Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 10:58, курс лекций
Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Менеджмент организации".
Раздел 1. Основы менеджмента. 2
Тема 1. Сущность и основные понятия менеджмента. 2
Тема 2. Эволюция науки и практика управления. 4
Тема 3. Сущность менеджмента. 5
Тема 4. Процессы управления. 7
Тема 5. Организационное поведение. 10
Тема 6. Управление персоналом. 14
Раздел 2. Производственный (операционный) менеджмент. 17
Тема.7. Отраслевые особенности производственного менеджмента. 17
Тема 8. Корпоративная система целей и стратегий. 19
Тема 9. Принятие производственных решений. 21
Тема 12. Планирование производственных процессов и мощностей. Управление запасами. 23
Тема 13. Инновационный потенциал производственного менеджмента. 25
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнение управленческих функций является самым, пожалуй, необходимым условием для ведения организаторской деятельности. Окунаясь в историю, можно цитировать то, что существование мощных древних организаций и достаточно умелое ведение дел позволяло некоторым управленцам крепко становится на ноги и развиваться. Характерно, что до начала 20 века практически никто не задумывался о системном управлении, а уж тем более о том, как его вести. В первую очередь людей интересовал меркантильный интерес, а проблемы развития и успешного функционирования организации. Ряд объективных и субъективных факторов способствовали появлению и формированию науки об управлении как области научных исследований (например, развитие научно-технического прогресса; потребности бизнеса; эффективности ведения работы и т.д.). Но развитие науки об управлении не было последовательным, скорее всего, было концентрическим – по мере развития различных областей знаний выявлялись все новые и новые факторы, влияющие на успех в деятельности организации. Кроме того, чрезвычайно быстро шло ускорение научно-технического прогресса, активизация правительств в вопросах влияния на бизнес и многое другое заставило обратить особое внимание на бизнес в целом, а также на внешние факторы в управленческой деятельности.
Говорить можно
долго и много,
но вопрос, что
же такое менеджмент
остается открытым.
Словари современные
утверждают, что
менеджмент
– это система управления,
а управление, в свою
очередь, - это функция
организованных систем
различной природы,
обеспечивающая сохранение
их определенной структуры,
поддержание режима
деятельности, реализацию
их программ и целей.
Существуют и по сей
день принципиально
различные рычаги управления:
Все перечисленные механизмы переплетаются между собой при абсолютном доминировании иерархии и рынка.
Менеджмент – это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах управленческой деятельности. В свою очередь, менеджеры - это люди, причем, миллионы людей, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми. Поэтому, наверное, менеджмент представляет собой целую науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.
Все управление предприятием – это целая наука, которая отличается применением количественных методов обоснования управленческих решений. Управление на основе количественных методов - это систематическое приложение научных методов к проблемам управления. Модели и количественные методы используются для решения таких задач, как регулирования транспортных потоков в городах и оптимизация движения в аэропортах, составление расписаний занятий в университетах, управление запасами на складах, разработка новых видов продукции, планирование материального обеспечения, распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства различных изделий на заводе, составление определенных графиков работы и многое другое. Сама же наука управления включает использование:
Что же представляет каждый из них?
Научный метод является фундаментальной процедурой любого научного исследования, который состоит из трех этапов:
Применяя научный метод, необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация. Другая сторона науки управления – использование моделей. Особый акцент хотелось бы сделать на том, что моделирование необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.
Многие предприниматели и руководители, а также специалисты предприятий и некоммерческих организаций, пока, к сожалению, не представляют сущности управления организацией и знакомы лишь с отдельными функциями менеджмента. Это в определенной степени происходит потому, что менеджмент помогает целенаправленно искать новые решения проблем, но не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени. По существу же, менеджмент характеризуется совершенно иным, отличным, от привычного нам, стиля хозяйственной деятельности, а также системой распределения интересов и прав принятия решений между различными участниками процесса нововведений, децентрализацией, инициативой и ответственности на средних и нижних эшелонах управления. Но самой отличительной чертой менеджмента является – комплексность. На основе выше изложенного, можно сделать вывод, что менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение успеха в любой отрасли деятельности фирмы или организации, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Современный менеджер не просто должен иметь высшее образование, а уметь планировать работу и мобилизовывать сотрудников на ее выполнение, он должен создать максимально благоприятные психологические условия для выполнения работы, а также уметь творчески подходить к решению вопросов, касающихся социально-хозяйственных вопросов.
Выделим основные виды мероприятий, проводимые в рамках менеджмента:
поставленных задач;
Многие понимают
менеджмент, как
искусство управления,
который базируется
на том, что
организации –
это сложные социально-
Процесс управления — это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных, и функциональных, руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с использованием соответствующих, методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы. Сам же процесс управления – это четыре взаимосвязанные функции, на которых и строится стратегия управления: планирование; организация; мотивация; учет и контроль.
Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение.
Четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации принятия управленческих решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.
Планирование - определенная деятельность руководителя, направленная на решение определенных вопросов организации.
Иначе, планирование – это один из способов обеспечения единства усилий сотрудников при достижении общих целей организации. В командно-административной системе планирование на предприятии должно выполнять функцию инструмента для постановки тех или иных задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии.
Организация — это создание структуры, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Организовать — это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.
Рассмотренные выше, планирование и организация не будут прекрасно воплощаться в жизнь, а удачно составленный план развития предприятия не будет выполнен, если кто-либо из сотрудников не выполняет своих должностных обязанностей. А значит, пора рассмотреть еще одну функцию управленческой деятельности – мотивацию.
Мотивация – это неотъемлемая часть функции системы управления. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями и утвержденным планом работы. До середины XX века считалось, что мотивирование – это предложение соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. В настоящее время доподлинно известно, что мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям, которая является результатом сложной совокупности потребностей всего персонала, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, а также обеспечить работнику способ удовлетворения потребностей с помощью хорошей и слаженной работы. В данном случае целесообразно будет заметить и тот факт, что создание комфортного рабочего места, оборудованного по всем современным меркам, при наличии компьютерного оборудования, также служит определенной мотивацией функции управленческого аппарата. Мотивируя работу всего штатного состава, руководителю необходимо постоянно вести контроль за деятельностью сотрудников.