Корпоративная культура: сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического и эмпирического изучения корпоративной культуры управления предприятием выявить основные направления оптимизации корпоративной культуры управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач:
– уточнить сущность понятия корпоративной культуры;
– рассмотреть зарубежный опыт формирования корпоративной культуры;
– изучить российскую модель корпоративной культуры;
– разработать основные направления деятельности по управлению процессом оптимизации корпоративной культуры.

Содержание

Введение 3
1. Роль бизнес-культуры в современной экономике 6
1.1 Сущность и принципы формирования корпоративной культуры 6
1.2 Основные элементы корпоративной культуры 12
1.3 Зарубежный опыт формирования корпоративной культуры 15
2. Особенности российской модели корпоративной культуры 20
2.1 Особенности корпоративной культуры в постсоциалистической экономике 20
2.2 Современная российская модель корпоративной культуры 26
3. Основные направления оптимизации корпоративной культуры 32
3.1 Этапы формирования корпоративной культуры 32
3.2 Повышение эффективности корпоративной культуры 37
Заключение 41
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 121.20 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Московский государственный  университет печати им. Ивана Фёдорова

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

 

Тема: «Корпоративная культура: сущность и значение»

 

 

 

 

                                                                                                             

                                                                                             Выполнил:

                                                                                             студент группы ДР-3-2

                                                                        Козлова А.Ф.

 

                                                                    Проверил:

                                                                          к.э.н., доцент

                                                                            С.В. Мудрова

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

                                             

Оглавление

Введение 3

1. Роль бизнес-культуры в современной экономике 6

1.1 Сущность и принципы формирования корпоративной культуры 6

1.2 Основные элементы корпоративной культуры 12

1.3 Зарубежный опыт формирования корпоративной культуры 15

2. Особенности российской модели корпоративной культуры 20

2.1 Особенности корпоративной культуры в постсоциалистической экономике 20

2.2 Современная российская модель корпоративной культуры 26

3. Основные направления оптимизации корпоративной культуры 32

3.1 Этапы формирования корпоративной культуры 32

3.2 Повышение эффективности корпоративной культуры 37

Заключение 41

Список использованных источников 44

 

 

Введение 

В настоящее время можно  наблюдать увеличение интереса к  организационной (корпоративной) культуре. Это связано с тем, что организационная  культура позволяет в современных  условиях решить ряд проблем, возникающих  в организациях, и оказывает влияние  на эффективность функционирования предприятий.

Одним из важнейших мотивов  для исследования организационной  культуры является то, что традиционные методы управления организациями, построенные  на функциональной специализации работников и подразделений, разделении труда, обособленности отдельных структур организации друг от друга, основанные на линейности и равновесности процессов, не отвечают сложившимся в настоящем  условиям. Это обусловлено рядом  причин, среди которых наиболее существенными  являются совершенствование и распространение  информационных технологий, технологий производства, высокая степень непредсказуемости  и непостоянства рыночных условий  в силу изменчивости потребительского спроса и др.

Для современных фирм становится все сложнее успешно конкурировать  друг с другом традиционными способами. В условиях широкого выбора современный  потребитель выбирает то, что ему  продают вместе с товаром –  определенный стиль жизни. Поэтому  имидж и репутация предприятия  приобретают все большую важность в общей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, современным  организациям требуется новая идеология  управления, новый характер связей и отношений с внешней и  внутренней средой организации, то есть, организационная культура, более  соответствующая сложившимся условиям функционирования фирм.

Однако прежде чем формировать  организационную культуру, отвечающую современным требованиям рынка, необходимо установить общие тенденции  и закономерности ее развития, характер и направления ее влияния на деятельность и развитие предприятий, разработать  методы оценки и диагностики существующей организационной культуры фирмы.

Актуальность темы данного  исследования подтверждается потребностью руководителей предприятий в  ясном и четком определении понятия  организационной культуры, в практических рекомендациях по формированию и  развитию организационной культуры и выбору рациональной стратегии  ее развития, диагностике и оценке организационной культуры, а также  определения ее типа с целью принятия решения о необходимости ее изменения.

Изучение корпоративной  культуры управления тесно связано  с именами ученых, которые являлись основоположниками теории управления организацией таких, как Файоль А., Тейлор Ф, Шелдок О. и многих других. Современное рассмотрение проблемы корпоративной культуры управления предприятием нашло отражение в работах Л.К. Аверченко, Э.А. Капитонова, Ю.Д. Красовского,  Г.П. Зинченко, В.А. Спивака, А.И. Китова, А.В. Филиппова и многих других.

Цель исследования – на основе теоретического и эмпирического  изучения корпоративной культуры управления предприятием выявить основные направления  оптимизации корпоративной культуры управления предприятием.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач:  
– уточнить сущность понятия корпоративной культуры;

– рассмотреть зарубежный опыт формирования корпоративной культуры;

– изучить российскую модель корпоративной культуры;

– разработать основные направления деятельности по управлению процессом оптимизации корпоративной культуры.

Объект исследования –  корпоративная культура предприятия. Предмет исследования – социально-психологические условия по оптимизации изучаемого явления.

В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания: диалектической логики, системного, структурного и функционального  анализа, сравнения, наблюдения, графического и экономико-статистического представления результатов исследования и др. Полученные результаты могут послужить предпосылкой для дальнейших исследований по вопросам оптимизации корпоративной культуры.

 

 

1. Роль бизнес-культуры в современной экономике

1.1 Сущность и принципы формирования корпоративной культуры

Успех деятельности то или  иной организации в значительной степени зависит от того, насколько  сотрудники этой организации объединены общими целями и общим отношением к своему труду. Мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и отдельных лиц на единые цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать и облегчать общение, является корпоративная культура. Именно она делает организацию уникальной, формирует ее историю и организационную структуру, правила коммуникации и принятия решений, внутренние ритуалы и легенды.

