Корпоративная социальная ответственность российских корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Тезис о социальной ответственности бизнеса является достаточно новым для России. Рыночные преобразования, которые произошли в стране с конца 1980-х годов, привели к формированию узкого класса крупных собственников, сколотивших большие состояния.
Дистанцирование бизнеса от решения общественных проблем привело к углублению психологической пропасти между его представителями и большей частью населения. Даже сами представители бизнеса уверены, что население относится к их деятельности достаточно негативно.

Содержание

Введение
1). Опыт российского бизнеса
ОАО «Газпром».
ОАО «НК «Роснефть»
ОАО «Лукойл».
ОАО «ГМК «Норильский никель»
РАО «ЕЭС России»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Корпоративный менеджмент реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

      ⇒      Поддержка религиозных конфессий

    •          Адресная помощь

    ⇒      Поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения

    ⇒      Программа по возрождению народных промыслов

    ⇒      Помощь народам Крайнего Севера 

Поддержка российского спорта является одним  из важнейших направлений социальной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» на протяжении многих лет. Сегодня ключевыми приоритетами Компании в области развития физкультуры и спорта являются: 

  •   поддержка профессиональных спортивных коллективов России, национальных федераций и национального олимпийского движения;
  •   физкультурно-оздоровительная работа с сотрудниками Компании и членами их семей, развитие массовых видов спорта;
  • оказание содействия развитию детского спорта в России.

В условиях рыночной экономики ЛУКОЙЛ осознает основополагающую роль меценатства и спонсорства для развития спорта и оказывает материальную поддержку спортивным командам различного уровня - от дворовых до национальных сборных.

В 1998 году был  создан «Спортивный клуб «ЛУКОЙЛ», задачей которого стало содействие развитию физической культуры и спорта в России. На протяжении 10 лет организация ведет масштабную работу по реализации спортивных программ. Сегодня одним  из приоритетных направлений Клуба является сотрудничество с профессиональными спортивными коллективами и федерациями в области развития детского спорта в регионах деятельности Компании. 
 

ОАО «ГМК «Норильский  никель» 

В отличие от РАО ЕЭС и «ЛУКОЙЛа», «Норильский  никель» формирует свою социальную

деятельность, опираясь на четкую градацию целевых групп. Среди  них выделяются

следующие:

 

• общество в  целом 

• местные сообщества

• персонал

 

В зависимости  от целевой аудитории различаются  и цели, которые преследует компания. В 

отношении общества в целом, к примеру, «Норникель»  акцентируется на соблюдении

международных норм в сфере налогообложения (как базы для социальных расходов

государства), охраны труда, экологии, ресурсосбережения  и пр. 

 

В отношении  местных сообществам компания предполагает решать более локальные 

задачи: способствовать развитию территорий, создавать новые  рабочие места, решать

местные экологические  вопросы и т.д. 

 

В отношении  собственного персонала компания делает упор на мотивации персонала.   
 
 

ОАО РАО «ЕЭС России» 

ОАО РАО «ЕЭС России» рассматривает три основных принципа реализации социальной

ответственности: 

 

• социальная ответственность  за воздействие на экономику; 

• социальная ответственность  за воздействие на общество; 

• социальная ответственность  за воздействие на экологию. 

 

В 2008 году РАО  «ЕЭС России» получило 50 баллов в  международном рейтинге

корпоративной социальной ответственности Accountability Rating – это наивысший балл для 

российской компании. Набранные энергохолдингом 50 баллов соответствуют позиции таких 

мировых лидеров  как Ford, Nestle, Toshiba.

 

В компании социальная деятельность ведется по нескольким направлениям:

 

• содействие  развитию науки, образования, охраны окружающей среды, в рамках

которого оказывается  поддержка молодых ученых, фундаментальных  исследований в 

естественных  и гуманитарных науках;

• сохранение и  приумножение культурного наследия в виде поддержки проектов,

способствующих  развитию национальной культуры;

• поддержка  социального развития и  общественных инициатив;

• охрана здоровья и благополучия людей, в т.ч. социально  незащищенных групп;

• социальная ответственность за воздействие на экологию.   
 
 
 
 
 

Заключение.

      Сегодня российские компании, составляющие  большую часть российского бизнеса,  жертвуют в среднем 0,5 млрд  евро в год на социальные  программы. Более 50% этих пожертвований  выделяют пятьдесят крупнейших национальных компаний - ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СУАЛ, Северсталь и другие. На социальные цели каждая из них ежегодно тратит в среднем 10-50 млн евро. Во всех этих компаниях, как, впрочем, и в остальных, бизнес которых не ограничивается одним регионом или владением парой магазинов, созданы специальные отделы, занимающиеся социальными программами, или выделены специальные работники в отделах по связям с общественностью, которые отвечают исключительно за социальную помощь. Более 30% всех компаний в той или иной форме сотрудничают с НКО, изыскивая все более эффективные способы и средства для решения социальных проблем. Процент этот все ещё не велик, но он в несколько раз больше, чем пять лет назад. Такие компании, как ЮКОС или РОСБАНК, уже начали проводить конкурсы на получение грантов, в которых могут участвовать и НКО. ЛУКОЙЛ, Сиданко и ещё несколько корпораций учредили свои собственные корпоративные фонды.

