Корпоративная социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:50, лекция

Описание работы

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это так же называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности — концепция в соответствии с которой, организация, предприятие, учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчика, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, общественной среды. Это обязательства выходит за рамки установленного законом, обязательства соблюдать законодательство, и предполагает что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников, их семей, а так же местного сообщества и общества в целом.

Работа содержит 1 файл

Лекции КСО.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

11%  участие бизнеса в местных  социальных программах

7%  точность соблюдения закона

Бизнес должен ответственно действовать  в таких сферах, как: защита окружающей среды, финансирование здравоохранения. Соблюдение интересов потребителей.

 

Можно выделить четыре составляющих социально ответственного бизнеса:

Ответственный деловой партнер  — компания действует согласно правовой и этическим нормам ведения бизнеса, строя свои отношения с партнерами на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности. Социальной-ответственной  в этом смысле можно назвать только ту компанию, которая ведет цивилизованный бизнес (прозрачная финансовая отчетность и не двусмысленное юридическое оформление)

Ответственный работодатель — это  когда компания действует в соответствии с нормами трудового законодательства, платят экономически-обоснованную заработную плату, и заботиться о социальном благосостоянии рабочих

Ответственный гражданин — оплачивание  налогов, ведение деятельности в  соответствии с установленными нормами

Участие в социальных отношениях —  социально-ответственная компания, инвестирует человеческий капитал, формирует собственную среду обитания, закладывая основы не только для своего производства, но и для развития экономики в целом

 

КСО предполагает выполнение следующих  обязательств:

  1. Перед государством и обществом — рациональное использование природных ресурсов, соблюдение норм экологической безопасности,  своевременная уплата налогов, создание рабочих мест, производство качественной продукции
  2. КСО перед партнерами по бизнесу - добросовестная конкуренция
  3. Соблюдение деловой этики перед сотрудниками фирмы — соблюдение трудового законодательства, создание благоприятных условий труда, своевременная оплата труда, содействие профессиональной подготовке и повышению квалификации, способствование карьерному росту, предоставление социального пакета и дополнительных социальных гарантий.
  4. Участие в формировании и реализации социальных проектов федерального и регионального уровней, благотворительных фондов, различных программах и акциях. В ходе исследования проведенного ассоциацией менеджеров было предложено дать определение корпоративной ответственности — в числе наиболее важных характеристик корпоративно-ответственного поведения бизнеса были названы: соблюдение законов, уплата налогов, принятие мер к улучшению экологической ситуации.

Определение корпоративной ответственности  по результатам социологического исследования ассоциации менеджеров

Характеристики

Оценки в процентах от общего числа ответов респондентов

Население

Менеджеры предприятий

  1. Выпуск качественной продукции

46,00%

47,50%

  1. Соблюдение законов

35,50%

35,00%

  1. Уплата налогов в полном объеме

34,00%

29,50%

  1. Принятие мер против загрязнение окружающей среды

30,00%

31,50%

  1. Забота о сотрудниках

25,20%

33,50%

  1. Выплаты высокой заработной платы

19,10%

11,50%

  1. Вложение ресурсов в производство и его развитие

14,80%

19,00%

  1. Вложение денег в социальные программы регионы

12,60%

11,00%

  1. Благотворительность

10,50%

2,50%

  1. Помощь регионам в решении социальных вопросов

10,40%

10,50%

  1. Непричастность к коррупции

9,60%

13,50%

  1. Поддержка школ образования

9,30%

3,00%

  1. Строительство новых предприятий

9,30%

11,50%

  1. Открытость отчетности

8,70%

13,50%

  1. Удержание приемлемых цен на свою продукцию

7,50%

8,50%

  1. Вложение денег в новые технологии

8,20%

14,50%

  1. Бесконфликтные отношения с властью

2,40%

2,00%

  1. Затруднились с ответом

2,20%

0,50%


 

 

Понимание социальной ответственности  бизнеса различными категориями  респондентов не во всем совпадают. Для  населения это прежде всего качество продукции, соблюдение законов, уплата налогов, вопросы экологии, улучшение условий труда и повышения заработной платы.

Исходя  из анализа таблицы, менеджмент больше всего обращает внимание на качество продукции, соблюдение законов, уплата налогов, вопросы экологии, вложение ресурсов в производство, непричастность к коррупции, забота о сотрудничестве.

 

В целом  множество точек зрения о характеристики социальной ответственности совпадают. Их можно сформировать в три подхода:

  1. Социальная ответственность бизнеса сводится к организации деятельности фирмы наиболее эффективным способом, получению прибыли. Сторонники данного подхода рассматривают затраты на социальные нужды как непроизводительное отвлечение финансовых средств, считают что основная обязанность бизнеса это соблюдение действующего законодательства, уплата налогов и они считают что этим формальные обязанности перед государством и обществом выполнены, все прочие обязательства носят сугубо добровольный характер и определяются этическими нормами, корпоративной культурой. Требования имиджа и репутационной составляющей. Соблюдение законодательство — есть не более чем необходимое условие бизнеса в цивилизованном обществе.

 

Социальная ответственность в  рыночной экономике

В послании президента РФ к федеральному собранию подчеркивается, что «социальная  ответственность должна быть основой деятельности чиновников и представителей бизнеса, и они обязаны помнить что источник благополучия и процветания России — народ. Государство же обязано сделать так, что бы это было не на словах, а на деле».

Показатель социальной ответственности  — это добровольное использование части прибыли на общественные нужды: благотворительность, меценатство, спонсорство. Различают социальную ответственность государства и социальную ответственность бизнеса.

