Курс лекций "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 06:40, курс лекций

Описание работы

Тема: Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
Тема: Основные принципы системы менеджмента качества.
Тема: Требования к системе менеджмента качества.
Тема: Система менеджмента качества. ИСО 9001-2001; 9004-2001.
Тема: Внедрение и сертификация систем качества.

Работа содержит 1 файл

ЛекцииСМК2007.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      Принцип 5 - системный подход к управлению.

      Этот  принцип тесно связан с предыдущим и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. На основе знания этого проектирование системы достигается наиболее эффективным путем. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

      Ключевые  выгоды:

  • снижаются затраты за счет эффективного использования ресурсов;
  • непрерывное улучшение деятельности предприятия за счет 
    системного подхода;
  • предоставление уверенности заинтересованным сторонам в 
    эффективности предприятия.

      Принцип 6 - постоянное улучшение.

      Непрерывное и постоянное улучшение одна из целей  предприятия.

      На  любом предприятии имеется определенный уровень дефектности. Постановка цели снижения этого уровня будет способствовать постоянному совершенствованию  и улучшению. Реализация этого принципа прежде всего требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

      Ключевые  выгоды:

  • нацеленность на достижение стратегических целей предприятия;
  • повышение организационных возможностей за счет вовлечения 
    в деятельность по улучшению всего персонала;
  • быстрое реагирование на благоприятные возможности.

      Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах.

      Данный  принцип является применяемой на практике альтернативой способу принятия решений на основе интуиции, прошлого опыта или конъюнктуры. Решения будут наиболее эффективны, если они основываются на анализе информации.

      Ключевые  выгоды

  • при принятии решений на основе фактов снижаются потери 
    от неэффективных управленческих решений;
  • обеспечивается обоснованность решений

      Принцип 8 - взаимовыгодные отношения  с поставщиком.

      Взаимозависимость организации и ее поставщиков  очевидна. Несомненно, и то, что взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности.

      Ключевые  выгоды

       совместная способность реагирования на меняющийся рынок;

      ♦ повышенная способность  создавать ценности для обеих сторон. 

      Лекция  № 5

      Тема: Требования к системе  менеджмента качества

      План

  1. Система менеджмента качества. Требования.
  2. Элементы системы менеджмента качества.

      Требования  к системе менеджмента качества в рамках общего руководства предприятием отражает международный стандарт ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования».

      Стандарт  может применяться внутренними сторонами для построения действующей на предприятии системы качества в соответствии с МС ИСО 9001 и улучшения ее согласно МС ИСО 9004 и внешней стороной - для оценки системы качества на соответствие МС ИСО 9001 при ее сертификации.

      Стандарт  ИСО 9001 не устанавливает требований к качеству продукции, но его требования являются дополняющими по отношению к ним.

      Стандарт  не ставит своей целью установление единой структуры систем общего руководства  качеством, признавая, что СМК организаций  могут иметь различные формы и что нет необходимости реформировать сложившуюся в организации систему менеджмента качества и/или соответствующую документацию для адаптации к структуре стандарта. Одновременно стандарт подчеркивает роль обязательств, акцентируя внимание на стратегическом решении организации о внедрении системы менеджмента качества.

      Для успешного функционирования организация  должна определить многочисленные взаимосвязанные  виды деятельности и управлять ими.

      Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входа в выход, рассматривается как процесс.

      Входными  данными процесса могут быть:

  • выходные данные предыдущего процесса;
  • сырье, материалы,
  • требования к продукции;
  • оборудование и т.д.

      Выходными данными процесса могут быть:

  • продукция, соответствующая (не соответствующая) требованиям;
  • отходы;
  • информация и т.д.

  Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем.

  При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы СМК можно разделить на три группы.

  1. Элементы системы, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия

  • политика в области качества;
  • организационная структура и организация работы;
  • оценка системы качества;
  • обучение.

  2. Элементы системы, охватывающие несколько фаз или подразделений, связанные с самой системой качества, с общефирменными проблемами и с проблемами продукции (услуг).

К общефирменным проблемам относятся:

  • контроль документации;
  • ведение всех записей по качеству (документирование);
  • применение статистических методов.

  Относительно  продукции (услуг) многие подразделения фирмы должны решать вопросы:

  • обозначения целей и возможности определения этапов изготовления (идентификации);
  • хранения, упаковки, транспортировки, отгрузки;
  • контроля средств измерений и контроля;
  • обращения с дефектными единицами продукции;
  • контроля качества;
  • состояния при испытаниях.

