Контрольная работа по "Управление персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

1. Профессиограмма. Что такое профессиограмма? Составьте профессиограмму вида профессиональной деятельности, которым Вы занимаетесь.
2. Требования к кандидату на занятие рабочей вакансии. Какие требования предъявляются к современной должностной инструкции? Какова ее структура? Составьте примерную должностную инструкцию работника Вашей организации.

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………………..3
Задание 2……………………………………………………………………….....10
Задание 3………………………………………………………………………… 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Задание 1…………………………………………………………………………..3
  2. Задание 2……………………………………………………………………….....10
  3. Задание 3………………………………………………………………………… 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Профессиограмма. Что такое профессиограмма? Составьте      профессиограмму вида профессиональной деятельности, которым Вы   занимаетесь.

 

Профессиограмма (от лат. рrofessio - специальность, gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. В этом смысле профессиограмма - более широкий документ, нежели модель компетенций.

Психология управления выработала определенную методологическую схему разработки профессиограммы: профессия - профессионально значимые требования к работнику - профессионально важные качества - уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) - методы исследования - ранжирование уровня развитости ПФС - нормы оценки профессионально важных качеств - психограмма - профессиональный отбор и адаптация работника - прогнозирование его профессионального маршрута - виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Соответственно, выделяют следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

- системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре организации, а также возможный профессиональный маршрут работника;

- целостность - оценка  и анализ профессионально важных  качеств деятельности должны  быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

- практичность - результаты  тестовых исследований должны  подаваться в терминах, применяемых  в практическом направлении прикладной  психофизиологии, а инструментальные  методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

- научность и современность  - методология исследований должна  быть разработана с учетом  новейших научных концепций, методов  и знаний;

- эффективность - в  результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

В наиболее общем виде профессиограмма может включать следующие разделы.

Раздел 1. Общая социальная характеристика профессии.

1. Название профессии  по официально принятой номенклатуре.

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

3. Название и характеристика  рабочего места.

4. Престиж.

5. Должностной оклад  и его оценка.

6. Краткая характеристика  основных обязанностей.

7. Необходимое образование.

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также  перспективы административного,  научного и других видов продвижения.

9. Краткая характеристика  требований профессий к безошибочности  и надежности.

10. Основные особенности  общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения - узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.

11. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров и т.д.).

12. Профессиональные вредности,  льготы и другие особенности,  отличающие данную профессию  от большинства других.

Раздел 2. Психограмма.

2.1. Трудовое поведение  (описание трудового поведения  и внутренней картины труда):

1) фотография рабочего  дня;

2) хронометраж и описание  референтного поведения;

3) описание и оценка  динамических факторов труда  (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность);

4) условия труда и  их влияние на динамические  факторы труда;

5) психологическая оценка  рабочего места и трудовых  действий;

6) психологический анализ  ошибочных действий.

2.2. Требования на уровне  психических процессов:

1) рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

2) рабочие движения;

3) стереотипность движения;

4) преобладающие типы  мышления (предметно-практическое, теоретическое,  конкретное, абстрактное, лимитированность  по времени, в условиях дефицита  времени);

5) сложность и ответственность решений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля);

6) преобладающий вид  памяти;

7) преобладающий вид  речи (монологическая, диалогическая,  внутренняя);

8) удельный вес речи  в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой);

9) специальные и дополнительные  требования к речи;

10) активность, широта, интенсивность,  устойчивость, внимание;

11) эмоциональность;

12) типичный уровень  нервно-психический напряженности  труда (квалификации Т.А. Немчина);

13) напряженность;

14) монотония;

15) утомление.

2.3. Требования на личностном  уровне:

1) общая и специфическая  направленность личности. Структура,  широта, активность и действенность  мотивации;

2) значение опыта;

3) социальный интеллект;

4) внушаемость;

5) нравственно-психологическая устойчивость личности;

6) значение возраста, темперамента, типа нервной системы,  состояния здоровья, нервно-психической  и физической выносливости для  успеха профессиональной деятельности;

7) профессиональные способности;

8) особенности характера (необходимые, желательные, нежелательные, категорически противопоказанные).

Рекомендуется иметь  в виду следующие черты характера - социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д.

2.4. Референтное событие  (РС).

Психологическое описание и оценка РС часто ложатся в основу выводов  и рекомендаций по всему профессиографическому  исследованию, и потому требует к  себе особого внимания.

Раздел 3. Заключение.

В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии  и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера  в таком порядке:

1) профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические и др.);

2) профессионально значимые свойства  личности, состояний и процессов.  Желательно с количественными  оценками, ранжированием;

3) количественные показатели;

4) рекомендации.

При поверхностном сравнении профессиограмм и моделей компетенций бросается  в глаза аналогия - в обоих случаях  мы видим описание желательных черт работника. Существенные различия становятся очевидными, если задуматься над простым вопросом: какого именно сотрудника? Ответ будет следующим: профессиограмма описывает портрет абстрактного, идеального сотрудника, построенный по принципу полноты, - это попытка целостного описания всех качеств, необходимых для выполнения данных обязанностей.

Профиль же компетенций подразумевает  характеристики, присущие эффективным, лучшим исполнителям, построенные по принципу критических отличий. Он концентрируется  на ключевых свойствах, критичных для  успешных профессионалов в условиях конкретной организации.

Общей проблемой составления и  модели компетенции и профессиограммы  является их научно-методологическая сложность, требующая профессионального  аналитического, психолого-управленческого  подхода, а также трудоемкость их создания.

 

                                

 

 

 

                                   Профессиограмма

 

Менеджер по продажам (дистрибьютор)

 

Содержание деятельности:

Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации (в зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности.), направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

 

 

Условия деятельности:

Рабочий день нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Квалификационные требования:

 

Должен знать: законодательные  и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса, конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения. Основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микро - экономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда.

Средства деятельности: использует механические и электронные средства труда и коммуникаций.

 

Требования к профессионально  важным качествам: хорошая память, высокая  эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские  способности, готовность к разумному  риску, внятная речь, смелость, решительность, обязательность, самокритичность, терпение, компетентность.

Профессиональное образование: профессию  можно приобрести в высших учебных  заведениях.

 

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, имеющим дефекты речи и физические недостатки.

Родственные профессии: менеджер офиса, администратор зала, администратор  торгового зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования к кандидату на занятие рабочей вакансии. Какие требования предъявляются к современной должностной инструкции? Какова ее структура? Составьте примерную должностную инструкцию работника Вашей организации.

Эффективное управление человеческими ресурсами организации, полное раскрытие профессионального и творческого потенциала персонала, повышение качества и эффективности труда невозможно без юридически и научно обоснованного распределения обязанностей между работниками. Должностные обязанности на локальном уровне могут быть зафиксированы в трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, а также иных локальных нормативных актах. Особую роль в их закреплении играет должностная инструкция работника, которая является ключевым инструментом в регулировании трудовых отношений.

Информация о работе Контрольная работа по "Управление персоналом"