Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить культуру делового общения, ее общую характеристику и специфические черты.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие «деловое общение», особенности делового общения;
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………….……. 3
1. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ……………………………………………….. 5
1.1. Деловое общение, его особенности………………………………….…
1.2. Культура речи делового общения, ее слагаемые………………….….
1.3. Культура речи и принципы «речевого поведения» менеджера ..……. 5
7
9
2. ТИПЫ КУЛЬТУР В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ…….……………………… 13
2.1. Речевая культура делового общения…………………………………. 13
2.2. Логическая культура делового общения…….………….…………….. 16
2.3. Психологическая культура делового общения……….……………….. 18
2.4. Невербальная культура делового общения…………………….……… 19
3. ФОРМЫ И КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.……………………..… 24
3.1. Ведение деловой беседы и коммерческих переговоров……………… 24
3.2. Прием посетителей и общение с ними………………………………… 27
3.3. Ведение делового телефонного разговора…………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………..……………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….………..……...... 34
ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………… |
3 | |
1. |
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ……………………………………………….. |
5 |
1.1. Деловое общение, его особенности………………………………….… 1.2. Культура речи делового
общения, ее слагаемые………………….… 1.3. Культура речи и принципы «речевого поведения» менеджера ..……. |
5 7 9 | |
2. |
ТИПЫ КУЛЬТУР В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ…….……………………… |
13 |
2.1. Речевая культура делового общения…………………………………. |
13 | |
2.2. Логическая культура делового общения…….………….…………….. |
16 | |
2.3. Психологическая культура делового общения……….……………….. |
18 | |
2.4. Невербальная культура делового общения…………………….……… |
19 | |
3. |
ФОРМЫ И КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.……………………..… |
24 |
3.1. Ведение деловой беседы
и коммерческих переговоров………… |
24 | |
3.2. Прием посетителей и общение с ними………………………………… |
27 | |
3.3. Ведение делового телефонного разговора…………………………….. |
29 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……… |
32 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….………..……...... |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, а также принципами делового общения.
Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.
Компетентность в сфере
Цель данной курсовой работы - изучить культуру делового общения, ее общую характеристику и специфические черты.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
Объект исследования – деловое общение, его особенности.
Предмет исследования – культура делового общения, ее специфические черты.
В качестве источников информации для написания данной курсовой работы использовались следующие материалы: научные статьи, учебные пособия, монографии, данные глобальной информационной сети интернет.
1. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата, т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности.
При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения [1, с. 31].
Под деловым общением понимается речевое взаимодействие партнеров в деловой сфере, осуществляемое в письменной или устной форме в рамках официально-делового стиля [2, с. 57].
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Другой специфической
В зависимости от различных признаков (факторов) деловое общение делится на виды:
1) с точки зрения формы речи - устное и письменное;
2) с точки зрения однонаправленности или двунаправленности речи между говорящим и слушающим - диалогическое и монологическое;
3) с точки зрения количества участников - межличностное и публичное;
4) с точки зрения положения коммуникантов в пространстве - контактное и дистантное.
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.
В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь - различные формы гибридных стилевых образований.
Значительны языковые различия между диалогической и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая - к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение - это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь - это монологическая речь.
Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации [3, с.44].
Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.
Письменная деловая речь, в которой
реализуются диалогические
Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах - устной и письменной [4, с. 31].
Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.
Владение всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя.
2.2. Культура речи делового общения, ее слагаемые
К какой бы области ни относилось понятие культура речи делового общения или «речевая культура», оно всегда включает три основных аспекта: ортологический, коммуникативный и этический (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. – Аспекты речевой культуры
Ортология - наука о правильной речи,
о языковых нормах и их изменении. В сознании
говорящего и пишущего норма выступает
как образец, схема, шаблон, по которому
строится слово, предложение, высказывание.
Нормы формируются под влиянием литературного
творчества и речевой практики нации и
являются непременным условием единства
языка и нормального функционирования
языковой системы. Они кодифицируются,
т.е. описываются, закрепляются как образец
в словарях, справочниках,
учебниках [2, с. 69].
Правильность речи - это базовое требование культуры речи, ее основа. Грамотность в широком смысле этого слова - непременное условие успешности в деловом общении.
Особенно важно для менеджера, руководителя, муниципального служащего представлять себе нормативный аспект языка документов и устной деловой речи.
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Можно, не нарушая норм русского литературного языка, произвести на собеседника отталкивающее впечатление [5, с. 25].
Язык располагает огромным арсеналом средств. Они должны использоваться с учетом сферы, ситуации, задач и жанра речи и быть мобилизованы на достижение коммуникативной цели. Коммуникативный аспект речевой культуры как раз и рассматривает эти вопросы.
То, что в современной лингвистике называется коммуникативным аспектом культуры речи, было известно еще в античности в качестве одной из почитаемых наук - риторики. Вначале риторика была наукой об ораторском мастерстве, об «умении увлечь души словами» (Платон). Затем риторику стали понимать как науку о «хорошей» речи, выделяя такие ее качества, как точность, ясность, выразительность, логичность, чистоту, уместность. Все эти качества связаны между собой и являются характеристиками речи правильной и искусной.
Этический аспект речевой культуры
представлен лингвистической
Деловое общение очень часто не просто включает этикетное общение, но с необходимостью предусматривает его. Существуют особые этикетные жанры делового общения: выражение соболезнования, благодарности, поздравления. Руководители, менеджеры, служащие должны хорошо знать и адекватно использовать средства речевого этикета, так как от успешного использования этих средств во многом зависит результат делового общения.
1.3. Культура речи и принципы «речевого поведения» менеджера
Термин «речевое поведение» обозначает
всю совокупность речевых действий и их
форм, рассматриваемых прежде всего в
социально-коммуникативном аспекте. Для
менеджера и управленца это речевые действия,
по необходимости совершаемые им в профессиональном
деловом
общении [7, с. 71].
Выдающийся лингвист Т. Г. Винокур писала, что «речевое поведение предстает как визитная карточка человека в обществе». Приведем формулировку Дж.Остина, одного из разработчиков теории речевых актов - «слово как действие» - т.е. слово является действием в определенных условиях по отношению к определенному адресату.
В наибольшей степени действенность речи ощутима именно в деловом общении: в письменной форме оно представляет собой язык документов, которые руководят действиями людей, в устной - диалоги, в процессе которых сталкиваются мнения и интересы групп людей, вырабатываются общие принципы взаимодействия и конкретные планы сотрудничества, находятся выходы из конфликтных ситуаций.