Лекции по "Менеджменту организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 10:58, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Менеджмент организации".

Содержание

Раздел 1. Основы менеджмента. 2
Тема 1. Сущность и основные понятия менеджмента. 2
Тема 2. Эволюция науки и практика управления. 4
Тема 3. Сущность менеджмента. 5
Тема 4. Процессы управления. 7
Тема 5. Организационное поведение. 10
Тема 6. Управление персоналом. 14
Раздел 2. Производственный (операционный) менеджмент. 17
Тема.7. Отраслевые особенности производственного менеджмента. 17
Тема 8. Корпоративная система целей и стратегий. 19
Тема 9. Принятие производственных решений. 21
Тема 12. Планирование производственных процессов и мощностей. Управление запасами. 23
Тема 13. Инновационный потенциал производственного менеджмента. 25

Работа содержит 1 файл

МенеджЛекции.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Опираясь в своей  управленческой деятельности  на вышеуказанные  группы, необходимо учитывать взаимосвязь многих факторов, влияющих на общую эффективность работы всей системы. Операционные системы можно классифицировать разными способами, на основании которой можно проанализировать фактически любую операционную систему.

      В мелкосерийной системе производства отдельные подразделения, цеха или участки специализированы на выполнении различных операций. Объекты переработки, представленные, например, обрабатываемыми изделиями или обслуживаемыми клиентами, проходят через систему единицами или небольшими группами. Поскольку требования к обработке каждого объекта могут быть разными, то они следуют по разным маршрутам с обязательным прохождением через все участки.

     Система массового производства выдает большие объемы относительно стандартизированных выходов. Отдельные единицы выпускаемой продукции неотличимы друг от друга, хотя и могут быть незначительные различия в характеристиках или комплектации. Время прохождения единицы продукции через систему относительно мало: обычно оно измеряется в минутах или часах. Производственные ресурсы системы могут быть упорядочены в некоторой последовательности и образуют технологическую линию – поток, проходящий через всю систему.

   Перерабатывающая  система с непрерывным  процессом производит значительные объемы однородного выхода. Единственный способ различить отдельные единицы производственной продукции заключается в измерении продукта в каких-то производственных единицах по объему, длине, площади, весу или времени. Ресурсы, поступающие на выход из системы, непрерывным потоком проходят через нее, превращаясь в продукт на ее выходе.

Тема 8. Корпоративная  система целей  и стратегий.

  

       Стратегическое планирование  – выбор  целей  организацией и  путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

       Слово  «стратегия»  произошло от греческого  strategos, т.е. искусство генерала. Данное понятие представляет собой длительный всесторонний  комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегические планы должны разрабатываться скорее всего с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях  руководитель может позволить себе роскошь сочетать личные планы  со стратегией организации. Но на большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши быть не может.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным возможным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству  средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальная постановка целей  снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

       В командно-административной системе планирование на предприятии должно выполнять функцию инструмента для постановки тех или иных задач  подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование в новых условиях — это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

        С помощью планирования  определяются цели  и направления  движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия, которые  создает выше рассмотренная  функция управления — организация.

Тема 9. Принятие производственных решений.

 

Принятие решений -  это выбор того,  как планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации. Для успешной организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив – это и есть решение. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации. Управление по критерию производительности – это то же самое, что и эффективное управление  в любом другом контексте. Обеспечение стабильно высокой производительности касается всех функций  системы управления и всех связующих процессов – коммуникаций, принятия решений и обеспечения лидерства. Анализируя комплекс управленческих функций нельзя забывать  и об производственных решениях. Результативность работы управленческих органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Производственно - управленческое решение — это, прежде всего, мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления, направленное на  обеспечение эффективности производства.

  В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Производственное решение, таким образом, содержит цель и программу деятельности всей управляемой системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия таких решений зависит, прежде всего, успех или провал в достижении производительности и рентабельности всей организации. Определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, условия неопределенности — нестандартных решений.