      Из вышеизложенного может показаться, что нынешнее состояние корпоративной  благотворительности в России действительно блестящее. Суммы пожертвований более чем в пять раз превышают сумму всех международных грантов, выделяемых России, установлены связи с НКО, введена в законные рамки стратегическая благотворительность. Однако в развитии КСО в России все ещё остаются серьезные проблемы. Некоторые из них отражают весьма драматические процессы, происходящие в стране. Основные проблемы развития корпоративной социальной ответственности в России можно разделить на три группы. Прежде всего, это проблемы, связанные с сутью самого бизнеса. Необходимость субсидирования огромных социальных активов бывших советских предприятий резко ограничили мощности и возможности компаний по разработке новых стратегий социального участия. Сегодня более 70% из ежегодных 500 млн евро пожертвований российских корпораций идет на финансирование социальной инфраструктуры предприятий. А это означает, что компании обладают небольшой свободой выбора направлений благотворительности. Ещё это означает, что НКО, социальные учреждения и даже целые регионы, находящиеся вне сферы производственных интересов корпораций, остаются без всякой помощи с их стороны.

         В России одной из наиболее  крупных проблем в экономическом,  политическом и социальном аспектах  является проблема признания  частной собственности действительно личной собственностью, а не чем-то, случайно попавшим в руки определенных людей, что может быть отобрано в любое время.

В области  филантропии подобная философия  приводит к постоянному прямому  давлению властей на бизнес. Ожидается, что предприятия должны предоставлять все имеющиеся ресурсы для поддержки проектов и социальных программ местных администраций. При отказе предприятия сотрудничать оно может подвергнуться репрессивным мерам.

    Отечественным компаниям удается  избежать "благотворительного рэкета" во-первых, благодаря добровольной передаче части своих благотворительных ресурсов в распоряжение местных властей, во-вторых - и все чаще - продвижению своих бывших сотрудников на посты губернатора и мэра. Компании среднего и малого бизнеса частично выходят из положения, создавая местные фонды. И все же проблема "благотворительного рэкета" остается одним из главных препятствий, мешающих бизнесу стать более прозрачным и развивать КСО.

     Политическое давление на корпоративную благотворительную деятельность в России все чаще означает запрет де факто на определенные виды пожертвований и подозрительное отношение властей к любому проявлению независимого мышления со стороны корпораций. Как только затрагивается государство, так сразу российской корпоративной благотворительности указывают на её место. Она должна финансировать детские приюты, но не касаться всей системы детского призрения, которая производит скорее бездомных и преступников, чем образованных граждан. Она должна оказывать помощь престарелым, но в эту помощь не должно входить финансирование НКО, которые не только кормят стариков, но и защищают их права. Она должна щедро жертвовать на культуру, но ни в коем случае не интересоваться, как расходуются эти деньги, она должна быть осторожной, выбирая вид искусства, отличающийся от традиционного.

    Не смотря на существующие  проблемы, российская корпоративная  благотворительность во многих  отношениях - явление уникальное. Во-первых, она очень объёмна и имеет  широкий охват; во-вторых, за несколько лет она достигла такой ступени развития, до которой компаниям в других странах потребовалось бы идти 30-50 лет. Российские компании создают свои собственные фонды, выдают гранты (объём отечественных корпоративных грантов в России скоро превысит объём международных) и ведут разговоры о прозрачности.

И ещё  её уникальность в том, что ей удается  сохраняться во все более ужесточающихся условиях, когда все налоговые  льготы отменены и политическое давление на бизнес растет с каждым днем. Независимая корпоративная благотворительность уже стала составляющей процесса развития гражданского общества в России: бизнес готов жертвовать на социальные проекты НКО. Поэтому общественные организации поддерживают бизнес-сообщество в его стремлении к независимой корпоративной благотворительности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Веблен  Т. Теория праздного класса. М. 1984.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  3. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России./ Под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
  4. Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - М: Приор. 2008.
  5. Б.В. Ракитский. Концепция социальной политики современной России. - М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000.
  6. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л., Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. Новгород, 2002.
  7. Волгин Н.А., Егорова В.К. "Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы" (учебное пособие) - М., 2002.
  8. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. Либоракиной М.И. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2003.
  9. Деревянченко А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. - М.: Социальные отношения, 2004.
  10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность российских корпораций