Если определять корпоративную  культуру как способ существования  организации, то станет ясно, что она будет меняться вместе со сменой внешних условий существования.

Корпоративная культура –  комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствии внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию. Она становится атрибутом современной корпорации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей организации и работника, качественное улучшение их совместной жизнедеятельности.

У каждой организации своя культура. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Она определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и будут работать в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе.

В литературе по теории организации  не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры. Многие авторы воспринимают ее как систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации, как характерную черту, отличающую одну организацию от другой.

Один из наиболее серьезных  исследователей корпоративной культуры Э. Шейн определяет ее как «модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения...». Он полагает, что культура проявляется на поведенческом уровне и в общепринятых ценностях, но суть культуры заключается в скрытых ощущениях и представлениях, свойственных группе. Э. Шейн исключает из определения культуры поведение, считая, что в организации оно определяется множеством других факторов помимо культурного.

По мнению Э. Шейна, смысл  термина «корпоративная культура»  включает в себя основные понятия (basicassumptions) и разделяемые членами организации убеждения (beliefs), которые действуют на подсознательном уровне и выражаются в воспринимаемом как само собой разумеющееся отношении организации к себе и окружающему миру. Эти понятия и убеждения отражаются на поведенческих моделях, приобретенных группой в процессе выживания и борьбы с внешними и внутренними проблемами. Такие модели поведения воспринимаются как данное, потому что они прошли испытание временем, многократно и успешно решая проблемные ситуации. И этот более глубокий, внутренний уровень культуры следует отличать от поверхностного внешнего, который проявляется в артефактах и ценностях.

Итак, под корпоративной  культурой Э. Шейн имеет в виду набор основных понятий, изобретенных, обнаруженных или созданных данной социальной группой по мере решения проблем внешней адаптации и внутренней организации, которые «сработали» в прошлом и зарекомендовали себя как надежные и правильные, следовательно, им можно обучать новых сотрудников как образцу для подражания. Исследователь видел в корпоративной культуре некий постоянный процесс, посредством которого принятые в организации модели поведения передаются новым ее членам, видоизменяются и адаптируются со временем под влиянием внутренних и внешних воздействий. Э. Шейн считал культуру не столько побочным продуктом организации, сколько ее неотъемлемой частью, которая влияет на поведение ее членов и на эффективность ее деятельности. 1

Дж. Коттер и Дж. Хескетт, рассматривая подобно Э. Шейну поведение как часть культуры, выделяют два уровня ее: ценностный и поведенческий. По их определению, ценности – это «представления о том, что является жизненно важным; ценности в разных компаниях различны: в одних это деньги, в других – технологические изобретения или благосостояние сотрудников». Получив свое признание, определенные ценности стабильно и неизменно закрепляются в организации, независимо от того, что какие-то члены организации приходят и уходят. В отдельных случаях ценности становятся настолько укоренившимися и само собой разумеющимися, что люди не отдают себе в них отчета и не воспринимают их со стороны. По мнению Дж. Коттера и Дж. Хескетта, поведение отражает то, что члены организации на самом деле делают каждый день, это «модели и стиль жизнедеятельности, которые приветствуются и поддерживаются в членах организации». Например, в одном коллективе люди трудолюбивы, в другом – дружелюбны и т.д. Поведение легче измерить, чем ценности, хотя и поведение может быть укоренившимся.2

Многие авторы определяют корпоративную культуру как набор общепринятых моделей поведения, артефактов, ценностей, убеждений и понятий, которые вырабатываются в организации по мере того как она «учится» справляться с внешними и внутренними трудностями на пути к успеху и в борьбе за выживание. При этом выделяются два уровня: внешний и внутренний. К внешнему относятся артефакты, модели поведения, речь, формальные законы, техническое ноу-хау, способы производства и использования товаров. Внутренний уровень скрыт от внешнего наблюдения, расположен в умах членов организации и включает в себя образ мысли, идеи, верования, ценности, отношения, способы восприятия окружающего мира.

Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации, но ни одно из них не передает суть этого понятия.

Л. Каммингс отмечал, что «организационная культура является, по сути, решением противоречий, которые естественно присутствуют в организации».

П. Друкер рассматривал корпоративную культуру как «подлинное организующее начало». Поскольку она представляет собой среду, созданную совместной деятельностью людей, она ведет их к объединению совместных усилий без каких-либо видимых мер со стороны управляющего центра.

Дж. Коттер и Дж. Хескетт определяют корпоративную культуру как «социально созданную реальность» и, следовательно, от того, как мы воспринимаем и реализуем культуру, зависит, как определяется культура и как она изменяется.

Большинство функций организационной  культуры важны как для организации, так и для каждого ее члена. Ценность организационной культуры для организации состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в поведении сотрудников. Для сотрудников организационная культура служит своеобразным компасом для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в организации.

Однако не следует игнорировать некоторые негативные аспекты организационной  культуры, которые во многом влияют на достижение организационных целей. Здесь имеется в виду следующее: организационная культура иногда может приходить в противоречие с окружающими организацию условиями среды. Так, если окружающая среда подвержена быстрым изменениям, то выработанная годами организационная культура перестает соответствовать этим изменениям, и тогда компании, вынужденной приспосабливаться к новым внешним условиям, приходится формировать новую организационную культуру и пересматривать систему регулирования трудовых отношений в организации.

Информация о работе Корпоративная культура: сущность и значение