегия  их сущность и назначение

Видение – идеальное желаемое состояние организации в неопределенном будущем, возможное при наилучших, наиблагоприятнейших условиях.

Назначение:

  1. На основе видения формируется миссия, а затем и главная стратегическая цель организации.
  2. Видение придает смысл труду, помогает создать мотивацию.
  3. Помогает согласовать интересы участников и соучастников организации.

Миссия  – существуют 2 смысла – философский и хозяйственный.

Миссия  – смысл существования организации, её основная общая цель, то, что организация несет в себе обществу. Формируется исходя из повышения социальной роли организации. При этом миссия часто называется концепцией бизнеса или корпоративной миссией.

Назначение:

  1. Миссия является надежным элементом идеологической базы организации.
  2. Создает информированность сотрудников о путях развития организации.
  3. Миссия помогает труду создать мотивацию.
  4. Помогает согласовать интересы бизнес партнеров.
  5. На основе миссии формируется главная стратегическая цель организации.
  6. Миссия помогает подобрать бизнес команду по интересам, для достижения поставленных целей.

Главная стратегическая цель организации – определенное желаемое состояние организации в определенном будущем. Каждой цели организации соответствуют качественные, количественные и временные критерии.

Главная стратегическая цель организации разрабатывается  на основе миссии и её главное отличие (основное) от миссии – это то, что она имеет четко обозначенный критерий, по которому судят о степени её достижения. По критериям судят о степени достижения всех поставленных целей.

На основе главной  стратегической цели строится дерево целей организации.

Правила построения дерева целей  организации:

  1. Дерево целей – это результат декомпозиции главной (генеральной) цели организации .
  2. Каждая цель дезагрегируется на минимум две от цели более низшего уровня. Дезагрегирование – процесс разделения целого на составляющие.
  3. Рекомендуется строить не более 5 уровней.
  4. Каждый уровень имеет своё название. 1ый уровень – главная цель.

    2ой уровень  – цель-условие. 3ий уровень –  цели плана. 4ый уровень – цели  программы. 5ый уровень – цели  – конкретные мероприятия.

  1. Цели должны соответствовать следующим  требованиям:

    А. реалистичность (достижимость)

    Б. сопоставимость – цели не должны противоречить  друг другу

    В. конкретность

    Г. срочность

    Д. ясность и  понятность

    Е. измеримость

    Ё. корректируемость

    Ж. законность

Дерево целей может  строиться как в разрезе отдельных  направлений деятельности (товарное или продуктовое дерево целей). Также  может строиться в разрезе  отдельных функциональных направлений  деятельности организации (функциональное дерево целей).

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"