 

Социальная ответственность государства  распространяется на национальную безопасность, образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, социальную инфраструктуру и макроэкономическую политику. На бюджетном обеспечении находятся: учителя, военные, врачи, артисты, социальные работники, пенсионеров, инвалидов, чиновников. Через механизм государственного перераспределения, налоги и сборы, собранные от ведения бизнеса, должны поступать на исполнение федерального бюджета, поддержку правовых институтов и развитие институтов гражданского общества. Поэтому, чем больше будет бизнеса, генерирующего добавленную стоимость, осуществляющего инвестиции в России и платящего налоги, тем выше будут темпы роста ВВП, доход на душу населения, и качество жизни отдельно взятого гражданина.

 

КСО бизнеса предполагает:

  • Обязанность компании усиливать позитивное влияние на общество и сокращать негативные эффекты от своей деятельности.
  • Действия корпорации которые способствуют увеличению общественной пользы
  • Добровольные акции компании, демонстрирующие включенность в социально-экономические вопросы государства.

 

 

Степень включенности в глобализацию.

Существуют различные модели социально-ответственных  корпораций:

  • Модель Кристофера Стоуна — предполагает всестороннее рассмотрение корпорации:
    1. Корпорация как гражданское лицо: забота о соблюдении закона, содействие законотворчеству (добровольное предоставление имеющейся информации о дополнительных мерах, необходимых данной отрасли), соблюдение фундаментальных норм общественной морали (не прибегает к обману и взяточничеству)
    2. Корпорация как производитель: ориентация на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.
    3. Корпорация как работодатель: забота о безопасности производства, забота о хорошем эмоциональном и материальном состоянии персонала (недопустимость дискриминации)
    4. Корпорация как субъект управления ресурсами: забота о эстетике земельного участка и добыче ресурсов (сохранение, процент выработки и и.д)
    5. Корпорация как объект инвестирования: защита интересов инвесторов и полное предоставление информации о своем экономическом положении.
    6. Корпорация как конкурент: отказ от нечестной конкуренции
    7. Корпорация как участник социального развития: стимуляция нововведений, реагирование на внедрение новой продукции и новых технологий, Не забвение того, что её деятельность воздействует на качество жизни территории и признание связанную с этим ответственность.

 

КСО бизнес-структур может проявляться:

  • в виде прямых социальных инвестиций компании
  • через фонды и некоммерческие организации
  • в виде рационально упорядоченных  и эффективных социальных корпоративных коммуникаций.

 

 

Корпоративная социальная ответственность  в России

Каждый год российский бизнес направляет на социальные проекты более 5 млрд долларов. Для определения уровня социальной ответственности организации  используются социальные отчеты, которые в России выпускают более десятка компаний. Первые социальные и экологические отчеты появились на западе в 70 году, когда гос структуры стали требовать от бизнеса доклады о соблюдении норм трудовых отношений. В настоящее время появилось как минимум порядка 25 различных стандартов по корпоративной социальной ответственности. В России на выпуске компаниями социальных отчетов начали настаивать общественные организации (руководители российского союза промышленников и предпринимателей).

В 2003 и 2004 году подготовили и выпустили отчеты такие компании как Альфа-банк, Сибнефть, Югаз.

 

Сибнефть:

Создана в 1995 году. Занимается разведкой, добычей и переработкой нефти, а  так же розничной реализации нефтепродуктов.

Обеспечивают 7,4% добычи и 8% переработки нефти в России.

Насчитывает около 40 тысяч сотрудников

Выручка в 2004 году: 8,08 млрд долларов. Чистая прибыль: 2,05 млрд долларов.

Первый отчет КСО выпущен  в 2004 году по итогам 2002/2003 года, в свободной  форме с использованием международных  стандартов.

Общий объем вложений в социальные и экологические программы в 2004 году составил 8555 млрд рублей, т.е  на один рубль дохода приходится 3,4 копейки.

Структура вложений ОАО Сибнефть в  СЭП:

  1. Содействие развитию регионов. Благотворительность и спортивное спонсорство  - 7,265,0 млн рублей
  2. Питание на производстве — 209,659 млн рублей
  3. Организация диагностики, лечения и оздоровления сотрудников — 206, 081 млн рублей
  4. Пенсионные выплаты и помощь пенсионерам — 171,236 млн рублей
  5. Безопасность производственного процесса и обустройство рабочих мест — 159,515 млн рублей
  6. Материальная помощь сотрудникам — 137,128 млн рублей
  7. Рекультивация земель на нефтяных месторождениях — 90,962 млн рублей
  8. Жилищные программы — 8,932 млн рублей
  9. Экологические программы — 75 млн рублей
  10. Прочие социальные и трудовые программы — 55,356 млн рублей
  11. Поддержка коренных малочисленных народов крайнего севера — 54,9 млн рублей
  12. Разработка проекта реконструкции нефтяных месторождений — 17,253 млн рублей
  13. Экологический аудит месторождений — 11,2 млн рублей

 

 

Деятельность компаний в социальной области предполагает прямую благотворительность. Например программы в области  образования и проекты направленные на сохранение и поддержку Российской культуры.

 

За активную благотворительною  деятельность в области культуры холдинговая компания «Интеррос» награждена почетным дипломом президента Российской Федерации.

 

Интеррос:

Эрмитаж. Партнерские отношения  связывают компанию «Интеррос» с  государственным Эрмитажем. Для  реализации и продвижению совместных проектов создан благотворительный фонд. В настоящее время основные усилия Интерроса и Эрмитажа направлены на реализацию проекта «Большой Эрмитаж».

Стипендиальная программа благотворительного фонда Владимира Потанина.

 

 

Лекция хз какая по счету от 20.11

Анализ корпоративных компонентов:

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность