Контрольная работа по "Управлению карьерой"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

России до сих пор многие руководители либо считают, что карьера делается стихийно, либо думают, что построение карьеры — личное дело каждого. А зачастую руководители не заинтересованы даже в обучении сотрудников, потому что боятся: обученный человек может уйти в другую организацию, на большие деньги или более высокий пост. А может — что порою страшнее — выучившись, занять их, руководителей, место.

Содержание

1. Роль обучения в управлении карьерой в современной организации. 3
2. Формы и методы планирования и подготовки резерва руководителей. 11
3. Выбор методов обучения 18
Практическая часть: 25
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Управление карьерой.docx

— 118.15 Кб (Скачать)

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник  временно перемещается на другую должность  с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

В немецкой машиностроительной компании поступающие  на работу молодые рабочие в течение  первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых  в их цехе, переходя от одного рабочего места к другому через каждый месяц. Такой метод позволяет  обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных  ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ.

Крупная фармацевтическая компания систематически направляет молодых менеджеров на полугодовую  стажировку в отдел продаж, где  они напрямую общаются с клиентами  компании — практикующими докторами  — и лучше понимают специфику  своей профессии.

Вместе  с названными достоинствами ротация  обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при  планировании профессионального обучения, — высокими издержками, связанными с потерей производительности при  перемещении работника с одной  должности на другую.

Ученичество и наставничество («коучинг») являются традиционными методами профессионального  обучения ремесленников. С древних  времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен  и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в  подготовке специалистов, — медицине, виноделии, управлении.

Прежде  чем приступить к самостоятельной  практике, будущие доктора (уже закончившие  теоретический курс) работают в течение  нескольких лет под руководством опытного врача, выполняя его задания и постепенно переходя к самостоятельной работе.

Однако  современные ученики не обязательно  проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь, они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается  в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками  и т.д.

Американская  многонациональная компания назначает  наставников из числа высших руководителей  всем принимаемым на работу выпускникам  бизнес-школ. В течение двух лет  наставник и ученик регулярно  обсуждают работу последнего, процесс  его интеграции в организацию, возникающие  проблемы. При необходимости наставник  использует свое положение для реализации проектов ученика, выделении ресурсов, принятии решения о его повышении.

Данный  метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Обучение  на рабочем месте отличается своей  практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями  сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки  навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В  то же время такое обучение часто  бывает слишком специальным для  развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих  и профессиональных компетенций, поскольку  не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем  месте и выйти за рамки традиционного  поведения. Для достижения таких  целей более эффективны программы  обучения вне рабочего места.

Лекция  является традиционным и одним из самых древних методов профессионального  обучения. В ходе лекции (которая  сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория  воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством  изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет  развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать  необходимые акценты. Лекции чрезвычайно  эффективны с экономической точки  зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео или Интернет). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана  с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего  — лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и  самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует  обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала  и не может внести коррективы в  ход обучения.

Рассмотрение  практических ситуаций (кейсов) позволяет  в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое  обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и  т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое  обсуждение, в котором обучающиеся  играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет  участникам программы обучения познакомиться  с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить  навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного  использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется  определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность  значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам  приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет  обучающимся исполнять различные  профессиональные функции и за счет этого расширить собственное  представление об организации и  взаимоотношениях ее сотрудников.

Например, исполняющий во время деловой  игры роль директора по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на продукцию компании, отношения с заказчиками и  т.п., а следовательно, по-другому  посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т.е. моделируя его. Деловые игры достаточно полезны  с точки зрения выработки практических, управленческих (составления планов, проведения совещаний, переговоров) и  поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности  на качество, сотрудничество). Они менее  эффективны для усвоения теоретических  знаний и овладения новыми профессиями. Деловые игры дорогостоящи, поскольку  для их подготовки требуются специальные  навыки и довольно много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для  эффективности этого вида обучения, также требует участия специально подготовленных инструкторов.

