Корпоративная культура предприятия туриндустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – сеть туристических агентств «Яроблтур»».
Предмет исследования – корпоративная культура сети туристических агентств «Яроблтур»».
Цель исследования: изучить особенности корпоративной культуры в сфере туризма на примере туристического агентства «Яроблтур».

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Теоретический анализ проблемы корпоративной культуры 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Функции и задачи корпоративной культуры 8
1.3. Структура корпоративной культуры 10
1.4. Основные методы формирования корпоративной культуры 17
1.5. Типы корпоративной культуры 20
Вывод по главе I 25
Глава II. Практическое исследование корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»» 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Характеристика предприятия 27
2.3. Анализ результатов исследования типов корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»» 29
2.4. Специфика корпоративной культуры различных офисов «СТА
«Яроблтур»» 35
Вывод по главе II 39
Заключение 40
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая.docx

— 158.54 Кб (Скачать)

Рыночная культура. Организация ориентирована на результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлены и соперничают друг с другом. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Данный тип ориентирован на внешнее окружение, в основном внимание организации фокусируется на операциях с внешними клиентами.

Иерархическая культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода выполнения операций.

Клановая культура. Дружественное место работы. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. [1]

Тромпенаарс Ф. отмечает, что при выделении характера или типа корпоративной культуры особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней.

Для выделения различных типов  корпоративных культур Тромпенаарс Ф. выделил такие параметры, как «ориентация на человека (личность) или ориентация на задачу (цель), равенство или иерархия» [17], и на их основе выделил следующие виды корпоративных культур:

Семья. Эта культура одновременно очень личная и иерархическая. Такая культура ориентирована на власть, где руководитель считается главным и заботливым отцом, который лучше подчиненных знает, что принесет пользу. Предпочтение отдается субъективным взглядам, а не объективным данным. Мотивацию работников может усилить скорее похвала и признательность, чем деньги. Работники имеют тенденцию рисковать вместе и способны достаточно хорошо действовать в ситуации неопределенности.

Эйфелева башня. В данной культуре заранее заложено бюрократическое распределение труда, контроль за которым выполняется на верхушке иерархии. Каждый следующий уровень выполняет четкую функцию по удержанию вместе низших уровней, карьера базируется на профессиональной квалификации. Работники предельно точны и исполнительны, конфликты считаются иррациональными, критика и жалобы направляются по специальным каналам для выяснения обстоятельств и разрешаются с помощью разработанных правил и процедур.

Управляемая ракета. Эта культура, обезличена и ориентирована на задачу, стоящую перед командой или проектной группой. Деятельность человека не связана с его ролью или должностью, все субъекты данной культуры делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи. Все члены группы занимают равные позиции, взаимоотношения в создаваемых на непродолжительное время группах непрочные и существуют только при выполнении проекта. Текучесть кадров в такой культуре высока, специалисты проявляют верность профессии или проекту, а не компании.

Инкубатор. Организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека. Эта культура одновременно и личная и равноправная, практически лишена всякой иерархии. Лидерство завоевывается, конфликт разрешается либо расколом группы, либо попыткой использовать предлагаемые изменения. Мотивация у работников сильная, искренняя, все, как правило, увлечены происходящим творческим процессом. [17]

На наш взгляд, более полную характеристику типа корпоративной культуры можно  получить, используя типологию, предложенную Хэнди Ч. В которой раскрываются особенности организации относительно преобладания в ней того или иного типа корпоративной культуры, а также требования к работникам в зависимости от того, какой тип культуры присущ организации, в которой они работают. На данной характеристике и будет основываться исследовательская часть нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

  1. Корпоративная культура представляет собой набор присущих всем членам организации поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, которые формируются создателями организации и получают поддержку, а также подвергаются изменениям в процессе дальнейшей жизнедеятельности организации.
  2. Основная функция корпоративной культуры – создание ощущения идентичности работников предприятия, образ коллективного «мы», а также обеспечение гармонизации организационных и индивидуальных интересов.
  3. Корпоративная культура проявляется на внешнем и внутреннем уровне. В первом уровне представлены такие видимые факторы, как фирменная одежда, цвета, логотип, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Данный уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление. На втором, скрытом уровне корпоративной культуры располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании.
  4. Формирование корпоративной культуры – это сложный и длительный процесс. Изменить сформировавшуюся корпоративную культуру трудно, так как это означает усвоение новых поведенческих норм, а, следовательно, создание новых моделей «поступок-последствие». Формирование корпоративной культуры, а тем более изменение уже существующей на предприятии – сложная и многоаспектная задача. От ее решения во многом зависит успешность бизнеса.
  5. Корпоративная культура явление очень многогранное, имеющее достаточно сложную структурную организацию. При выделении характера или типа корпоративной культуры особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней.

Глава 2. Практическое исследование корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»»

 

    1. Организация исследования

 

Цель  нашей работы практически исследовать корпоративную культуру сети туристических агентств «Яроблтур».

На этапе  практического исследования решим следующую задачу: определить доминирующий тип корпоративной культуры, преобладающей в компании «Яроблтур».

На сегодняшний день корпоративную культуру можно изучать разными методами, среди которых можно выделить следующие:

  • Интервью и анкетирование (опрос работников организации, по заранее продуманным вопросам);
  • Косвенные методы (например: предложить подобрать несколько пословиц или поговорок, которые лучше всего характеризуют важнейшие векторы отношений, в которых проявляются преобладающие ценности, установки и приоритеты);
  • Изучение устного фольклора (ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников организации, не передаются путем письменных инструкций, приказов или распоряжений; передаются и проявляются в неформальном общении);
  • Изучение документов;
  • Изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов;
  • Изучение сложившейся практики управления.

