Курс лекций "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 06:40, курс лекций

Описание работы

Тема: Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
Тема: Основные принципы системы менеджмента качества.
Тема: Требования к системе менеджмента качества.
Тема: Система менеджмента качества. ИСО 9001-2001; 9004-2001.
Тема: Внедрение и сертификация систем качества.

Работа содержит 1 файл

ЛекцииСМК2007.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
="justify">      Согласно  теории Мослоу мы все стремимся к  удовлетворению неудовлетворенных  потребностей (мотивация дефицита) и самореализации (мотивация роста).

Теория  Херцберта различает:

  ♦ гигиенические факторы (возбудители неудовлетворения): факторы, которые в случае их отсутствия вызывают у людей недовольство, и, наоборот, в случае их присутствия воспринимаются как само собой разумеющееся;

  ♦ мотиваторы (возбудители удовлетворения): факторы, которые в случае их отсутствия едва ли заметны, однако в случае их присутствия действуют позитивно и повышают удовлетворение людей.

      Мотиваторы - это зависимые величины, находящиеся  в прямой зависимости от содержания труда, например, самоутверждение, признание, задачи, ответственность.

      Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

      Внутренняя  мотивация базируется на воздействии поведения людей. Она действует через убеждения, т.е. устанавливаются смысловые взаимосвязи: специалист видит смысл в выполнении задания - он на длительное время становится сторонником его выполнения.

      Существенными факторами внутренней мотивации  являются:

  • информация;
  • активность;
  • пример.

      Под самоконтролем понимается контроль, необходимый для управления качеством и проводимый самим специалистом. Таким образом, он берет на себя полномочия и ответственность за качество результатов своей деятельности.

      Самоконтроль  направляет процесс управления качеством  на место выполнения задания, стимулирует  интерес к работе и мотивирует самостоятельные действия. Ответственность  за качество собственной работы и поставку качественной продукции побуждает сотрудников к поиску решений и улучшений в случае возникновения отклонений и ошибок, препятствующих их работе. 

Лекция  № 7

Тема: Внедрение и сертификация систем качества

План

  1. Внедрение системы качества.
  2. Сертификация систем качества в Республике Казахстан
 

      Внедрение системы качества. Одной из приоритетных целей реформирования экономики Казахстана является создание механизма обеспечения качества отечественной продукции. Как свидетельствует мировая практика, важными элементами этого механизма являются организация и внедрение системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и ее сертификация.

      Государственным регулированием вопросов внедрения  систем качества в Республике Казахстан является принятие республиканской программы «Качество» на 2001-2005 годы, предусматривающей, в частности, переход от сертификации товаров, работ и услуг к сертификации систем качества.

      Ожидаемый результат от реализации программы  должен обеспечивать:

  • широкое внедрение современных методов управления и 
    обеспечения качества на основе отечественных и международных 
    стандартов;
  • улучшение технико-экономических показателей работы промышленного комплекса республики;
  • разработку и постановку на производство новых видов конкурентоспособных товаров, работ и услуг, развитие экспорта и расширение объемов производства;
  • стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной продукции;
  • улучшение потребительских свойств всех видов товаров, 
    повышение качества выполняемых в государстве работ и услуг;
  • защиту населения и рынка государства от некачественных и 
    небезопасных товаров, работ и услуг и др.

      В странах дальнего зарубежья, как  правило, в качестве побудительных  выступают следующие причины:

  1. при поставке товара заказчик задает вопрос о наличии сертификата на систему качества;
  2. многие из заказчиков при отсутствии сертификата высказывают желание посетить предприятие с целью проверки обеспечения стабильности качества выпускаемой продукции;
  3. внедрение системы способствует повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

      Необходимость во внедрении СМК может быть разная:

  • требование заказчика, требование контракта;
  • расширение рыночных возможностей и выход на международный рынок;
  • желание быть лучшим;
  • повышение культуры менеджмента и производства;
  • сокращение затрат на качество, мотивация персонала;
  • в целях рекламы и придания имиджа своей фирме;
  • получение государственного контракта.

      1 этап - организация  работ по созданию  СМК. Он включает:

  • принятие решения о внедрении стандартов СМК;
  • определение, какими силами будет проводиться работа по 
    разработке комплекта документов (выбор консалтинговой фирмы);
  • определение стратегии внедрения стандартов;
  • создание руководящих и рабочих органов по разработке и 
    внедрению СМК;
  • обучение руководителей и ведущих специалистов организации;
  • разработка политики и целей в области качества.

      2 этап - проектирование СМК. На данном этапе проводится определение процессов; установление основных видов деятельности СМК; распределение ответственности и полномочий высшего руководства в СМК.

      Анализ  действующих систем. Анализу подвергаются процессы с целью установления необходимости их документирования. При анализе необходимо определить:

  • уровень подготовки специалистов как в вопросах СМК, так и в вопросах выполнения процессов;
  • состояние используемых ресурсов и материально-техническое обеспечение процессов;
  • вход и выход каждого процесса.

      На  основании результатов анализа  разрабатывается программа внедрения  СМК с определением ответственных исполнителей и сроков исполнения.

      этап  - документирование СМК. Этот этап замыкает процесс разработки системы качества. Определяется структура и состав документов СМК, правила кодирования документов СМК, формируется календарный план разработки документов СМК, проводится работа по документированию системы качества, организуется консультирование и контроль разработки документов.

      этап  - внедрение СМК. На данном этапе после введения в действие документов системы качества проводится самооценка разработанной системы. Для этого формируются группы внутреннего аудита, осуществляется контроль соблюдения требований документов, анализ результативности системы качества и необходимое корректирование, составление акта о внедрении СМК.

      этап  - подготовка к сертификации СМК: выбор органа по сертификации СМК, подача заявки, оформление договора на сертификацию, проведение предварительного аудита СМК, подготовка к окончательной проверке для сертификации СМК.

     Сертификация  систем качества в Республике Казахстан. Сертификация - это процедура проверки и оценки какого-либо объекта на соответствие установленным требованиям.

      Основными целями проведения сертификации систем качества являются:

  • подтверждение соответствия системы качества и ее элементов 
    требованиям, установленным в соответствующих нормативных 
    документах;
  • подтверждение заявленных производителем возможностей 
    стабильно выпускать продукцию (услуги) запланированного качества в установленные контрактами сроки и в запланированных объемах;
  • создание благоприятных условий для сертификации продукции;
  • создание уверенности у потребителя продукции (услуги), 
    руководства организации-изготовителя и других заинтересованных 
    сторон в возможности изготовителей обеспечить продукцией 
    (услугой), соответствующей установленным требованиям.

      Основными принципами сертификации систем качества должны быть:

  • добровольность;
  • исключение дискриминации в доступе к системе;
  • объективность и воспроизводимость результатов;
  • конфиденциальность:
  • информированность;
  • достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям.

      Объектами проверки и оценки при сертификации СМК предприятия-заявителя являются:

  • политика в области качества;
  • организационная структура;
  • процессы;
  • документация;
  • ресурсы;
  • уровень качества продукции.

Информация о работе Курс лекций "Менеджмент"