Курсовая по демографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проанализировать состояние смертности в России.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- дать характеристику теоретическим аспектам смертности населения;
- проанализировать проблему смертности в РФ;
- предложить пути решения демографического кризиса в стране.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты смертности населения
1.1 Понятие смертности
1.2 Факторы и причины смертности
Выводы по I главе
Глава II. Анализ смертности в РФ
2.1 Демографический кризис в России
2.2. Пути решения проблем демографического кризиса в России
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая Документ Microsoft Office Word.docx

— 184.78 Кб (Скачать)

Более ранний средний возраст  смерти характерен и для других болезней экзогенной природы. Особенно это выражено у мужчин: в 2006 г. средний возраст  смерти в интервале трудоспособнго возраста от инфекционных и паразитарных болезней был равен 42,5 лет, болезней органов пищеварения - 45,9 лет, болезней органов дыхания - 47,1 лет.

В результате увеличения доли смертей от болезней социального  неблагополучия (внешние причины  смерти и перечисленные выше), имеющих  более низкий средний возраст  смерти, растут суммарные потери от них в интервале трудоспособного  возраста. В 2006 г. они превысили потери от болезней системы кровообращения и новообразований у мужчин в 2 раза и у женщин в 1,7 раза. Кроме  того, значительная часть смертей  от болезней системы кровообращения также обусловлена образом жизни, наличием вредных привычек. Только на алкогольные кардио-миопатии в 2005 г. пришлось 15% потерь в этом классе причин смерти у мужчин и 20% - у женщин.

Смертность от злоупотребления алкоголем.

 Значительная часть смертей населения в трудоспособном возрасте связана с злоупотреблением алкоголем. По данным Росстата, в 2005 г. от причин, непосредственно связанных с употреблением алкоголя, умерли 104,7 тыс. чел. В 2006 г. этот показатель снизился на 14%. число умерших составило 89,9 тыс. чел., из них мужчины - 66,2 тыс. чел., в том числе в трудоспособном возрасте - 55,7 тыс. (84,1%), и женщины - 23,7 тыс. чел., в трудоспособном возрасте - 15,0 тыс. (63,3%). Среди причин смерти почти 90 тыс. умерших: алкогольная кардиомиопатия - 33,7 тыс. чел., случайные отравления алкоголем - 33,0, алкогольная болезнь печени - 14,2, хронический алкоголизм - 4,7, алкогольные психозы - 0,7 тыс. чел. Кроме того, дополнительно в статистику смертей, связанных с употреблением алкоголя, правомерно включить значительную часть случаев смерти от убийств, самоубийств и транспортных травм. По данным А.В. Немцова, 73,5% убийств и 55,0% самоубийств мужчин происходит в состоянии алкогольного опьянения [5, с. 41].

По данным Росстата, в 2006 г. в классе внешних причин смерти мужчин первое место занимали самоубийства -16,3% случаев смерти, второе - все  виды транспортных несчастных случаев - 13,0%, третье - случайные отравления алкоголем и его суррогатами.

В последние годы в стране осуществляется ряд программ, по снижению смертности в результате транспортного  травматизма. Они дают положительные  результаты, несмотря на рост автомобильного парка. К сожалению, смертность вследствие суицидов, которая превышает смертность от транспортных несчастных случаев, не привлекает пристального внимания общества и государства. Потери лет жизни  вследствие самоубийств в России в 2006 г. составили в среднем около  полугода в расчете на каждого  мужчину трудоспособного возраста.

Многие отечественные  и зарубежные исследователи указывают  на зависимость уровня смертности от суицидов и других причин смерти, обусловленных  образом жизни, психическим и  психологическим состояниями, от социально-экономической  ситуации. Например, в Финляндии  исследование здоровья населения рабочего возраста (30-64 года) показало, что риск психических расстройств среди  безработных, выше чем среди занятых. Относительный риск составил для  депрессивных расстройств 1,79 (95-процентный доверительный интервал - ДИ 1,26-2,54), для тревожных расстройств - 2,68 (ДИ 1,85-3,89) и для нарушений, вызванных злоупотреблением алкоголем, - 2,58 (ДИ 1,82-3,65).

Проблемой для современной  России является также широкое распространение  суррогатного алкоголя. Эпидемиологическое исследование, выполненное в рамках совместного проекта Лондонской школы гигиены и тропической  медицины, Демографического института  им. Макса Планка (Росток, Германия), Института демографии Высшей школы  экономики и Ижевского медицинского института, позволило оценить основные факторы смертности мужчин трудоспособного возраста в г. Ижевске. Наибольшее различие между группой умерших и контрольной группой было связано с потреблением непитьевого алкоголя (41% по сравнению с 8%). Употребление суррогатного алкоголя наиболее распространено среди мужчин, не имеющих постоянной работы (таких почти четверть их числа), с низким уровнем образования, разведенных, никогда не состоявших в браке. Среди тех, кто имеет постоянную работу, употребление суррогатов в 20 раз реже.

