Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
В последнее время мотивация как функция управления персоналом приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора.
Введение.
В последнее время мотивация как функция управления персоналом приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора.
Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия. Со временем капитал, вложенный в человека, возрастает, а не уменьшается, как капитал, вложенный в средства производства. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы обеспечивают конкурентоспособность и экономический рост предприятия. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов стимулирования и мотивации работников.
Мотивация
является одним из важнейших
Отсутствие
разработанной системы
Тема мотивации является достаточно изученной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Существует множество концепций и школ управления персоналом и его мотивации, множество точек зрения, порой даже противоположных. Более подробно некоторые из теорий и концепций будут рассмотрены в тексте работы.
Актуальность
темы курсовой работы определяется тем,
что эффективная мотивация
Развитие
рыночных отношений в России требует
постоянного обновления и совершенствования
системы мотивации и
Теоретическая
часть.
1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Существенный недостаток российских предприятий – недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях. А ведь человеческий потенциал для предприятия – это основное конкурентное преимущество. В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия1.
Для
эффективного использования мотивации
в целях усиления управленческого
воздействия необходимо хорошо представлять
ее сущность, то есть потребности, интересы,
способности, желания, ожидания, ценностные
ориентации, установки. В основе мотивации
лежат потребности. Они выступают
внутренними источниками
Мотив имеет персональный характер и находится внутри человека, и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что необходимо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации, который включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки. Потребности, интересы, системы ценностей соотносятся с трудовой ситуацией. Мотив является средством объяснения, обоснования индивидом своего поведения, в мотиве находит отражение отношение индивида к среде труда, ситуации и объектам.
Мотивация
– это часть процесса управления,
с помощью которого человеческая
энергия преобразуется в
Мотивация является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России4.
Тем
не менее, в современных условиях
хозяйствования необходимо усиление роли
мотивации как управленческой функции
на предприятии.
1.2 Природа процесса мотивации.
Разными учеными мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.
Мотивация
как функция управления - это процесс,
с помощью которого руководство
организации побуждает
Чтобы разобраться в этой двойственной природе мотивации, важно понять, что поведение человека в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует прежде всего выделить стимулы и мотивы.
Под стимулом подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата.
Под
мотивами понимаются причины поведения
человека, вследствие которых он поступает
и действует именно так, а не иначе.
Поэтому мотивы и рассматриваются
как причины, определяющие выбор, направленность
поведения. Деятельность человека побуждается,
как правило, не одним, а многими
мотивами, поэтому они могут находиться
между собой в различных
Мотивы
могут быть внутренними и внешними;
последние обусловлены
Стимул
понимается как внешняя причина,
побуждающая людей к
Вместе с тем стимулы и мотивы самым тесным образом связаны между собой. Процесс стимулирования деятельности члена организации - это такое воздействие на его поведение, которое включает в свою сферу все потребности, интересы, цели, стремления, мотивы. Следовательно, основу стимулирования составляет взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности члена организации. Стимулирование реализуется через создание условий, изменяющих трудовую ситуацию, чтобы у работника возникало желание, стремление к эффективной деятельности. Для успешного стимулирования необходимо знать внутренние мотивы.
Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это
определение показывает тесную взаимосвязь
управленческого и
2. МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ.
Для
достижения целей организации руководству
необходимо обеспечить эффективные
действия персонала. Для этого нужно
не только обеспечить функциональную
загрузку работников и создать им
необходимые условия, но и вызвать
у них желание энергично
Мотивационные
аспекты управления получили широкое
применение в странах с развитой
рыночной экономикой. В нашей стране
понятие мотивации появилось
сравнительно недавно в связи
с демократизацией
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
С
точки зрения психологии мотивация
- это потребность или желание,
стимулирующее и направляющее поведение
человека7.
2.1. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека.
Наиболее широко известными теориями мотивации этой группы являются: пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория ERG Альдерфера, теория факторов Герцберга.
В соответствии с теорией иерархии потребностей Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Данные группы потребностей Маслоу представил в виде пирамиды.
К первому уровню потребностей Маслоу причислил физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание – в пище, жилье, отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
Ко
второму уровню были отнесены потребности
в безопасности и уверенности
в будущем, удовлетворяемые с
помощью заработной платы, превышающей
минимальный уровень, которая уже
позволяет приобретать
На третьем уровне Маслоу разместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.