Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Объект исследования – сеть туристических агентств «Яроблтур»».
Предмет исследования – корпоративная культура сети туристических агентств «Яроблтур»».
Цель исследования: изучить особенности корпоративной культуры в сфере туризма на примере туристического агентства «Яроблтур».
Введение 3-4
Глава I. Теоретический анализ проблемы корпоративной культуры 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Функции и задачи корпоративной культуры 8
1.3. Структура корпоративной культуры 10
1.4. Основные методы формирования корпоративной культуры 17
1.5. Типы корпоративной культуры 20
Вывод по главе I 25
Глава II. Практическое исследование корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»» 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Характеристика предприятия 27
2.3. Анализ результатов исследования типов корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»» 29
2.4. Специфика корпоративной культуры различных офисов «СТА
«Яроблтур»» 35
Вывод по главе II 39
Заключение 40
Библиографический список
Рыночная культура. Организация ориентирована на результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлены и соперничают друг с другом. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Данный тип ориентирован на внешнее окружение, в основном внимание организации фокусируется на операциях с внешними клиентами.
Иерархическая культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода выполнения операций.
Клановая культура. Дружественное место работы. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. [1]
Тромпенаарс Ф. отмечает, что при выделении характера или типа корпоративной культуры особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней.
Для выделения различных типов
корпоративных культур
Семья. Эта культура одновременно очень личная и иерархическая. Такая культура ориентирована на власть, где руководитель считается главным и заботливым отцом, который лучше подчиненных знает, что принесет пользу. Предпочтение отдается субъективным взглядам, а не объективным данным. Мотивацию работников может усилить скорее похвала и признательность, чем деньги. Работники имеют тенденцию рисковать вместе и способны достаточно хорошо действовать в ситуации неопределенности.
Эйфелева башня. В данной культуре заранее заложено бюрократическое распределение труда, контроль за которым выполняется на верхушке иерархии. Каждый следующий уровень выполняет четкую функцию по удержанию вместе низших уровней, карьера базируется на профессиональной квалификации. Работники предельно точны и исполнительны, конфликты считаются иррациональными, критика и жалобы направляются по специальным каналам для выяснения обстоятельств и разрешаются с помощью разработанных правил и процедур.
Управляемая ракета. Эта культура, обезличена и ориентирована на задачу, стоящую перед командой или проектной группой. Деятельность человека не связана с его ролью или должностью, все субъекты данной культуры делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи. Все члены группы занимают равные позиции, взаимоотношения в создаваемых на непродолжительное время группах непрочные и существуют только при выполнении проекта. Текучесть кадров в такой культуре высока, специалисты проявляют верность профессии или проекту, а не компании.
Инкубатор. Организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека. Эта культура одновременно и личная и равноправная, практически лишена всякой иерархии. Лидерство завоевывается, конфликт разрешается либо расколом группы, либо попыткой использовать предлагаемые изменения. Мотивация у работников сильная, искренняя, все, как правило, увлечены происходящим творческим процессом. [17]
На наш взгляд, более полную характеристику типа корпоративной культуры можно получить, используя типологию, предложенную Хэнди Ч. В которой раскрываются особенности организации относительно преобладания в ней того или иного типа корпоративной культуры, а также требования к работникам в зависимости от того, какой тип культуры присущ организации, в которой они работают. На данной характеристике и будет основываться исследовательская часть нашей работы.
Выводы по главе I
Глава 2. Практическое исследование корпоративной культуры «СТА «Яроблтур»»
Цель нашей работы практически исследовать корпоративную культуру сети туристических агентств «Яроблтур».
На этапе практического исследования решим следующую задачу: определить доминирующий тип корпоративной культуры, преобладающей в компании «Яроблтур».
На сегодняшний день корпоративную культуру можно изучать разными методами, среди которых можно выделить следующие:
Для решения задачи мы использовали метод анкетирования, а в качестве инструмента исследования избрали методику «Тип корпоративной культуры» Ч. Хенди (Приложение 1), т.к. она:
Нами было проанализировано 12 офисов компании «Яроблтур», которые предоставлены в Таблице 1. Каждый респондент был ознакомлен с целью и задачей исследования, правилами оформления бланка, правилом анонимности при ответах на вопросы.
