Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курс лекций
Введение в менеджмент
Понятие управления и менеджмента
Менеджер как сотрудник организации
Основные школы в теории менеджмента
Траст – передача
имущества в собственность для управления
им с целью получения выгоды 3ему лицу
– выгодополучателю или бенефициату.
Основные школы менеджмента
Основные разработки:
Основные положения:
Основные положения:
4. Школа социальных систем.
Основные положения:
Основной вклад в теорию менеджмента:
Тема 3.
Методы исследования внешней и внутренней среды организации
Внутренняя среда – факторы, находящиеся в организации. Организация может изменять их по своему усмотрению в той или иной мере.
Внешняя среда – факторы, находящиеся вне организации и оказывающие на неё прямое или косвенное воздействие.
Факторы внешней среды.
А. рынок рабочей силы
Б. конкуренты
В. поставщики
Г. потребители
Существует множество способов исследования. Наиболее распространенный – метод Портера. Он основан на исследовании условий конкуренции в отрасли за счёт изучения основных сил конкуренции. 5 типов:
А. экономические факторы
1. ставка рефинансирования
2. стабильность рубля
3. экономический рост в стране в целом
4. уровень налогообложения
Б. политические факторы
1. политическая стабильность в РФ или мире
2. политическая
поддержка задач развития
3. политические
представители власти в регионе
В. правовое регулирование
1. законодательная база
2. полнота законодательных актов
3. антимонопольное регулирование экономики
4. права потребителей
Г. социальные факторы
1. демографическая ситуация
2. уровень безработицы
3. уровень доходов
населения
Д. технологические факторы
1. разработки новых технологий
2. разработки новых материалов
3. разработки
новых продуктов – ноухау
Е. экологические факторы
1. степень загрязнения окр. среды
2. экологические
требования процессов
3. экологические
изменения в регионе
Ё. внешнеэкономические факторы
1. закон поддержки внешнеэкономической деятельности
2. инвестиционная привлекательность региона
3. колебания валютных курсов
4. таможенное регулирование
Метод анализа факторов макроуровня PEST-анализ (политические, экономические, социальные, .технологические).
Факторы | + | - |
SWOT-анализ – наиболее распространенный метод исследования внутренних и внешних факторов предприятия. Технически сводится к дополнению четырех квадратов.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние возможности | Внешние угрозы |
Состоит из 2х этапов. На 1ом этапе заполняются внешние возможности и угрозы – связана с исследованием внешней среды организации. На 2ом этапе заполняются сильные и слабые стороны организации. Эта часть связана с исследованием внутренних факторов организации. Причем результаты на 2ом этапе желательно связать с результатами, полученными на 1ом этапе.
SWOT - матрица целевого состояния организации строится на основе перекрестного сопоставления сильных и слабых сторон организации с внешними возможностями и угрозами. При построении SWOT-матрицы переход к целевому состоянию организации осуществляется:
Структура SWOT-матрицы
для определения целевого состояния:
S | W | |
O | SO | WO |
T | ST | WT |
SO- сильные стороны и внешние возможности. Разрабатываются стратегические действия по использованию сильных сторон фирмы, чтобы получить отдачу от возможностей, появляющихся во внешней среде.
WO- слабые стороны и внешние возможности. Стратегические действия разрабатываются таким образом, чтобы за счет внешних возможностей преодолеть или минимизировать слабые стороны фирмы.
ST – сильные стороны и внешние угрозы. Стратегические действия предусматривают использование сильных сторон организации для устранения внешних угроз.
WT – слабые стороны
и внешние угрозы. Предусматриваются стратегически
действия, которые позволят … нейтрализовать
или минимизировать слабые стороны и внешние
угрозы. Есть стратегические действия,
направленные на устранение слабых сторон
для того, чтобы минимизировать отрицательное
воздействие внешних опасностей и угроз.
Видение, миссия, цель, стратегия их сущность и назначение
Видение – идеальное желаемое состояние организации в неопределенном будущем, возможное при наилучших, наиблагоприятнейших условиях.
Назначение:
Миссия – существуют 2 смысла – философский и хозяйственный.
Миссия – смысл существования организации, её основная общая цель, то, что организация несет в себе обществу. Формируется исходя из повышения социальной роли организации. При этом миссия часто называется концепцией бизнеса или корпоративной миссией.
Назначение:
Главная стратегическая цель организации – определенное желаемое состояние организации в определенном будущем. Каждой цели организации соответствуют качественные, количественные и временные критерии.
Главная стратегическая цель организации разрабатывается на основе миссии и её главное отличие (основное) от миссии – это то, что она имеет четко обозначенный критерий, по которому судят о степени её достижения. По критериям судят о степени достижения всех поставленных целей.
На основе главной стратегической цели строится дерево целей организации.
Правила построения дерева целей организации:
2ой уровень – цель-условие. 3ий уровень – цели плана. 4ый уровень – цели программы. 5ый уровень – цели – конкретные мероприятия.
А. реалистичность (достижимость)
Б. сопоставимость – цели не должны противоречить друг другу
В. конкретность
Г. срочность
Д. ясность и понятность
Е. измеримость
Ё. корректируемость
Ж. законность
Дерево целей может
строиться как в разрезе