Для решения задачи мы использовали метод анкетирования, а в качестве инструмента исследования избрали методику «Тип корпоративной культуры» Ч. Хенди (Приложение 1), т.к. она:

  • Широко используется в практике менеджмента;
  • Позволяет проводить групповые исследования;
  • Экономична во времени;
  • Позволяет определить доминирующий тип корпоративной культуры.

Нами  было проанализировано 12 офисов компании «Яроблтур», которые предоставлены в Таблице 1. Каждый респондент был ознакомлен с целью и задачей исследования, правилами оформления бланка, правилом анонимности при ответах на вопросы.

Таблица 1

Перечень исследуемых  офисов

Номер офиса туристической компании «Яроблтур»

Количество работников офиса

Адрес

Главный офис № 1

5

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 18

Офис № 2

5

г. Ярославль, ул. Собинова, д. 15/14

Офис № 3

2

г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46

Офис № 4

3

г. Ярославль, ул. Свободы, д. 41

Офис № 5

4

г. Ярославль, пр-т Октября, д. 41-Б

Офис № 9

2

г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 10

Офис № 11

5

г. Ярославль, Московский пр-т, д. 97 

Офис № 13

4

г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 3

Офис № 25

3

г. Ярославль, ул. Кирова, д.10

Офис № 33

2

г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 64

Офис № 36

3

г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д.48 А

Офис № 42

2

г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 52Б


 

После описания организации исследования рассмотрим характеристику туристического агенства «Яроблтур».

 

    1. Характеристика предприятия

 

Сеть  туристических агентств «Яроблтур» основано в 1994 году.

В настоящее  время «Яроблтур» входит более 40 офисов (39 офисов по продаже туров: 26 офисов в Ярославле, 7 офисов в Рыбинске, офисы в Переславле-Залесском, Пошехонье, Угличе, Тутаеве, Семибратово, Некрасовском а также рекламно-информационным центром), в которых работает около 112 сотрудников, получивших соответствующее образование и практическую подготовку в различных сферах туризма.

Основными направлениями деятельности «Яроблтур» как туристического агентства являются:

  • отдых и лечение в санаториях, пансионатах и на базах отдыха Ярославской области и региона;
  • отдых и экскурсии в Санкт-Петербурге;
  • туры за рубеж: отдых на морских курортах, экскурсионные туры, детский и молодежный отдых, шоп- и бизнес-туры, получение образования и лечение за рубежом;
  • речные и морские круизы;
  • страховая и визовая поддержка, продажа авиа-, железнодорожных и автобусных билетов;
  • экспозиционная и рекламно-информационная деятельность (организация и проведение туристических и других выставок в Ярославле; издание путеводителей, карт-схем для туристов и т.п.).

Одним из направлений в рекламно-информационной деятельности туристического предприятия  являются выпускаемое ежемесячно региональное специализированное издание – «Яроблтур. Газета о туризме», а также сайт - www.yarobltour.ru

«Яроблтур» является региональным уполномоченным агентством ведущих туроператоров России, а также является призером национальных премий в сфере туризма. Успехи СТА «Яроблтур» как туристического агентства отмечены грамотами и дипломами ведущих операторов России по внутреннему и выездному туризму: БП «Ориент», «Мульти-тур», «Дельфин», «Русские путешествия», «Натали-турс», «Корал трэвел», «Пегас туристик», «ТЕЗ тур» и других. [27]

 

2.3. Анализ результатов исследования  типов корпоративной культуры  «СТА «Яроблтур»»

 

Для решения  задачи исследования, нами использовалась методика «Тип корпоративной культуры» Ч. Хенди (Приложение 1). Проведенное исследование основывалось на применении психологической методики.

Исходные  характеристики выборки мы представили  в виде таблицы, где указали пол, возраст, профессиональную структуру  и образование участвующих в  исследовании.

Таблица 2

Социально-демографическая характеристика выборки

Параметры характеристики

Количество человек

Общее число выборки

28

Возраст:

20-25

12

26-31

10

32-37

4

38-43

2

Пол:

мужской

5

женский

23

Профессиональная структура:

менеджеры

20

руководители

8

Образование:

среднее специальное

4

высшее

24


 

Основываясь на количественных показателях Таблицы2 «Социально-демографическая характеристика выборки», отметим средние параметры работника туристического агентства «Яроблтур».

Специалист сферы туризма - это женщина, т.к. работа в туристическом агентстве относится к категории «женской работы», это связанно с восприятием гендерных ролей, т.е. «мужская» и «женская» работа. Большинство мужчин воспринимают офисную работу как женскую, не требующую физической силы и малооплачиваемую.

 В возрасте от 20 до 25 лет – это связано со  спецификой работы в сфере туризма, её мобильностью (это рекламные туры, туристические выставки…),  а так же с тем, что работая в туристическом агентстве, у менеджеров не предполагается карьерного роста.

С большим преимуществом преобладает высшее образование, нежели среднее специальное – это также связано со спецификой работы, которая требует определенного уровня знаний (география, история и других теоретических знаний) и умений (коммуникабельность, работа с интернет-ресурсами…), которые дают в высшем учебном заведении. Высшее образование широко распространено среди молодых людей, потому что они рассматривают работу в туристической фирме как начальный этап, временный.

Большинство работающих специалистов менеджеры – это логическое деление у одного руководителя должно быть несколько подчиненных.

Информация о работе Корпоративная культура предприятия туриндустрии