По оценке авторов, ежегодное  число избыточных смертей в Ижевске, связанное со злоупотреблением алкоголем, превышает 1500. Авторы распространили данную оценку на все население России. Число избыточных и потенциально гредотвратимьгх смертей составило  приблизительно 170 тыс. в год. Кроме  того, авторы сопоставили вероятность  для 25-летнего мужчины умереть, не достигнув возраста 55 лет, в Ижевске  и в Англии и Уэльсе в 2003-2004 гг. Эти вероятности составили, соответственно 36 и 6%. Избыточное по сравнению с  Англией число мужских смертей  в возрасте 25-54 года составляет в  Ижевске около 3,4 тыс. в год, в России - около 370 тыс.

Вступившие в силу в 2006 г. поправки (№ 102-ФЗ от 21.07.2005) к Федеральному закону от 1995 г.3, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере производства и оборота алкоголя, усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение из нее теневого сектора по сравнению с 2005 г. способствовали значительному сокращению розничной продажи водки и ликероводочных изделий (на 9,7%). При этом возросли продажи таких напитков, как пиво, шампанское и коньяк. В том же 2006 г. на 13,7% по сравнению с предыдущим годом снизилась смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя: мужчин на 13,5%, женщин - на 14,1%. Причем более всего (почти на 20%) уменьшилось число смертей от случайных отравлений алкоголем [21, с. 283]. Можно полагать, что эти первые шаги государства по контролю над алкогольным рынком способствовали существенному улучшению ситуации.

Инвалидность.

 Важнейшая характеристика  здоровья - инвалидность, т.е. заболеваемость  со стойкой утратой трудоспособности, имеет значительные медицинские,  социальные и экономические последствия.  В стране наблюдается рост  общего контингента инвалидов,  состоящих на учете в Пенсионном  фонде4. Только за 1997-2006 гг. он увеличился с 7,9 млн. до 13,0 млн. чел. В 2006 г. в стране впервые были признаны инвалидами 1,474 млн. чел., из них 544,8 тыс. составили лица трудоспособного возраста (в 2003 г. было впервые признано инвалидами в рабочем возрасте 537 тыс. чел., в 2004 г. - 529, в 2005 г. - 565,9 тыс. чел.) [21, с. 336].

Уровень первичной инвалидности в трудоспособном возрасте в 2006 г. составил 66,5 чел. на 10000 лиц трудоспособного  возраста. Динамика уровня инвалидности по основным классам болезней за 1997-2005 гг. показана на рис. 6 (рассчитано по [19, с. 279]. Структура инвалидности по классам болезней населения трудоспособного возраста имеет свои особенности (табл. 2).

 

 

Доля психических расстройств  как причина инвалидности в трудоспособном возрасте составляет 13%, в то время  как во всем взрослом населении их удельный вес равен 3,3%.

В структуре первичной  инвалидности взрослого населения  по группам инвалидности значительная доля приходится на инвалидов 1-й и 2-й  групп - соответственно 9,4 и 54,7% общего числа впервые признанных инвалидами и немногим более трети - на инвалидов 3-й группы. Это свидетельствует  о тяжести хронической патологии, являющейся причиной инвалидизации. Всего  в 2006 г. в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) обратилось 2,7 млн. чел. трудоспособного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

 

4 В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. — в органах социальной защиты населения), Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации. До 2000 г. — в возрасте 16 лет и старше, с 2000 г. — в возрасте 18 лет и старше.

 

     Заболеваемость. Еще одним критерием состояния здоровья населения является заболеваемость, однако возможности ее анализа ограничены. Статистическая информация о заболеваемости населения трудоспособного возраста в РФ отсутствует. Показатели заболеваемости по данным об обращаемости за медицинской помощью о первичной и госпитальной заболеваемости публикуются Минздравсоцразвития России либо для всего населения в целом, либо отдельно для детей, подростков и взрослого населения, включающего лиц трудоспособного возраста и старших возрастных групп.

Получить представление  о тенденциях заболеваемости населения  трудоспособного возраста позволяют  данные о заболеваемости с временной  утратой трудоспособности, хотя численность  и состав населения трудоспособного  возраста не совпадают с составом работающего населения (больничные листы оформляют только работающие).