Таблица 1
Перечень исследуемых офисов
Номер офиса туристической компании «Яроблтур» |
Количество работников офиса |
Адрес |
Главный офис № 1 |
5 |
г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 18 |
Офис № 2 |
5 |
г. Ярославль, ул. Собинова, д. 15/14 |
Офис № 3 |
2 |
г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46 |
Офис № 4 |
3 |
г. Ярославль, ул. Свободы, д. 41 |
Офис № 5 |
4 |
г. Ярославль, пр-т Октября, д. 41-Б |
Офис № 9 |
2 |
г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 10 |
Офис № 11 |
5 |
г. Ярославль, Московский пр-т, д. 97 |
Офис № 13 |
4 |
г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 3 |
Офис № 25 |
3 |
г. Ярославль, ул. Кирова, д.10 |
Офис № 33 |
2 |
г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 64 |
Офис № 36 |
3 |
г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д.48 А |
Офис № 42 |
2 |
г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 52Б |
После описания организации исследования рассмотрим характеристику туристического агенства «Яроблтур».
Сеть туристических агентств «Яроблтур» основано в 1994 году.
В настоящее время «Яроблтур» входит более 40 офисов (39 офисов по продаже туров: 26 офисов в Ярославле, 7 офисов в Рыбинске, офисы в Переславле-Залесском, Пошехонье, Угличе, Тутаеве, Семибратово, Некрасовском а также рекламно-информационным центром), в которых работает около 112 сотрудников, получивших соответствующее образование и практическую подготовку в различных сферах туризма.
Основными направлениями деятельности «Яроблтур» как туристического агентства являются:
Одним из
направлений в рекламно-
«Яроблтур» является региональным уполномоченным агентством ведущих туроператоров России, а также является призером национальных премий в сфере туризма. Успехи СТА «Яроблтур» как туристического агентства отмечены грамотами и дипломами ведущих операторов России по внутреннему и выездному туризму: БП «Ориент», «Мульти-тур», «Дельфин», «Русские путешествия», «Натали-турс», «Корал трэвел», «Пегас туристик», «ТЕЗ тур» и других. [27]
2.3.
Анализ результатов
Для решения задачи исследования, нами использовалась методика «Тип корпоративной культуры» Ч. Хенди (Приложение 1). Проведенное исследование основывалось на применении психологической методики.
Исходные характеристики выборки мы представили в виде таблицы, где указали пол, возраст, профессиональную структуру и образование участвующих в исследовании.
Таблица 2
Социально-демографическая
Параметры характеристики |
Количество человек |
Общее число выборки |
28 |
Возраст: 20-25 |
12 |
26-31 |
10 |
32-37 |
4 |
38-43 |
2 |
Пол: мужской |
5 |
женский |
23 |
Профессиональная структура: менеджеры |
20 |
руководители |
8 |
Образование: среднее специальное |
4 |
высшее |
24 |
Основываясь на количественных показателях Таблицы2 «Социально-демографическая характеристика выборки», отметим средние параметры работника туристического агентства «Яроблтур».
Специалист сферы туризма - это женщина, т.к. работа в туристическом агентстве относится к категории «женской работы», это связанно с восприятием гендерных ролей, т.е. «мужская» и «женская» работа. Большинство мужчин воспринимают офисную работу как женскую, не требующую физической силы и малооплачиваемую.
В возрасте от 20 до 25 лет – это связано со спецификой работы в сфере туризма, её мобильностью (это рекламные туры, туристические выставки…), а так же с тем, что работая в туристическом агентстве, у менеджеров не предполагается карьерного роста.
С большим преимуществом
Большинство работающих специалистов менеджеры – это логическое деление у одного руководителя должно быть несколько подчиненных.
Информация о работе Корпоративная культура предприятия туриндустрии