Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курс лекций

Описание работы

Введение в менеджмент
Понятие управления и менеджмента
Менеджер как сотрудник организации
Основные школы в теории менеджмента

Работа содержит 1 файл

Менеджмент 1 семестр.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

Менеджмент  1 семестр

Зачёт. Румянцева  Татьяна Валерьевна. Управление и  планирование соц.-эк. процессами ауд. 372. Лекция 1.

Введение  в менеджмент

Понятие управления и менеджмента

Понятия менеджмент и управление не равнозначны.

Управление –  функция организованных систем различной  природы – биологических, технических, социально-экономических – обеспечивающая:

  1. Сохранение их определенной структуры;
  2. Поддержание установленного режима деятельности;
  3. Реализацию явной или потенциально заданной программы этой деятельности, т.е. достижение цели.

Менеджмент –  регулярное субъективное воздействие  на соц.-эк. систему в целях достижения заранее запланированного результата. Т.е. менеджмент – частный случай управления. Менеджмент – это всегда воздействие на людей.

Административный  менеджмент. 3 вида задач и работ  административного менеджмента

В начале 20 века Анри Файоль – основоположник менеджмента – выделил 6 функций менеджмента:

  1. Техническая – производственный менеджмент
  2. Коммерческая – маркетинговая функция
  3. Финансовая
  4. Обеспечение безопасности
  5. Учётная – учёт, анализ, контроль
  6. Административная функция является сквозной в системе менеджмента организации. При реализации каждой из предыдущих 5 функций менеджмента нужно осуществить конкретный стандартный ряд задач и работ. Эти задачи и работы выполняются в рамках реализации административной функции.
 

    Задачи и работы административного менеджмента: 

    1. Цикл управления – регулярно повторяющиеся в  практике менеджмента задачи и работы – исследование окр. среды, внутр. потенциала организации, определение миссии, определение главных стратегических целей организации, постановка целей, задач, координация деятельности, в т.ч. обеспечение коммуникаций – учет, анализ, контроль и корректировка полученных результатов.
    2. Организационные задачи и работы – такие задачи и работы, необходимых осуществления которых возникает в ответ на существенные изменения во внешней среде. Реализация данных задач и работ является средством стабилизации деятельности организации. Реструктуризация персонала, обучение старого персонала.
    3. Задачи и работы стимулирования –  организация свободного времени персонала, оптимизация поощрительного фонда, стимулирование партнёров и поставщиков.
 

    Лекция 2.

    Менеджер  как сотрудник организации

    Менеджер –  лицо, нанимаемое за определенную плату  для выполнения управленческих функций. Менеджер – наемный работник.

    Собственники предприятий  часто выполняют управленческие функции, как правило, функции контроля, но при этом не являются менеджерами (не получают з/п). В случае, когда собственники являются и менеджерами, то они фактически нанимают сами себя.

    Генеральные директоры, замы, начальники управлений являются менеджерами.

    Отличительные черты менеджеров от сотрудников организации (свойственны менеджерам,  находящимся на всех уровнях организации):

    1. Право и обязанность работать с информацией;
    2. Право и обязанность принимать управленческие решения от имени организации в меру своей компетенции и полномочий;
    3. Ответственность за принятое решение и за их реализацию.
 

      Трёхуровневая иерархия менеджеров

    1. Низший уровень управления (низшее звено управления) – менеджеры, непосредственно выполняющие на местах планы и программы, принятые на более высоких уровнях управления. Несут ответственность за выполнение конкретных задач и работ.

      Пример – бригадир на заводе, менеджер по работе с клиентами, старшая горничная, менеджер по продажам.

    1. Средний уровень управления (среднее звено управления) – передаточный (связующий) между высшим и низшим уровнями управления. Доводят до сведения менеджеров низшего звена планы и программы, принятые на высших уровнях управления; докладывают о выполненной работе (полученных результатах) высшему звену, обеспечивая обратную связь. Несут ответственность за реализацию конкретных функциональных направлений, планов, программ и проектов.

      Пример – финансовый директор, начальник коммерческого отдела, департамента, начальник отдела управления персоналом, руководитель проекта.