В течение 90-х годов ХХ в. происходило снижение показателей  числа случаев и дней нетрудоспособности в расчете на 100 работников. В 2006 г. они были на треть ниже уровня начала 1990-х годов и сопоставимы с  аналогичными показателями стран Евросоюза [6]. Параллельно росла средняя длительность одного случая заболевания, что свидетельствует о позднем обращении работников за медицинской помощью, когда на выздоровление требуется больше времени.

Следовательно, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности происходит вследствие не улучшения  здоровья работников, а несвоевременного обращения за медицинской помощью, отказа от больничных листов, попыток  самолечения. Причинами этого могут  быть как страх быть уволенным, особенно на предприятиях негосударственных форм собственности, так и низкая доступность качественной медицинской помощи. Прямым следствием хронизации и утяжеления патологии является высокий уровень инвалидности и смертности населения. Можно предположить, что снижение заболеваемости характерно только для случаев временной утраты трудоспособности, поскольку может повлечь за собой потери и заработной платы, и даже работы.

Если рассматривать заболеваемость и смертность как объективные  процессы, то очевидно, что среди  населения с высоким уровнем  смертности от эндогенных причин должна быть высокой доля больных лиц, так  как эти процессы связаны прямой зависимостью.

Авторами предпринята  попытка оценить связи между  регистрируемыми уровнями заболеваемости и смертности в различных регионах России на примере болезней системы  кровообращения. Анализ был основан  на оценке первичной заболеваемости как числа диагнозов, установленных  впервые в жизни, в течение  года в расчете на 100000 населения. Сопоставлялись показатели заболеваемости и смертности всего населения, поскольку  в статистических публикациях Минздравсоцразвития России есть данные о заболеваемости болезнями системы кровообращения всего взрослого населения, а для населения трудоспособного возраста - отсутствуют, а в изданиях Росстата, напротив, есть данные о смертности в трудоспособном возрасте, а для всего взрослого населения отсутствуют.

При оценке связи были важны  не сами по себе уровни заболеваемости и смертности, которые зависят  от множества факторов (состава населения  по полу и возрасту, медико-генетических особенностей популяции, климатогеографических  и социально-экономических условий, образа жизни, традиций и т.д.), а их соотношение.

Для каждого региона РФ было рассчитано соотношение коэффициента первичной заболеваемости и коэффициента смертности от болезней системы кровообращения. Из разработки были исключены два  региона - Чеченская Республика и  Республика Ингушетия, данные о заболеваемости по которым наименее надежны. Все  регионы были ранжированы по уровню этого соотношения и разделены  на пять групп. В первую группу с  самым низким соотношением коэффициентов  вошло 18 регионов, а в остальные  по 17.

Была определена общая  численность и возрастно-половая  структура населения в каждой из пяти групп и рассчитаны (косвенным  методом) стандартизованные показатели смертности от болезней системы кровообращения. За стандарт были приняты показатели смертности от болезней системы кровообращения населения РФ в 2006 г.

В первой группе уровень  заболеваемости превышал уровень смертности в среднем в 1,97 раза. Самое низкое соотношение было в Псковской  области, где этот показатель составил всего 1,2, т.е. в медицинских учреждениях  в течение года число лиц, которым  впервые был установлен диагноз  какого-либо заболевания системы  кровообращения, было всего на 20% больше умерших от этого класса причин.

В первую группу вошли преимущественно  регионы Северо-Западного и Центрального федеральных округов, а также  несколько субъектов Южного ФО (Краснодарский  и Ставропольский края и Республика Адыгея), а также Нижегородская  область, Хабаровский край и Еврейский  АО. В Московской, Ленинградской  и Калининградской областях на соотношение  коэффициентов заболеваемости и  смертности влияет высокий миграционный прирост. Известно, что мигранты находятся  в худшем положении по сравнению  с коренным населением не только по условиям работы и жизни, но и по доступу к медицинским услугам. Так, в Московской области, где самое  высокое положительное сальдо миграции в стране (в 2006 г. - 10,5%о), этот показатель был ниже, чем в среднем по первой группе, - 1,75, что указывает на низкую обращаемость мигрантов за медицинской помощью [7].

В последнюю, пятую группу, где уровень первичной заболеваемости в среднем в 6,2 раза превышал уровень  смертности, что свидетельствует  о высокой доступности для  населения медицинской помощи и  хорошей выявляемости патологии, вошли  преимущественно национальные республики (Чувашская, Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия)), Чукотский АО и др., а  также нефте- и газодобывающие регионы РФ.

Средние стандартизованные  уровни смертности в каждой из пяти групп показаны на рис. 7. В первой группе с самым низким соотношением уровней заболеваемости и смертности стандартизованный показатель смертности от болезней системы кровообращения был самым высоким. Его уровень (960,3 на 100000 населения) почти на треть  превышал аналогичный показатель в  пятой группе (725,5).

Информация о работе Курсовая по демографии