Стандартными  являются решения, с отклонениями которых отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Что касается нестандартных решений, то они, как правило, являются творческими. Несомненно, что в условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Никогда нельзя забывать о том, что невозможно добиться устойчивости высокой производительности труда при спонтанной, импульсивной реакции на любые возникающие проблемы. Руководитель должен обеспечивать производительность путем процесса планирования. Не имея конкретных целей производительности, невозможно определить – является ли достигнутая производительность высокой или низкой. В данном случае учитываются в первую очередь задачи и цели, ориентированные на производительность, т.е. это означает, что стратегическое  планирование всегда должно включать в себя систематический анализ рынка, конкуренции и относительной  силы организации. На второй план выходит перспективное планирование по критерию производительности, где  руководитель, приобретая и модернизируя новые технологии, делает обязательный акцент на обучение персонала, что в свою очередь подвергнет производительность труда к  некоторому спаду. Во время обучения издержки на рабочую силу возрастают, поскольку положительные моменты, заложенные в программу, еще не реализованы.

Комплексное планирование производительностью заключается в необходимости учета долгосрочной перспективы, которая пронизывает весь процесс планирования сверху донизу.

Тема 12. Планирование производственных процессов и мощностей. Управление запасами.

 

   Количество и мощность материально-технических объектов обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Крупные централизованные предприятия создаются в случаях большой капиталоемкости перерабатывающей  подсистемы.  В качестве примера можно назвать электростанции. Крупные предприятия предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одном месте много людей или различных изделий. Примера могут служить автосборочные предприятия, аэродромы. Мелкие предприятия предпочтительны, когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к предприятию. Примерами могут выступать магазины товаров повседневного спроса, парикмахерские.

Размещение  мощностей зависит  от ряда факторов. При  этом обычно выделяют два уровня решений  о месте расположения предприятия: макроуровень – решение о континенте, стране, провинции и городе; микроуровне – выбор конкретной площадки или здания для предприятия. Основными факторами на макроуровне являются: демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продукции; источники и транспортные расходы по доставке сырья и материалов; количество и качество трудовых ресурсов; наличие достаточного количества энергии и воды; политическая стабильность; налоговая политика и поощрение экономического развития; вопросы защиты окружающей среды; стоимость земельного участка и строительства; условия проживания – климат, система образования, здравоохранения, культура, отдых, преступность. Важнейшими факторами на микроуровне являются: ограничительные нормы на развитие промышленности, совместимость с соседними объектами; размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки; наличие предпочтительных видов транспорта; объем транспортных перевозок у клиентов, подъездные пути; наличие и стоимость энергосбережения и других услуг, в том числе пожарной охраны и удаления отходов; внешний вид площадки, который  может соответствовать или не соответствовать характеру предприятия; близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым служащих, расположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или пунктов предоставления услуг.

      Процесс планирования производственных процессов состоит из логически связанных между собой этапов. Нарушение последовательности выполнения этапов может вести к пагубным ошибкам, исправление которых обходится очень дорого. Эти этапы включают:

  1. Сбор  исходных данных, где планировщик должен располагать подробной информацией по схеме планировки производственного процесса, заданной производительности и ассортименту выпускаемой продукции, данным по размерам и конфигурации площадей, строительным актам, а так же другим нормативным актам, относящимся к технике безопасности, охране труда и защите окружающей среды.
 
  1. Определение количества и типов  производственных ресурсов, требующих для обеспечения заданной производительности.
 
  1. Определение площади пола, требующейся  для каждого производственного  участка.
 
  1. Анализ  связей между различными участками, включает определение того, какие из них можно расположить поближе друг к другу. Примером может выступать расположение стоянки такси на аэродроме с местом выдачи багажа.
 
  1. Разработку  генеральной планировки с указанием всех размеров и расположения каждого производственного  и вспомогательного участка, при котором  разрабатываются  все возможные варианты.
 
  1. Четкое  определение точного  места каждой единицы  оборудования, мебели на каждом участке, которое  разумнее выполнять  с помощью шаблонов, которые накладывают  на чертеж генеральной  планировки, перемещая  их в разные  положения, до достижения оптимального расположения оборудования.

Тема 13.  Инновационный  потенциал производственного  менеджмента.

 

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, т.к. определяет все остальные направления развития.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту организации"