3. Элементы системы, специфичные для определенных этапов

  • проверка контрактов;
  • обеспечение качества на различных этапах жизненного цикла 
    продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих 
    изделий, изготовление и использование).

      Политика  в области качества формулируется  как принцип деятельности по таким основным направлениям, как:

  • улучшение экономического положения на предприятии 
    вследствие повышения качества выпускаемой продукции и удовлетворения запросов потребителей;
  • расширение объема сбыта продукции за счет высокого качества или нахождения новых рыночных сегментов;
  • достижение более высокого технического уровня продукции, 
    чем у конкурентов;
  • модернизация изделий;
  • улучшение основных показателей качества продукции, определяющих спрос на данном рынке сбыта;
  • снижение уровня дефектности выпускаемой продукции за счет 
    вовлечения персонала в деятельность по повышению качества;
  • совершенствование сервиса.

      Система менеджмента качества должна соответствовать  следующим требованиям:

  • должны удовлетворяться требования потребителей к продукции или услуге;
  • проблемы (дефекты) должны предупреждаться, а не выявляться после возникновения;
  • если дефект или несоответствие требованиям допущены, 
    система должна обеспечивать их обнаружение;
  • система должна гарантировать недопущение поступления в 
    дальнейшее производство или потребителю обнаруженной дефектной или несоответствующей продукции;
  • система должна обеспечивать постоянное и повсеместное 
    совершенствование продукции, производства, системы.
 

Лекция  № 6

Тема: Система менеджмента качества. ИСО 9001-2001; 9004-2001

План

  1. Документирование системы менеджмента качества.
  2. Рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.
 

      Документирование  системы менеджмента  качества. В соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2001 должна быть разработана документированная система менеджмента качества в целях:

  • четкого установления требований к качеству и выполнению 
    работ по его обеспечению;
  • регулярной фиксации данных о фактическом качестве и 
    функционировании системы;
  • прослеживаемости и идентификации продукции и действий 
    по обеспечению ее качества:
  • закрепления лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе;
  • объективного доказательства правильности выполнения работ 
    в области качества.

      В число обязательных документов системы входят:

  1. документированное заявление о политике и целях в области качества;
  2. руководство по качеству;
  3. документированные процедуры, требуемые МС ИСО 9001:2001;
  4. документы, необходимые организации для обеспечения эффективности планирования, работы и контроля процессов;
  5. записи, отражающие соответствие процессов.

      Корпоративная культура отражает большую часть явлений социальной и материальной жизни коллектива, доминирующие моральные нормы и ценности кодекса поведения. Задачами руководящего состава предприятия являются формирование, анализ, управление и поддержание корпоративной культуры, наиболее способствующей эффективной деятельности.

      Параметрами корпоративной культуры являются:

  • политика поддержки и поощрения творческой активности, рационализаторского и новаторского духа сотрудничества, которая может выражаться как в материальном и финансовом стимулировании, участии работников в выдвижении предложений, так и в возможности морального поощрения, служебного продвижения, обучения и т.п.;
  • анализ текущего состояния рынка и внутренних возможностей предприятия, проводимый с целью определения оптимального темпа и ритма адаптационных изменений, разработки стратегии изменений, ориентированной в первую очередь на приоритетные цели и задачи;
  • информирование сотрудников о планах и целях предприятия и создание заинтересованности в их реализации, чтобы персонал добровольно максимально способствовал осуществлению первоочередных задач.

      Рекомендации  по улучшению системы  менеджмента качества. Если стандарт ИСО 9001:2001 содержит требования к системе менеджмента качества, то в стандарте ИСО 9004:2001 «СМК. Рекомендации по улучшению» приведены рекомендации, направленные на повышение ее результативности и эффективности, а, следовательно, и на улучшение всей деятельности предприятия.

      По  сравнению со стандартом ИСО 9001 в  МС ИСО 9004 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. Таким образом, принципы менеджмента качества могут быть распространены на всю организацию.

      Улучшение качества заключается в постоянной работе по повышению технического уровня и качества изготовления продукции, улучшению условий производства и совершенствованию системы  менеджмента качества. В деятельности по улучшению качества, возможно, осуществлять воздействие на любой элемент, как производства, так и системы менеджмента качества.

      Рассмотрим  значение применяемых терминов:

  • мотив - побудительная причина для поведения;
  • мотивация - совместное воздействие всех мотивов в конкретной ситуации, которые вызывают определенное поведение;
  • мотивировать - оказывать влияние на мотивацию человека, учитывая его желания, потребности, страхи и помыслы.

Информация о работе Курс лекций "Менеджмент"