Самостоятельное обучение является наиболее простым  видом обучения — для него не требуется ни инструктор, ни специальное  помещение, ни определенное время, —  обучающийся учится там, тогда и  так, как ему удобно. Организации  могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных  вспомогательных средств — аудио  и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Основной  чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся  может определять темп обучения, число  повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры  процесса обучения, являющиеся заданными  при других методах. В то же время  индивидуальный характер лишает самостоятельное  обучение одного из важнейших условий  эффективности — обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров  и их мультимедиа приложений позволяет  в значительной мере преодолеть этот недостаток.

Электронному  обучению мы посвятим отдельный раздел, в котором хотим подчеркнуть, в чем особенность электронного обучения по сравнению с другими  видами повышения квалификации.

Во-первых, электронные каналы доставки становятся частью всех вышеупомянутых методов  обучения: от мультимедийного компьютерного  курса до лекции или инструктажа. В этом смысле электронное обучение даже не является в строгом смысле индивидуальным видом обучения, это  именно канал доставки образовательного материала.

Во-вторых, электронное обучение обеспечивает огромный охват внутри организации  и повсеместную доступность даже самых специализированных курсов. Это  уже новое качество процесса обучения.

В-третьих, электронное обучение может быть как синхронным, так и асинхронным, т.е. передаваться в записи. В этом последнем случае оно все более приобретает функцию хранения и управления знаниями внутри организации, превращения в часть информационной структуры предприятия.

В существующих сегодня компьютерных программах обучение происходит в режиме постоянного  диалога обучающегося с компьютером, причем этот диалог ведется с помощью  различных средств общения —  компьютерной клавиатуры, голоса, видеоизображений, графических материалов и рисунков. При сохранении преимуществ индивидуального  обучения (контроль скорости, повторение, доступность), использование средств  мультимедиа дает возможность поддержания  постоянной обратной связи и корректировки  процесса обучения, что значительно  повышает его эффективность. Исследования американских ученых показали, что  компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости  материала (на 30%) и более высокий  процент запоминания, чем традиционные методы.

В отличие  от традиционных методов профессионального  обучения при компьютеризированном обучении основные издержки связаны  с разработкой, а не с реализацией  программ обучения. Однако после того как программа разработана, обучение практически ничего не стоит организации, т.к. для ее использования не нужно  ни инструкторов, ни помещений, ни учебных  материалов. Поэтому при большом  числе обучающихся компьютеризированные программы становятся экономически очень выгодными.

 

 

 

 

 

Практическая часть

Ситуация 

На машиностроительном предприятии  создан резерв на выдвижение  
(Должность Финансовый директор). Составьте план индивидуального развития каждого претендента на должность. Данные приведены в таблице:

 

Харвктерис-

Кандидат 1

Кандидат 2

Кандидат 3

тики 

           

Возраст

38

 

41

 

45

 

Пол

М

 

Ж

 

М

 

Образование

Высшее 

финансовое 

Высшее Инженерно-

Высшее:

Инженер-

     

экономическое

механик,Экономист 

Должность

Нач.

финансового

Нач.

планового

Гл. экономист - 9 лет 

 

отдела. -1 год 

отдела-3 года

   

Опыт работы

Фин.дир. 000 «Х» 3

Зам. начальника

Нач. экономического

 

года (Производство и 

планового отдела 3

отдела - 6 лет Нач.цеха 4

 

реализация метизов )

год, Нач. цеха -3

года бригадир 3 года

 

Нач. финчасти полка -

года, инж. по

токарь 2года

 
 

10 лет 

 

снабжению 5года,

(Родственное 

 
     

(завод) 

предприятие)

 

Навыки 

Хорошие

 

отличные 

Средние

 

коммуникации 

           

Прилежание 

Хорошее

 

отличное 

Исключительное 

Авторитет в 

Средний

 

высокий

Высокий

 

коллективе 

           

Аналитические

Хорошие

 

Исключительные 

Хорошие

 

способности

           

Настойчивость

Исключительная 

высокая

Высокая

 

Достаточно ли данных для уверенного выбора программы? Какие  
необходимы?

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению карьерой"