    1. Высший уровень управления (высшее звено управления)– топ-менеджеры, разрабатывают главную стратегическую цель организации, видение, миссию. Несут ответственность за деятельность всей организации в целом.
 

      Функции ведения  переговоров и заключения сделок относятся к функциям всех уровней  управления. 
       

Тема 2.

      Основные  школы в теории менеджмента

  1. Школа научного менеджмента

Основоположники  - Тейлор, Форд, Френк и Лимия Гилберт, Генри Грант.

В книге Тейлора  «Принципы научного управления», вышедшей в 1911 году изложены 4 основные черты  научной организации управления:

  1. Администрация берёт на себя разработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные методы.
  2. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает каждого отдельного рабочего.
  3. Администрация осуществляет сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам.
  4. Устанавливается распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.

Генри Форд

Основные разработки:

  1. Создание научного фундамента работы, т.е. проведение научного исследования каждого вида деятельности на основе фотографий рабочего дня, хронометража, что помогло ускорить производство, снижая издержки.
  2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
  3. Сотрудничество рабочих и администрацией в деле практического внедрения научной организации труда.
  4. Равномерное и справедливое распределение труда и ответственности между рабочими и менеджерами.
  5. Определение научных принципов эффективности организации.
  6. Построение жестких и иерархических систем управления.
  7. Разделение труда в управлении.
  8. Организация четко дифференцированного материального стимулирования работников.
  9. Использование математических способов исчисления себестоимости продукции.
  10. Построение систем календарного планирования.

Ввёл дифференциацию з/п. Также ввёл жесткую систему  штрафов за прогулы, опоздания. Ввёл систему моральной адаптации сотрудников к условиям производства.  Уменьшил рабочий день до 12 часов; ввёл место для приёма пищи и определённое время для питания. Строились детсады, школы для рабочих. Стремление получить максимальную прибыль (увеличение эффективности предприятия) – вот что было целью всей политики Форда.

Но затем была выпущена бракованная партия, авторитет  упал; затем опять его завоевали.

  1. Административная школа менеджмента
 
 

Контрольная по основным школам менеджмента на 45 минут.

Аутсорсинг - (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. 

Выгоды  от использования  аутсорсинга

Аутсорсинг позволяет  компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.

Выгоды:

  • снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:
    • сокращение и контроль издержек (как правило, дешевле, чем зарплата штатной единице)
    • экономия на налогах на зарплату штатной единице (иногда)
    • освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект)
  • увеличение качества получаемых продуктов или услуг:
    • фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя — здесь также возможен синергетический эффект)
    • использование специализированного оборудования, знаний, технологий
  • снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса:
    • использование конкуренции на рынке исполнителя
    • сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих)
    • разделение и частичная передача другой компании рисков
  • дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) — повышение инвестиционной привлекательности фирмы

Недостатки

При использовании  аутсорсинга в России проявлялись  следующие его недостатки:

  • уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании — аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне,
  • недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание,
  • наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия
  • увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями (особенно проявляется в телекоммуникациях).

Также существуют общие  проблемы

  • Незнание национальной культуры (при переводе call-центров за границу)
  • Неработоспособность в организациях с низким уровнем зрелости (из-за отсутствия прописанных и понятных бизнес-процессов)
  • Недостаточный уровень подбора кадровыми агентствами, где HR менеджеры часто способны подбирать неквалифицированную рабочую силу, но часто не способны оценить квалификацию соискателя на место «синего воротничка»
  • Большая текучесть персонала
  • Штатный сотрудник (за счёт рабочего общения с коллегами) способен своевременно выявлять некоторые ошибки (как ошибка в получателе корреспонденции), а иногда проинформировать клиента о новинках, при том что внештатный обычно выявляет только «шаблонные» ошибки, которые являются менее критичными.

Аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.

Компания-аутстаффер предоставляет сотрудников требуемой квалификации и несет ответственность за качество выполняемых персоналом услуг, если качество клиента не устраивает, персонал будет заменен на другой требуемой квалификации.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"